г. Чита |
|
3 октября 2007 г. |
Дело N А58-795/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.П. Доржиева, Д.Н. Рылова, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО АК "Якутскэнерго" на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2007 года по делу N А58-795/07, принятое судьей Григорьевой В.Э.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, ОАО АК "Якутскэнерго", обратился с требованием о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 января 2007 г. о привлечении ОАО АК "Якутскэнерго" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 04 апреля 2007 года требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2007 года решение суда первой инстанции от 04 апреля 2007 года отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал.
Правительством Российской Федерации во исполнение требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ принято постановление от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331".
В силу названного Постановления на хозяйствующие субъекты, совмещающие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, возложена обязанность направить в антимонопольный орган уведомление о совмещении видов деятельности.
При таких условиях следует признать, что неисполнение обязанности по представлению в установленный срок уведомления о совмещении видов деятельности, представление которого предусмотрено пунктом 3 Правил, может образовать объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 КоАП РФ, поскольку Федеральный закон N 36-ФЗ предоставил Правительству право осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции.
В связи с неправильным истолкованием норм антимонопольного законодательства и части 1 статьи 19.8 КоАП РФ суд не устанавливал другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела о признании незаконным постановления антимонопольного органа.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При таких условиях судебный акт подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Решением суда первой инстанции от 10 августа 2007 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
По мнению суда, факт ведения оперативно-диспетчерского управления в связи с действием Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 следует признать установленным.
Управлением представлен подписанный акт N 01/06 СМ от 12 января 2006 года по результатам контрольного мероприятия по проверке соблюдения ст. 7,8 ФЗ "О естественных монополиях" Компанией, в соответствии с которым контрольным мероприятием, наряду с прочим, установлено, что Компания осуществляет передачу электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление на территории Республики Саха (Якутия).
По мнению Компании, представленный Управлением акт от 12 января 2006 года не может быть принят в качестве доказательства, как не вошедший в круг доказательств при вынесении оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При составлении протокола об административном правонарушении факт совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии Компанией не оспорен. В данной части суд принимает доводы Управления.
Поскольку Компанией не опровергнут установленный Управлением факт совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, то отсутствие в протоколе достаточного документального обоснования факта совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, в том числе отсутствие ссылки на акт N 01/06 СМ от 12 января 2006 года, не является нарушением, повлекшим принятие необоснованного постановления, и, соответственно, основанием признания постановления незаконным.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В судебное заседание общество не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, уведомлено телефонограммой.
Из апелляционной жалобы следует, что Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку при составлении протокола об административном правонарушении факт совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии Компанией не оспорен, указанное обстоятельство является доказательством.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Кроме того, в нарушение ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда первой инстанции оценка доводам Компании, в части обоснования заявленных требований, судом не дана.
Так, Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что указанные Правила относятся к антимонопольному законодательству, по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.06 г. антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 настоящего Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06 г.
Таким образом, под термином "антимонопольное законодательство" подразумевается совокупность нормативных правовых актов, принятых на уровне федеральных законов.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представленным отзывом Управление просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу, Управление просит суд в ее удовлетворении отказать, поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при рассмотрении дела в суде первой инстанции требования ст.65 АПК РФ выполнены в полном объеме, суду представлены доказательства совершения административного правонарушения (протокол об административном правонарушении).
ОАО АК "Якутскэнерго" в свою очередь, не доказало отсутствия оснований для привлечения к административной ответственности.
Исходя из норм ч.1 ст. 19.8. ст.24.5 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 628 "Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2004 г. N 331" основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении является отсутствие в обязанностях юридического лица направления в антимонопольный орган уведомления в связи с отсутствием совмещения данным юридическим лицом видов деятельности в электроэнергетике.
Согласно ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения суда первой инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2007 г. было установлено, что неисполнение обязанности по представлению в установленный срок уведомления о совмещении видов деятельности, представление которого предусмотрено п. 3 Правил, может образовывать объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, поскольку Федеральный закон N 36-ФЗ предоставил Правительству Российской Федерации право осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции.
Таким образом, довод заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отнесении постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 628 к "антимонопольному законодательству", противоречит ст.2 Федерального закона "О защите конкуренции", а также выводу суда кассационной инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Оспариваемым Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 января 2007 г. ОАО АК "Якутскэнерго" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Оспариваемым постановлением и протоколом об административном правонарушении от 22 января 2007 года обществу вменяется нарушение п. 3 "Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2004 г. N 331", утвержденных Постановлением Правительства РФ N628 от 27.10.2006 г. и ст. 6 Федерального закона N36-ФЗ от 26.03.2003 г. "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Согласно ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (в ред. Федерального закона от 31.03.2006 N 54-ФЗ), с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 указанных правил предусматривает, что хозяйствующий субъект, совмещающий деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, в соответствии с особенностями функционирования обязан направить в антимонопольный орган не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящих Правил уведомление и документы, предусмотренные настоящими правилами.
Указанные правила вступили в силу 22 ноября 2006 года.
Как следует из оспариваемого постановления ОАО АК "Якутскэнерго" совмещает деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, в связи с чем обязано было исполнить предписание п. 3 указанных правил в срок до 23 декабря 2006 года, и направить в антимонопольный орган уведомление и документы, предусмотренные правилами.
В связи с тем, что общество не направило в указанный срок уведомление и документы предусмотренные названной нормой, оно было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о том, что общество, ОАО АК "Якутскэнерго", совмещает деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, не подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (в ред. Федерального закона от 31.03.2006 N 54-ФЗ), требования настоящей статьи не распространяются на: хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.
Как следует из Перечня технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854, открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" осуществляет диспетчерское обслуживание зон в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах: Западный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Мирнинский и Ленский районы, Сунтарский, Нюрбинский, Вилюйский и Верхневилюйский улусы (районы)), Центральный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Горный, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Таттинский, Томпонский и Намский улусы (районы), г. Якутск).
Таким образом, в отношении указанных районов, правила ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (в ред. Федерального закона от 31.03.2006 N 54-ФЗ) не распространяются открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго".
Между тем, указанное свидетельствует о том, что в определенных случаях совмещение указанных видов деятельности для Общества допускается.
Ссылок на иные районы, обслуживаемые Обществом, которые не относятся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не содержится.
Ссылка Управления на устав предприятия, в котором указано, что к основными видами деятельности общества относится поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии; получение (покупка) тепло-и электроэнергии у их производителей; производство электрической и тепловой энергии; передача электрической и тепловой энергии; диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и энергопотребления, а также на лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации электрических сетей, выданную Министерством энергетики Российской Федерации от 3 февраля 2003 г. со сроком действия до 2 февраля 2008 г., по мнению суда апелляционной инстанции, является недостаточным доказательством того, что общество в период с 1 апреля 2006 года по 22 января 2007 года совмещало деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Имеющийся в деле Устав общества с приложениями представлен в редакции утвержденной в период отсутвие указанного запрета на совмещение указанных видов деятельности, в связи с чем он не может однозначно подтверждать доводы Управления.
Ссылка Управления на признание Обществом совмещения указанных видов деятельности, не подтверждается материалами дела и не может являться надлежащим доказательством, в отсутствие объективных фактов осуществления обществом указанных видов деятельности в период с 1 апреля 2006 года по 22 января 2007 года.
Ссылка Управления и суда первой инстанции на акт N 01/06ЕМ от 12.01.2006 г. также не может быть принята как надлежащее доказательство совмещения обществом деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, поскольку указанный акт составлен по результатам проверки деятельности Общества в период отсутствия запрета на совмещение названных видов деятельности.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что ОАО АК "Якутскэнерго" в период с 1 апреля 2006 года по 22 января 2007 года осуществляло совмещение запрещенных к совмещению видов деятельности на территориях, не отнесенных к технологически изолированным, в связи с чем Управление не доказало возникновения у Общества обязанностей, предусмотренных ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (в ред. Федерального закона от 31.03.2006 N 54-ФЗ) и п. 3 названных выше Правил.
Согласно п. 1 Правил, они устанавливают порядок осуществления Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) требований статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", предусматривающего запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управление не доказало наличие у Общества оснований для возложения на него обязанностей, предусмотренных ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (ред. Федерального закона от 31.03.2006 N 54-ФЗ), что в свою очередь порождает соблюдение им обязанностей, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 628, в том числе связанных с требованием п. 3 Правил.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление не доказало наличие в действиях Общества события вмененного ему правонарушения, что указывает на отсутствие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ, в связи с чем лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в результате неверной оценки доказательств, представленных Управлением, пришел к ошибочному выводу о доказанности обстоятельств, явившихся основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
В связи с тем, что ОАО АК "Якутскэнерго" не заявляло о нарушении Управлением правил привлечения лица к административной ответственности, судом апелляционной инстанции таких нарушений не установлено.
Согласно ст. 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции считал установленными.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-795/07 от "10" августа 2007 года отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) "О наложении административного штрафа по делу N 02-06/07 А об административном правонарушении" от 30 января 2007 года, принятое в отношении ОАО АК "Якутскэнерго".
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-795/2007
Истец: ОАО АК "Якутскэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по РС (Я)
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4121/07