г. Пермь |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А60-51011/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя - Министерство социальной политики Свердловской области (ОГРН 1036603980280, ИНН 6661081169): Иванова Н.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2013, личность, полномочия и возможность участия которой в судебном заседании установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): Овчинникова Ю.А., удостоверение, доверенность от 13.05.2013, Котельников Д.А., удостоверение, доверенность от 01.03.2013, личность, полномочия и возможность участия которых в судебном заседании установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи,
от третьих лиц - ООО "ВитаЕ", Департамент государственного заказа Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Министерства социальной политики Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2013 года
по делу N А60-51011/2012,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: ООО "ВитаЕ", Департамент государственного заказа Свердловской области
о признании недействительными решений и предписаний,
установил:
Министерство социальной политики Свердловской области (далее -заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ - далее АПК РФ) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными решений в части пунктов 2 и 3, касающихся Министерства, и предписаний от 21.09.2012 N 946-з (дело N А60-51030/2012), от 21.09.2012 N 947-з (дело N А60-51037/2012), от 21.09.2012 N 952-з (дело N А60-51011/2012).
Определением суда от 31.01.2013 указанные дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А60-51011/2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2013 года (резолютивная часть объявлена 21 февраля 2013 года) в удовлетворении требований Министерству социальной политики Свердловской области отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство социальной политики Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), не учел положения Закона Свердловской области от 15.06.2011 N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления", Постановления Правительства РФ от 29.12.2009 N 1106 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной компании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Представитель апеллятора требования и доводы апелляционной жалобы поддержал в суде апелляционной инстанции, указав, что наличие в документации об аукционе требований, установленных п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не противоречит его положениям, в связи с чем признание оспариваемыми решениями антимонопольным органом в действиях заявителя нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона N 94-ФЗ и выдача предписаний не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель Управления ФАС по Свердловской области в суде апелляционной инстанции возражал против требований и доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на правомерность оспариваемых решений и предписаний, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Третьи лица - ООО "ВитаЕ", Департамент государственного заказа Свердловской области письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области, которым проверены полномочия явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВитаЕ" на действия Министерства как заказчика при размещении заказов путём проведения открытых аукционов в электронной форме N 0162200011812001661, N 0162200011812001658 и N 0162200011812001666 на предоставление услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторных оздоровительных учреждений круглогодичного действия, расположенных на территории Свердловской области и Уральского федерального округа, в 2012 году, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области приняло решения от 21.09.2012 N 946-З, 647-З и 952-З, признало жалобы необоснованными, вместе с тем, усмотрело в действиях Министерства нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов) и выдало предписания об устранении нарушений Закона о размещении заказов путём отмены в срок до 16 октября 2012 года всех составленных протоколов, отзыва извещений о проведении открытых аукционов в электронной форме теми же способами, которыми они были размещены.
Заявитель, усматривая несоответствие решений Управления в части, касающейся Министерства, и предписаний действующему законодательству и нарушение принятием данных ненормативных правовых актов его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушений Министерством ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов, приведших к ограничению числа участников размещения заказа.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дела о признании недействительными решений и предписаний, выданных антимонопольным органом, в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у данного органа, принявшего решения и издавшего предписания, полномочий на их принятие и издание, а также соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов требованиям законодательства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), устанавливающим единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч.5 ст.41.6 данного Федерального закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Статья 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ содержит обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (пункт 1 часть 1).
Как следует из документации об аукционе, Министерством установлены требования к участникам размещения заказа о представлении ими:
- копии лицензии на осуществление медицинской деятельности санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия по оказанию санаторно-курортной помощи, где должны быть указаны работы (услуги) по специальности "педиатрия", в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности);
- копии лицензии на осуществление перевозок пассажиров санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия или договора с организацией (юридическим или физическим лицом) на выполнение услуг по перевозке пассажиров, имеющей соответствующую лицензию, в соответствии с Законом о лицензировании;
- копии лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия, в которое предоставляются путевки, или копию договора данного учреждения отдыха и оздоровления детей с общеобразовательной организацией (учреждением), имеющей соответствующую лицензию, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) (статья 33.1), в случае предоставления услуг во внеканикулярное время.
Участники размещения заказа, являющиеся субъектами малого предпринимательства, осуществляющие туроператорскую деятельность, согласно п.3.2 документации об аукционе, обязаны представить:
- копию свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (статья 4.1);
- копию лицензии на осуществление медицинской деятельности санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия, в которое предоставляются путевки, по оказанию санаторно-курортной помощи, где должны быть указаны работы (услуги) по специальности "педиатрия", в соответствии с Законом о лицензировании и Положением о лицензировании медицинской деятельности;
- копию лицензии на осуществление перевозок пассажиров санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия, в которое предоставляются путевки, или договора с организацией (юридическим или физическим лицом) на выполнение услуг по перевозке пассажиров, имеющей соответствующую лицензию, в соответствии с Законом о лицензировании;
- копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам учреждением отдыха и оздоровления детей, в которое предоставляются путевки, или копию договора данного учреждения отдыха и оздоровления детей с общеобразовательной организацией (учреждением), имеющей соответствующую лицензию, в соответствии с законом Закон об образовании, в случае предоставления услуг во внеканикулярное время.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство, устанавливая указанные требования к участникам размещения заказа, не учло, что предметом размещения заказа являлась деятельность по оказанию комплекса услуг по организации отдыха и оздоровления детей, а не непосредственно медицинская, образовательная, перевозочная и (или) туроператорская деятельность. И, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензирование деятельности, являющейся предметом размещения заказа, управление пришло к верному выводу о том, что установленные министерством ограничения не основаны на нормах права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что предмет размещения заказа, поименованный как предоставление услуг по организации отдыха и оздоровления детей, не требует наличия лицензии (специального разрешения).
При этом суд апелляционной инстанции, принимая доводы апеллятора в части, отмечает следующее.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - это совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований; к организациям отдыха детей и их оздоровления относятся детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Данные положения воспроизведены в национальном стандарте "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007", утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 565-ст.
Согласно разделу 5 ГОСТ Р 52887-2007 услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды:
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
и) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
к) транспортные услуги;
л) развивающие услуги, направленные на развитие творческого потенциала и всестороннее развитие способностей у детей.
Для каждого вида услуги определены состав и форма ее предоставления.
Таким образом, услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления, в зависимости от организации (организационно-правовой формы), осуществляющей отдых детей и их оздоровление, ее уставной деятельности, цели и задачи организации (процесса) отдыха и оздоровления детей, могут заключаться как в предоставлении отдельного самостоятельного вида услуги, так и в комплексе, с учетом состава и формы предоставляемой услуги.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Согласно п.6.1 ГОСТ Р 52887-2007 работу учреждений отдыха и оздоровления детей организуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с предприятиями и учреждениями различных форм собственности, профсоюзами, молодежными, детскими и иными общественными организациями (объединениями).
Отношения, связанные с организацией и обеспечением отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 15.06.2011 N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".
Согласно ст.4 Закона Свердловской области от 15.06.2011 N 38-ОЗ организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в Свердловской области осуществляют в пределах своей комптенции федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также организации и граждане.
Согласно ст.11 данного Закона в сфере организации и обеспечения отдыха оздоровления детей в Свердловской области формирование и реализация государственных целевых программ Свердловской области осуществляются в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.03.2012 N 220-ПП утвержден Порядок организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области за счет средств федерального бюджета в 2012 - 2014 годах (далее - Порядок).
Данный Порядок определяет процедуру организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области за счет средств федерального бюджета в 2012 - 2014 годах.
Согласно пункту 2 Порядка организация отдыха и оздоровления детей осуществляется путем предоставления путевок детям в возрасте до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Свердловской области (далее - дети), в организации отдыха и оздоровления детей, расположенные на территории Российской Федерации, включающих питание, а также проезд на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
Формирование заявок на предоставление путевок в организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в силу пунктов 3 и 8 Порядка, осуществляет территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - Управление), который направляет заявки в Министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство).
Министерство осуществляет приобретение путевок в организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 9 Порядка).
Таким образом, при размещении заказа на приобретение путевок в санаторном учреждении отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия, расположенного на территории Уральского Федерального округа, в 2012 г., Министерство социальной политики обязано было соблюдать требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и антимонопольные требования к торгам, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Применительно к обстоятельствам настоящего дела при размещении заказа Министерство социальной политики Свердловской области должно было разработать документацию об аукционе таким образом, чтобы ее положения не противоречили требованиям вышеуказанных законов и нормативных актов.
Предмет же размещения заказа в документации об аукционе изложен таким образом, что позволяет сделать вывод о нарушении Министерством требований ч.4 ст.11 Федерального закона N 94-ФЗ, запрещающего заказчику, уполномоченному органу устанавливать иные, кроме указанных в частях 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 указанного Федерального закона, требования.
Как правильно указал суд первой инстанции, предметом размещения заказа являлась деятельность по оказанию комплекса услуг по организации отдыха и оздоровления детей, что следует из краткого наименования аукциона (предмета контракта).
Как следует из пояснений заявителя и содержания иных разделов документации об аукционе, имело место размещение заказа на предоставление услуг в комплексе, предоставляемых санаторным учреждением отдыха и оздоровления детей, в связи с чем были выдвинуты требования к наличию у участников размещения заказа, являющихся субъектами малого предпринимательства, лицензий на осуществление медицинской деятельности по специальности "педиатрия", на осуществление перевозок пассажиров, на осуществление образовательной деятельности либо наличие договорных отношений с лицами, осуществляющими данные виды деятельности при наличии лицензии, а участникам размещения заказа, осуществляющим туроператорскую деятельность, кроме того, копию свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров.
Суд апелляционной инстанции отмечает необходимость наличия лицензии при осуществлении указанных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", необходимость включения туроператора в единый федеральный реестр туроператоров в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Между тем, деятельность по предоставлению услуг по организации отдыха и оздоровления может быть рассмотрена как самостоятельный вид услуги, заключающийся в оказании посреднических услуг между исполнителями каждого вида поименованных в документации об аукционе услуг и их потребителями, в том числе при предоставлении их и использовании потребителем в комплексе, который не требует обязательного наличия лицензии для его осуществления. Данный вывод косвенно вытекает и из содержания документации об аукционе, согласно которой участником размещения заказа может быть не только специальная организация - санаторное оздоровительное учреждение, но и организация, осуществляющая туроператорскую деятельность. В связи с чем суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод антимонопольного органа, что законодательством не предусмотрено установление каких-либо требований к лицам, осуществляющим деятельность, являющуюся предметом размещения заказа, а именно: деятельность по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровления детей.
В соответствии с документацией об аукционе предмет контракта классифицирован по коду 8514000 ОК 004-93 "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - ОК 004-93), как вид услуг "услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений".
Согласно ОК 004-93 услуги в области образования классифицируются по коду 8000000, услуги по оказанию медицинской помощи - 7492034, пассажирские перевозки - 6011010.
Указанные виды услуг являются самостоятельными, предоставляемыми каждая отдельно от другой, даже в рассматриваемом случае, при направленности заявителя предоставления их в комплексе при организации отдыха и оздоровления детей.
Услуги по организации занятий спортом; услуги по организации отдыха и развлечений прочие - классифицируются по коду 9240000, услуги по организации отдыха и развлечений прочие - по коду 9249000, услуги по организации отдыха прочие - по коду 9249010.
Таким образом, для правильного размещения заказа и определения предмета контракта, выдвижения к его исполнению законных и обоснованных требований, в частности, к его исполнителю, победителю из числа участников размещения заказа, необходимо точное и верное изложение предмета контракта, которое в рассматриваемом случае при анализе содержания документации об аукционе является определяющим для выдвижения требований к участникам размещения заказа.
Суд первой инстанции правильно отметил, что, устанавливая требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, перевозок пассажиров, образовательной деятельности либо наличие договорных отношений с организациями, обладающими лицензиями на выполнение данных видов услуг, Министерство не учло, что данные услуги не являлись предметом размещения заказа, а таковым являлась деятельность по оказанию комплекса услуг по организации отдыха и оздоровления детей.
Применительно к спорным аукционам суд апелляционной инстанции полагает, что у Министерства социальной политики при разработке документации об аукционе, толковании и применении положений законодательства, направленного на реализацию гарантий прав детей в области организации и обеспечения их отдыха и оздоровления, произошло смешение понятий и определения предмета размещения заказа: по предоставлению услуг по организации отдыха и оздоровления детей и непосредственно оказание комплекса услуг (с указанием их перечня), направленных на отдых и оздоровление детей.
Документация же об аукционе должна быть разработана таким образом, чтобы избежать двоякое толкование его положений. В рассматриваемом случае Министерством социальной политики по Свердловской области это условие не соблюдено, что привело к допущению нарушения ч.4 ст.11 Федерального закона Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствие оспариваемых решений и вынесенных на их основе предписаний требованиям действующего законодательства, соответственно не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя принятием оспариваемых ненормативных актов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, оставляет решение суда в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2013 года по делу N А60-51011/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51011/2012
Истец: Министерство социальной политики Свердловской области
Ответчик: ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "ВитаЕ", Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Департамент государственного заказа Свердловской области, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "ВитаЕ"