г. Самара |
|
25 марта 2013 г. |
Дело N А55-31927/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Самаратрансгидромеханизация" - представитель не явился, извещено,
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Расторгуевой О.Н. (доверенность от 10 января 2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2013 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 года по делу N А55-31927/2012 (судья Мальцев Н.А.), принятое по заявлению ООО "Самаратрансгидромеханизация" (ОГРН 1076317005258, ИНН 6317070689), г.Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 31 октября 2012 года N 32 о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самаратрансгидромеханизация" (далее - ООО "Самаратрансгидромеханизация", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) от 31 октября 2012 года N 32 о назначении административного наказания по ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде штрафа в размере 900 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 года постановление министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31 октября 2012 года N 32 о назначении ООО "Самаратрансгидромеханизация" административного наказания признано незаконным на том основании, что административным органом не доказано событие административного правонарушения и неверно квалифицированы действия лица, привлеченного к административной ответственности.
В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения и правильную квалификацию противоправного деяния.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, постановлением от 31 октября 2012 года N 32 ООО "Самаратрансгидромеханизация" привлечено к ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 900 000 руб. за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, выразившееся в выполнении работ по добыче песка без лицензии в Саратовском водохранилище в районе расположения коттеджного посёлка "Петрушина деревня" в Красноярском районе Самарской области.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В статье 6 Закона о недрах определено, что недра предоставляются в пользование, в том числе и для разведки и добычи полезных ископаемых.
Административным органом установлено извлечение заявителем при помощи земснаряда песка со дна Саратовского водохранилища. Так, в поступившем в министерство заявлении инициативной группы от 31 июля 2012 года указано, что на протяжении 3-х лет на левом берегу реки Волга в п.Волжском осуществляется использование земснаряда, в результате чего полностью уничтожается песчаное покрытие.
В акте обследования от 28 сентября 2012 года N 9 государственным инспектором Самарской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (далее - государственный инспектор) Шиловым Д.Ю. в присутствии главного консультанта управления лицензирования использования участков недр Курдиной Л.Б., главного специалиста управления государственного лесного контроля и пожарного надзора по Красноярскому лесничеству министерства Ваганова В.А., директора ООО "Самаратрансгидромеханизация" Москвичева К.П., исполнительного директора ООО "Самаратрансгидромеханизация" Маслова Ю.В., гражданина Сайгашкина В.К. было установлено, что на акватории Саратовского водохранилища расположено плавсредство, оборудованное в соответствии с проектом производства дноуглубительных работ гидрорыхлением с максимальной глубиной разработки 7,5 метров, при помощи которого заявитель извлекал песок со дна Саратовского водохранилища и перемещал его на земельный участок гражданки Сайгашкиной М.В.
Приложенные к акту проверки фотоматериалы также свидетельствуют об осуществлении заявителем деятельности, связанной с извлечением песка со дна Саратовского водохранилища и отсыпкой земельного участка, принадлежащею Сайгашкиной М.В.
В постановлении Управления Росприроднадзора по Самарской области от 18 сентября 2012 года N 312, указано на то, что заявитель с помощью земснаряда "на протяжении около 30 дней производит дноуглубительные работы с намывом (добычей) песка".
В отношении заявителя государственным инспектором министерства составлен протокол об административном правонарушении от 02 октября 2012 года N Пр15-ГЭК, в котором зафиксировано совершенное заявителем правонарушение, предусмотренное по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности события правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку представленными в материалы дела административным органом доказательствами подтвержден факт пользования заявителем недрами в целях извлечения песка в отсутствие соответствующей лицензии.
Суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не доказал, что грунт, извлеченный из данного водоема, является песком. При этом суд первой инстанции необоснованно исключил возможность визуального определения песка в составе извлекаемых заявителем со дна реки отложений.
Между тем инспектор, составивший протокол от 02 октября 2012 года N Пр15-ГЭК по ч.1 ст.7.3 KoAП РФ, обладает специальными знаниями и опытом для квалификации совершенного заявителем правонарушения как пользование недрами (в части пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в том числе песка) без лицензии.
В соответствии с ГОСТ 25100-95 "Грунты. Классификация" песок характеризуется преобладанием в его составе мономинеральных частиц с размером от 0,05 до 2 мм.
Согласно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" понятие "песок" определяется как "неорганический сыпучий материал с крупностью зёрен до 5 мм...".
В тексте протокола государственным инспектором было определено, что добываемые (извлекаемые) со дна Саратовского водохранилища аллювиальные отложения состоят из рыхлых горных пород и литологически представлены песком.
Определение вида песка (карьерный, речной, строительный) осуществляется лабораторией. Между тем для квалификации правонарушения по ст.7.3 КоАП РФ определение вида песка не требуется.
Необходимо также отметить, что земельный участок, общей площадью 45 207 кв.м, предназначенный для малоэтажного жилищного строительства, на который производилась транспортировка песка, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 августа 2012 года принадлежит Сайгашкиной М.В. При этом основным видом деятельности заявителя согласно уставу является строительство зданий и сооружений.
На основании изложенного материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что со дна Саратовского водохранилища производится извлечение именно песка.
Довод заявителя о невозможности использования извлекаемого общераспространенного полезного ископаемого не подтвержден доказательствами и не соответствует действительности.
Вывод суда первой инстанции о том, что участок недр должен входить в утвержденный перечень участков недр местного значения, неправомерен.
В соответствии со ст.2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шлейфа.
К участкам недр местного значения относятся как распределенные участки недр, так и участки, находящиеся в не распределенном фонде недр месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области. При этом согласно ст.2.3 Закона о недрах признаком отнесения участка недр к участкам недр местного значения является содержание на указанных участках общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ).
ОПИ - полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения.
Таким образом, перечень участков недр местного значения включает в себя как используемые участки недр, так и неиспользуемые в настоящее время части недр, числятся в нераспределенном фонде недр месторождений общераспространенных полезных ископаемых Самарской области. Участок, на котором заявитель осуществлял деятельность по добыче недр, в настоящее время числится в нераспределенном фонде недр месторождений ОПИ.
В материалы дела представлена копия договора подряда N 3ПР от 11 июня 2012 года, заключенного между гражданкой Сайгашкиной М.В. и заявителем, (л.д.78-80), согласно которому Сайгашкина М.В., выступая заказчиком, поручает, а ООО "Самаратрансгидромеханизация" как подрядчик принимает на себя выполнение комплекса гидромеханизированных работ по дноуглублению акватории у левого берега р.Волги Саратовского водохранилища на 1705-1706 км по атласу ЕГСЕЧ РФ том 6 ч.2 2006 года в районе п.Волжский Красноярского района Самарской области для обеспечения подхода маломерных судов к коттеджному поселку "Волжский" с отвалом и складированием грунта на земельный участок, принадлежащий заказчику. Ориентировочный объем дноуглубительный работ - 50 000 кв.м.
Между тем осуществление распорядительных полномочий гражданки Сайгашкиной М.В. в отношении проведения дноуглубительных акватории реки Волга ничем не подтверждены. Река Волга находится в государственной собственности. Гражданка Сайгашкина М.В., не имея никакого отношения к распоряжению государственными ресурсами, незаконно заключила данный договор. В свою очередь, ООО "Самаратрансгидромеханизация" не подтвердило свое право на проведение вышеуказанных работ. Представленная в материалы дела не заверенная надлежащим образом копия заключения от 03 ноября 2010 года на проведение гидромеханизированных работ по дноуглублению акватории Саратовского водохранилища в районе поселка "Волжский 12" (1705 км), выданного Средневолжским теруправлением Росрыболовства, не может быть принята в качестве доказательства наличия такого права у ООО "Самаратрансгидромеханизация". В данном заключении указано: срок начала работ - июнь 2010 года, окончание - ноябрь 2010 года, тогда как вышеуказанные работы проводились в 2012 году.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждено событие административного правонарушения, совершенного заявителем, и вина последнего в незаконном использовании недр.
В решении судом первой инстанции указано на необходимость применения ч.3 ст.8.13 КоАП РФ при квалификации и правонарушения.
Между тем данный вывод является необоснованным и не соответствует нормам материального права.
В соответствии с ч.3 ст.8.13 КоАП РФ незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Извлечение недр со дна водоема осуществляется заявителем без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование (нарушение ст.11 ВК РФ), а также без соответствующей лицензии на недропользование (нарушение ст.11 Закона о недрах).
Таким образом, работы, осуществляемые заявителем, могут быть квалифицированы по двум составам административного правонарушения: как в области охраны окружающей среды, так и в области охраны собственности.
Цель ст.8.13 КоАП РФ - обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их качества и природных свойств, а также соблюдения порядка водопользования и предотвращения вредных воздействий на иные элементы окружающей среды. Сфера применения статьи - деятельность по использованию и охране водных ресурсов, по воздействию на воды производственных, сельскохозяйственных, коммунальных, лесозаготовительных и иных предприятий и объектов.
Правила охраны водных ресурсов регламентированы в главе 6 ВК РФ, устанавливают не только общие, но и специальные требования, например, по охране водных объектов от загрязнения и засорения (ст.56). при проведении работ (ст. 61).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Предмет - водные ресурсы, то есть подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.
Объективная сторона правонарушений по ч.3 ст.8.13 КоАП РФ состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных ресурсов.
При этом в деле об административном правонарушении, рассматриваемым министерством, установлено нарушение Закона о недрах в рамках своей компетенции.
Добыча, складирование песка, извлеченного из водного пространства, не допускалась, добытое сырье является государственной собственностью.
Следовательно, деятельность заявителя, связанная с извлечением песка и перемещением его на земельный участок гражданки Сайгашкиной М.В., осуществлялась с нарушением законодательства о недрах, что влечет административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как указывалось выше, в силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии является административно наказуемым деянием, которое влечет наложение штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, заявитель осуществлял работы на водном объекте без соответствующих правоустанавливающих документов, то есть извлекал ОПИ (песок) и перемещал ОПИ (песок) на земельный участок, принадлежащий частному лицу, без разрешительной документации (лицензии) в нарушение законодательства РФ о недрах.
Следовательно, административный орган правильно квалифицировал действия общества части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено. Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Наказание административный орган назначил в пределах санкции нормы части 1 статьи 7.3 КоАП РФ. При этом административным органом обоснованно принято во внимание характер правонарушения, обстоятельства его совершения, негативные последствия правонарушения для государства и окружающей природной среды.
Оснований для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Совершенное обществом правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере недропользования, наносит непоправимый ущерб природным ресурсам.
На основании п.3 ч.1, п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 07 февраля 2013 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Самаратрансгидромеханизация" отказать.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 года по делу N А55-31927/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ООО "Самаратрансгидромеханизация" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31927/2012
Истец: ООО "Самаратрансгидромеханизация"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области