г. Москва |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А41-49833/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Шамаилов И.М., доверенность от 14.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств пос. Володарского" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2013 по делу N А41-49833/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств пос. Володарского" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств пос. Володарского" (далее - школа, МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского") о взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление сведений в установленный законом срок, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за четвертый квартал 2011 года в размере 27 782 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2013 заявленные требования удовлетворены в части взыскания со школы 13 891 руб. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением в части взыскания со школы 13 891 руб., МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в обжалуемой части, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" зарегистрировано в Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Должностным лицом пенсионного фонда выявлено предоставление МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у организации застрахованном лице за четвертый квартал 2011 года. Указанные сведения представлены 10.02.2012, то есть в установленный законом срок.
Из-за наличия недостатков в представленных сведениях, указанные сведения были возвращены страхователю, с уведомлением об их исправлении в двухнедельный срок до 29.02.2012.
28 февраля 2012 года школа направила в адрес пенсионного фонда необходимые сведения, однако в данных сведениях содержались те же ошибки, что и в первоначально представленных, в связи с чем МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" был направлен протокол ошибок 28.02.2012.
В тот же день школа направила в адрес пенсионного фонда исправленные сведения, однако в данных сведениях были выявлены новые ошибки, в связи с чем школе был направлен протокол ошибок 01.03.2012.
В связи с предоставлением МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" неполных (недостоверных) сведений должностным лицом управления составлен акт от 06.03.2012 N 24.
14 марта 2012 года школа вновь представила в пенсионный фонд сведения за четвертый квартал 2011 года с содержанием уже новых ошибок (расхождения форм АВД-6-2 и СЗВ-6-2). Протокол ошибок направлен МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" 16.03.2012.
На основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) управлением вынесено решение от 19.04.2012 N 24 о привлечении МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского"" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде наложения штрафа в размере 27 782 руб. Школа привлечена к ответственности за несвоевременное представление сведений в установленный законом срок, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании указанного решения организации выставлено требование от 16.05.2012 N 24 об уплате штрафа в срок до 04.06.2012.
Поскольку в установленный срок сумма штрафа школой уплачена не была, управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о ее взыскании.
Удовлетворяя заявленное требование в части взыскания со школы 13 891 руб., арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в установленный двухнедельный срок школа выявленные нарушения не исправила.
Обжалуя решение суда первой инстанции, школа указывает, что выявленные ошибки каждый раз устранялись страхователем в двухнедельный срок. Кроме того, в акте от 06.03.2012 N 24 и решении от 19.04.2012 N 24 указаны различные составы вменяемых страхователю нарушений.
В судебном заседании апелляционного суда представитель МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.
Пенсионный фонд своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского", изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011.
С 2011 года - ежеквартально до 1-ого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 01.12.2011, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, сведения за четвертый квартал 2011 года должны были быть представлены в пенсионный фонд не позднее 15.02.2012.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что сведения о застрахованных лицах за четвертый квартал 2011 года направлены МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" в орган пенсионного фонда 10.02.2012 в 20 часов 32 минуты, что подтверждается участвующими в деле лицами.
Таким образом, первоначально сведения были представлены в пенсионный фонд в установленный законом срок, но в связи с наличием ошибок в документах были возвращены школе для их устранения, с установлением двухнедельного срока для их исправления.
Управление указывает, то привлекло МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" к ответственности за нарушение установленного ему двухнедельного срока для предоставления скорректированных сведений.
Между тем нарушение двухнедельного срока для внесения исправлений, при том, что первоначально сведения за четвертый квартал 2011 года были представлены страхователем в пенсионный фонд в установленный законом срок, не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений в установленный законом срок в связи со следующим.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений.
В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, в рассматриваемом случае, не получив от организации в установленный двухнедельный срок исправленные сведения, пенсионный фонд был вправе самостоятельно скорректировать такие сведения, но не привлекать МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" к ответственности за несвоевременное представление сведений.
Кроме того, согласно статьям 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проверки представленных страхователем документов, орган пенсионного фонда составляет акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Формы и требования к документам установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии данным приказом итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе, предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.
Согласно представленному в материалы дела акту от 06.03.2012 N 24 пенсионным фондом установлен факт непредставления страхователем за отчетный период в установленные сроки полных, достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем страхователя предложено привлечь к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В мотивировочной части решения от 19.04.2012 N 24 пенсионным фондом установлено, что школой представлены неполные (недостоверные) сведения, однако, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, пенсионным фондом не указано.
При этом указанным решением (в резолютивной его части) школа привлечена к ответственности за иное правонарушение - нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, в решении от 19.04.2012 N 24 содержится указание на совершение школой двух разных правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета).
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при составлении акта проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права на дачу пояснений относительно выявленного нарушения.
Допущенные пенсионным фондом нарушения процедуры проведения проверки и рассмотрения ее результатов являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проведенной в отношении МБОУ ДОД "Детская школа искусств пос. Володарского" проверки. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Указанные нарушения являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований пенсионного фонда о взыскании со страхователя штрафа.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований в части взыскания со школы 13 891 руб., в связи с чем решение суда подлежит отмене в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2013 по делу N А41-49833/12 отменить в обжалуемой части - в части взыскания с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств пос. Володарского" 13 891 руб., а также в части взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 500 рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании 13 891 руб. отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49833/2012
Истец: ГУ УПФ РФ N 8 по Москве и Московской обл., ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области
Ответчик: МБОУДОД "Детская школа искусств пос. Володарского"
Третье лицо: МОУ ДОД "ДШИ пос. Володарского"