г. Томск |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А27-18414/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Воробьев Р.В. по доверенности от 09.01.2013 г.
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения- Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21 февраля 2013 года по делу N А27-18414/2012 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области
третье лицо: Калибина Надежда Николаевна
о признании недействительным решение N 555 от 17.08.2012 г., обязании аннулировать запись в Едином государственной реестре юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, ГУ-КРОФСС, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области (далее - регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 17.08.2012 N 555 о государственной регистрации внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, обязании налогового органа аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 17.08.2012 за государственным регистрационным номером 2124214015583 о ликвидации Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 21" (далее - МОУ "СОШ N 21", Учреждение) (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) требований).
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - КРОФСС в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение регистрирующим органом порядка внесения сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, предусмотренного статьями 61, 62, 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации, несмотря на имеющуюся кредиторскую задолженность МОУ "СОШ N 21" представило в регистрирующий орган ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, в части не включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Инспекции в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
МОУ "СОШ N 21" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
Заявитель, третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу положений части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствии их представителей при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва Инспекции на нее, заслушав представителя Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Статьей 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрен порядок внесения капитализированных платежей при ликвидации страхователя - юридического лица; в частности, в случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику (пункт 1); при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного, путем предоставления необходимых видов обеспечения по страхованию (страховое возмещение вреда в виде денежных сумм) названный Закон возлагает на страховщика, которым в силу статьи 3 является Фонд социального страхования.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 863 от 17.11.2000 г. "О порядке внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", страховщик - Фонд аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Фонд производит ежемесячные страховые выплаты Чеклецовой Валентине Прокопьевне, пострадавшей от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в период работы в МОУ "СОШ N 21", и получив информацию о ликвидации МОУ "СОШ N 21" в апреле 2012 г., являющегося страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании Методики расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 72 от 30.07.2001, произвел расчет суммы капитализируемых платежей, подлежащих внесению МОУ "СОШ N 21" в исполнительный орган Фонда в сумме 1 474 702, 76 руб.
Расчет суммы капитализированных платежей был направлен письмом от 18.04.2012 г. в МОУ "СОШ N 21" и Межрайонную ИФНС России N 8 по Кемеровской области.
МОУ "СОШ N 21" данные требования не включило в реестр требований кредиторов по основанию пропуска срока для предъявления требований, о чем известило Фонд письмом от 22.05.2012 г. N 5.
Суд первой инстанции, исходя из фактически установленных обстоятельств по делу, а именно, опубликования сообщения о ликвидации учреждения по решению Администрации Междуреченского городского округа от 07.06.2011 г. N 1008п в журнале "Вестник Государственной Регистрации" N 25 от 29.06.2011 г. с установлением срока для предъявления требований кредитора два месяца, не заявления ГУ-КРОФСС требований в указанный срок, что не оспаривается заявителем; руководствуясь положениями пункта 2 статьи 61, статьей 63, пунктами 4, 5, 6 статьи 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из которых следует, в случае, если кредитор обратился с требованием после истечения срока, установленного в публикации, ликвидационная комиссия должника не уклонялась от рассмотрения требования кредитора, либо если, зная о нахождении должника в стадии ликвидации, кредитор не воспользовался правом на обращение в суд с соответствующим иском на основании пункта 4 статьи 64 ГК РФ, правомерно признал отсутствие нарушения со стороны регистрирующего органа порядка ликвидации должника.
В рассматриваемом случае, порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридического лица- страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. N 863, Фондом не соблюден.
В соответствии с пунктами 5,6,7 Порядка рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю.
Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией по согласованию со страховщиком.
Разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон. При недостижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Между тем в материалах дела, как правильно установлено судом первой инстанции отсутствуют документы, свидетельствующие о согласовании страховщиком и ликвидационной комиссией вопросов размера и сроков внесения капитализированных платежей, в том числе согласительной комиссией либо в судебном порядке.
Судом также учтено, что ГУ- КРФОСС обращалось в арбитражный суд с требованием к председателю ликвидационной комиссии МОУ "СОШ N 21" Калибиной Н.Н. об обязании включить сумму капитализированных платежей в реестр требований кредиторов 30.08.2012 г., решением арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16473/2012 от 07.11.2012 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении иска отказано. В рамках указанного дела судом установлено, что на момент обращения ГУ-КРОФСС с иском в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица (17.08.2012 г.), то есть, до обращения Фонда с иском в арбитражный суд.
Ссылки Фонда на то, что документы, представленные ликвидационной комиссией в регистрирующий орган в целях проведения регистрационных действий по прекращению деятельности юридического лица, имеющего ответственность за вред причиненный физическому лицу при исполнении трудовых обязанностей, не соответствовали требованиям Закона о регистрации; не представления Фондом документов, подтверждающих невозможность обращения в суд с требованием об оспаривании отказа ликвидатора во включении в реестр требований кредиторов заявленных требований; наличия у ликвидационной комиссии сведений о пострадавшем на производстве работнике и необходимости расчет размера капитализированных платежей и непринятие ею мер по получению дебиторской задолженности, включению в промежуточный ликвидационный баланс требований кредитора по капитализированным платежам, в обоснования нарушения Инспекцией регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, отклоняются судом апелляционной инстанции, как следует из материалов дела и не опровергнуто Фондом, ни до, ни после публикации объявления о ликвидации МОУ "СОШ N 21" (до утверждения ликвидационного баланса юридического лица) ГУ КРОФСС в соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ не обращалось с иском к ликвидационной комиссии, решения суда о взыскании в пользу МОУ "СОШ N 21" задолженности по капитализированным платежам на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения о прекращении деятельности МОУ "СОШ N 21" не имелось, в связи с чем, уведомление Фондом регистрирующего органа о задолженности Учреждения не является документом, подтверждающим удовлетворение требований заявителя ликвидационной комиссией и включении их в реестр требований кредитора ликвидационной комиссией либо в судебном порядке, и не может расцениваться как установленная, а равно, свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в представленном Учреждении ликвидационном балансе.
После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Непредставление указанных документов в регистрирующих орган в силу пункта 1 статьи 23 Закона N 1290-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Судом первой инстанции установлено представление Учреждением в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных статьей 21 Закона N 129-ФЗ, в том числе ликвидационный баланс и документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Промежуточный ликвидационный баланс был составлен по истечении срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации Учреждения и содержит все необходимые сведения.
В силу статьи 21 Закона N 129-ФЗ регистрация в связи с ликвидацией юридического лица носит уведомительный характер, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых на регистрацию документах, и соответствие их законодательству несет заявитель. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, не имеет процедурной возможности и обязанности осуществлять правовую экспертизу представленных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц, должны быть достоверными и соответствовать установленным законодательством требованиям.
В этой связи, довод заявителя жалобы о том, что регистрирующий орган ненадлежащим образом осуществил проверку предоставленных ликвидируемым юридическим лицом документов и не выявил фактов нарушения ликвидационной комиссией действующего законодательства, является необоснованным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Инспекции не было оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности Учреждения, и правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Фонда на принятие судом в рамках дела N А27-16473/2012 обеспечительных мер виде запрета Инспекции совершать действия, связанные с государственной регистрацией ликвидации МОУ "СОШ N 21" не имеет правового значение, обеспечительные меры, приняты по иску Фонда суда определением от 31.08.2012 г., то есть, после принятия Инспекцией обжалуемого в рамках настоящего дела решения от 17.08.2012 г.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению заявленных Фондом требований в суде первой инстанции, касаются действий, совершенных МОУ "СОШ N 21" при процедуре ликвидации, которые выходят за предмет заявленных требований по настоящему спору, а не действий Инспекции по регистрации прекращения деятельности Учреждения в связи с ликвидацией, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта при рассмотрении апелляционной жалобы не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса РФ ГУ - КРОФСС освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в порядке статьи 110 АПК РФ судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 февраля 2013 года по делу N А27-18414/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления его в полном объеме через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18414/2012
Истец: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N9
Ответчик: МИФНС России N8 по Кемеровской области
Третье лицо: Калибина Надежда Николаевна