г. Чита |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А78-7865/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Атамановское" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7865/2011, по заявлению Администрации городского поселения "Атамановское" (ИНН 7524012447, ОГРН 1057524018837, место нахождения: 672530, Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, д. 129 а) к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (ИНН 7536042622, ОГРН 1037550001114, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Лермонтова, д. 1) о признании незаконным и обязании принять решение,
третьи лица: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ИНН 7536095984, ОГРН 1087536008801, место нахождения: 672002, г. Чита, ул. Амурская, д. 68),
Министерство территориального развития Забайкальского края (ИНН 7536095857, ОГРН 1087536008713, место нахождения: 672002, г. Чита, ул. Чкалова, д. 136),
(суд первой инстанции судья Антипенко Г.Д. )
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сокол-Номоконов Э.Н. - представитель по доверенности от 05.09.2011 г.,
от заинтересованного лица: Губаренко А.С. - представитель по доверенности от 01.03.2011 г. N 7,
от третьих лиц:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края: не явился,
от Министерства территориального развития Забайкальского края: не явился,
установил:
Администрация городского поселения "Атамановское" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения N 7522 02/11-745 от 10 мая 2011 и обязании принять решение о внесении сведений об установлении границ населенного пункта Атамановка в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих представление выписки из утвержденного генерального плана пгт. Атамановка с указанием реквизитов правовых актов об установлении границ населенного пункта, соответственно, не представлено доказательств обращения администрации в кадастровую плату с заявлением в течение 10 дней со дня принятия акта об установлении границ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. В апелляционной жалобе Администрация указывает, что судебное решение связывает направление заявления о включении сведений об установлении границ населенных пунктов с проведением соответствующего землеустройства, однако такой связи и такой обусловленности в законодательстве о государственном кадастре недвижимости, градостроительном и земельном законодательстве нет.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить решение суда в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо - Министерство территориального развития Забайкальского края в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края отзыв не апелляционную жалобу не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 13 апреля 2011 года администрация обратилась в кадастровую палату с заявлением N 567 от 01.04.2011 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении границ населенного пункта Атамановка. К указанному заявлению администрацией приложена выписка из генерального плана об установлении границ населенного пункта Атамановка.
10 мая 2011 кадастровой палатой принято решение N 7522-02/11-745 об отказе администрации о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении границ населенного пункта Атамановка в связи с отсутствием у органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учёта документов об установлении или изменении границ населенного пункта; необходимости представления документов в соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618; подготовить документы на объект землеустройства и сдать их в установленном порядке в государственный фонд данных землеустроительной документации; представить перечень координат границ в местной системе координат принятой для пгт. Атамановка.
Считая отказ кадастровой палаты незаконным и нарушающим права и законные интересы Администрации, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов предпринимателя таким распоряжением.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании подп. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Из материалов дела следует, что 21.01.2011 Советом депутатов городского поселения "Атамановское" принято решение N 2 об утверждении генерального плана городского поселения "Атамановское" и правил землепользования и застройки (т.1 л.д. 127).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Статьей 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 установлен Порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок информационного взаимодействия).
Согласно пункту 11 Порядка информационного взаимодействия орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
В данном случае указанным правовым актом является Решение Совета депутатов городского поселения "Атамановское" от 21.01.2011 N 2 об утверждении генерального плана городского поселения "Атамановское" и правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления от 01.04.2011 г. N 567 администрация в нарушение вышеприведенных норм закона не указала реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенного пункта, а именно пгт. Атамановка.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих представление администрацией в кадастровую палату выписки из утвержденного генерального плана пгт. Атамановка с указанием реквизитов правовых актов об установлении границ населенного пункта.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Администрация обращалась в кадастровую палату с заявлением от 07.02.2011 N 172 с указанием реквизитов правового акта, которым утвержден генеральный план, является необоснованным в связи с тем, что оспариваемое решение N 7522-02/11-745 от 10.05.2011 г. принято по заявлению от 01.04.2011 г. N 567.
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, построены на неправильном толковании норм действующего законодательства, кроме того, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу не влияют на правильность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7865/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7865/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7865/2011
Истец: Администрация городского поселения "Атамановское"
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Забайкальскому краю
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-418/12