г. Томск |
|
10 ноября 2010 г. |
Дело N А02-635/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.К. Калиниченко
судей: Л.Ф. Зубаревой
И.Н. Мухиной
при ведении протокола помощником судьи Дроздовой М.В.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Турочакский район" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 июля 2010 года по делу N А02-635/2010 (судья Кириченко Е.Ф.)
по иску Прокуратуры Республики Алтай
к Администрации муниципального образования "Турочакский район", Минченко А. А.
третьи лица - Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай
о признании недействительными результатов аукциона от 26.02.10 по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Алтай обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Администрации муниципального образования "Турочакский район" (далее - Администрация) и индивидуальному предпринимателю Минченко Александру Алексеевичу (далее - ИП Минченко А.А.) о признании результатов аукциона, проведенного 26.02.2010 г. по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений на площади 71,65 га., в объеме 3862 куб.м. по местоположению: Республика Алтай, Турочакский район, Дмитриевское и Озеро-Куреевское сельские поселения, бывшие земли сельхозформирования совхоза "Дмитриевский" в кварталах 407, 410-413, 425, 453, 461, 468 (трасса линий электропередач Вл-10 кВт, Вл-110 кВ) и договора купли-продажи лесных насаждений от 09.03.2010 г. N 32, заключенного между Администрацией МО "Турочакский район" и индивидуальным предпринимателем Минченко А.А. недействительными и о применении недействительности сделки.
Решением суда первой инстанции от 29 июля 2010 года (резолютивная часть объявлена 22 июля 2010 года) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить в иске отказать, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также суд неправильно применил нормы материального права, а именно ст. 449 ГК РФ, ст. 7 ЛК РФ, ст. 84 ЛК РФ. Вывод суда, что Администрация не имела права распорядится спорным земельным участком, принадлежащим к категории земель сельскохозяйственного назначения противоречит материалам дела.
Третье лицо - Министерство лесного хозяйства Республики Алтай в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав, что спорный лесной участок по материалам лесоустройства 2002 года является участком лесного фонда, следовательно, распоряжаться им, могла только Российская Федерация или уполномоченный ею на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Истец, ответчик - ИП Минченко А.А., третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В силу п.3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения от 29 июля 2010 года, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 26.02.2010 между Администрацией МО "Турочакский район" и ИП Минченко А.А. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 09.03.2010 N 32 с правом заготовки древесины в лесных насаждениях на площади 71,65 га. в объеме 3862 куб.м. по местоположению: Республика Алтай, Турочакский район, Дмитриевское и Озеро-Куреевское сельские поселения, бывшие земли сельхозформирования совхоза "Дмитриевский" в кварталах 407, 410-413, 425, 453, 461, 468 (трасса линий электропередач Вл-10кВ, Вл-110кВ).
По результатам проверки, проведенной Прокуратурой Республики Алтай, установлены нарушения, с которыми был проведен аукцион. В нарушение части 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктов 3, 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, протокол, составленный по результатам аукциона не подписан победителем, договор купли-продажи лесных насаждений от 09.03.2010 г. N 32 заключен на 11 день после проведения аукциона. Лесные кварталы 407, 410-413, 425, 453, 461, 468, в которых находятся лесные насаждения, проданные администрацией МО "Турочакский район" на аукционе для заготовки древесины, в соответствии с лесохозяйственным регламентом Турочакского лесничества (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 19.12.2008 г. N 185) относятся к Ушпинскому участковому лесничеству Турочакского лесничества. В тоже время лесонасаждения в вышеуказанных кварталах являются частью земельного участка с кадастровым номером 04:03:000000:0009 площадью 523632000 кв.м. на землях сельскохозяйственного назначения, которые должны быть переведены в земли лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.11.2009 г. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:03 :000000:0009 признана недействительной, с исключением записи из Единого государственного реестра прав от 02.07.2008 г. N 04-02-02/2008-373.
На часть земельного участка с кадастровым номером 04:03:000000:0009 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на отдельные участки лесного фонда, которые в настоящее время предоставлены в аренду для заготовки древесины предпринимателям Пахорукову Алексею Борисовичу (площадь 700 га.), Минченко Александру Алексеевичу (2920 га.), Бурко Александру Александровичу (1531 га.). На лесные участки в лесных кварталах 407, 410-413, 425, 453, 461, 468 Ушпинского участкового лесничества государственная регистрация права собственности Российской Федерации и муниципальной собственности не производилась. С учетом решения Арбитражного суда Республики Алтай от 19.11.2009, земельный участок с кадастровым номером 04:03:000000:0009, за исключением его частей площадью 700 га., 2920 га. и 1531 га., остается не разграниченным по собственности.
У ответчика отсутствуют предоставленные законодательством полномочия по распоряжению лесным фондом Российской Федерации, в состав которого входит спорный участок.
Ссылаясь на нарушение ответчиком порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии процедуры проведенного аукциона требованиям федерального законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно положению пункта 10 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципе недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Спорный участок согласно Плану эксплуатационного фонда Ушпинского лесничества Турочакского лесхоза Республики Алтай является лесным участком и, следовательно, находится в федеральной собственности. Право распоряжаться данным участком, предусмотренными законом способами, принадлежит только Российской Федерации или уполномоченному ею на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право собственности муниципального образования "Турочакский район", зарегистрированное 02.07.2008 года на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира в границах АО "Дмитриевское" общей площадью 523632000 кв.м., с кадастровым номером 04:03:000000:0009 и право постоянного (бессрочного) пользования муниципального учреждения "Опорная фактория Турочакского района" на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район установлено относительно ориентира в границах АО "Дмитриевское" общей площадью 523632000 кв.м., с кадастровым номером 04:03:000000:0009 признаны недействительными решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.11.2009 года (дело N А02-1363/2008).
В статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлена норма, согласно которой земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов России от 28.11.2007 г. N 310 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" квартала N N 407, 410-413, 425, 453, 461, 468 Ушпинского лесничества Турочакского лесхоза Республики Алтай поставлены на учет в государственном лесном реестре, номер учетной записи 21-2008-07.
Статьями 81 -83 Лесного кодекса Российской Федерации определяются полномочия органов государственной власти по государственному учету лесных участков, а именно по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Статьей 4 Закона Республики Алтай от 30 ноября 2007 года N 72-ФЗ "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" закреплены полномочия Правительства Республики Алтай в области лесных отношений. Частью 2 статьи 4 вышеуказанного закона установлено, что указанные полномочия, осуществляются Правительством Республики Алтай самостоятельно или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Алтай в области лесных отношений, правовое основание, дающее право предоставлять в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, а также заключение договоров купли- продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Алтай закреплено за Министерством на основании подпункта 4 и 8 пункта 7.22.7 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 19 июля 2007 года N 147.
Пунктом 7, подпунктом "з" пункта 11 приказа Минсельхоза России от 24 февраля 2009 года N 75 "Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации" организатор аукциона своим приказом формирует аукционную комиссию в количестве не менее пяти членов и назначает из числа ее членов председателя аукционной комиссии. Аукционная комиссия простым большинством голосов избирает аукциониста и формирует аукционную комиссию и обеспечивает избрание из числа ее членов аукциониста для проведения аукциона.
Имеющийся в деле протокол о результатах торгов в виде аукциона по предоставлению права заключения договора купли-продажи лесных насаждений от 26 февраля 2010 года закрепил состав комиссии из четырех членов комиссии (Сарайкин В.В., Баканова Н.К, Вавилов С.В., Шипунова Н.Э.), а в протоколе приема заявок на участие в аукционе по предоставлению права заключения договора купли-продажи лесных насаждений определено уже пять членов комиссии (Сарайкин В.В., Баканова К.И., Вавилов С.В., Осипов В.В., Шипунова Н.Э.).
В соответствии со статьями 67-70 Лесного кодекса Российской Федерации законодатель, признает федеральную собственность только на лесоустроительные участки. Данная позиция изложена в письме Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N АА-9/17907, N ВР-30-54/6372 "О государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки в составе лесного фонда", в котором указано, что подтверждением отнесения земель к лесному фонду признается лесоустроительная документация.
на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 1 статьи 35 названного закона для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 36 указанного закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 данного закона.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Из материалов дела следует, что согласно положениям Лесного кодекса Российской Федерации 26.02.2010 г. Администрацией МО "Турочакский район" был проведен аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. В связи с тем, что на участие в аукционе была подана заявка от одного лица в порядке части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно протоколу аукциона от 26.02.2010 г. между Администрацией и Минченко А.А. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений.
В ходе проведения торгов и при заключении договора купли-продажи лесных насаждений администрацией допущены ряд нарушений, а именно лесные кварталы 407, 410-413, 425, 453, 461, 468, в которых находятся лесные насаждения, указанные в договоре купли-продажи относятся к Ушпинскому участковому лесничеству Турочакского лесничества (согласно лесохозяйственного регламента Турочакского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РА от 19.12.2008 г. N 185), это земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, но не переведенные в установленном порядке в состав лесных земель.
Государственная регистрация права муниципальной собственности у Администрации МО "Турочакский район" решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.11.2009 г. признана недействительной с исключением записи N 04-0202/2008-373 от 02.07.2008 г. из Единого государственного реестра прав. Регистрация права собственности Российской Федерации или муниципальной собственности Администрации МО "Турочакский район" не проводилась. Следовательно, спорный участок не разграничен по собственности.
Согласно требованиям пункта 1 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Однако проектирование администрацией не проводилось.
В нарушение требований пунктов 4, 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации Администрацией муниципального образования "Турочакский район" аукцион проводился без установления расчетной лесосеки.
Расчетная лесосека установлена лесохозяйственным регламентом Турочакского лесничества и отражает сведения для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов, с учетом намеченных на 20092018 г.г. мероприятий в кварталах 407, 410-413, 425, 453, 461, 468 Ушпинского участкового лесничества.
Постановлением Совета министров СССР от 26.10.1973 г. N 554 "Об утверждении перечня рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб" утвержден перечень рек и их притоков, которые являются местом нереста ценных промысловых видов рыб, по берегам которых запрещено производить заготовку древесины на расстоянии менее 1 километра от берега.
Лесонасаждения в 407 и 425 полностью, а в кварталах 410 и 468 частично отнесены к защитным лесам нерестоохранных полос реки Бия.
Вырубка и сплошная рубка защитных лесов запрещена (статьи 103 -106 Лесного кодекса Российской Федерации и приказ Министерства сельского хозяйства России от 06.11.2009 г. N 543).
Таким образом, оценив представленные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о не соответствии процедуры проведенного аукциона требованиям федерального законодательства.
Доводы апеллянта о том, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также суд неправильно применил нормы материального права, а именно ст. 449 ГК РФ, ст. 7 ЛК РФ, ст. 84 ЛК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются в виду ошибочности толкования норм права.
Ссылка подателя жалобы, что вывод суда о том, что Администрация не имела права распорядится спорным земельным участком, принадлежащим к категории земель сельскохозяйственного назначения, противоречит материалам дела, судебной коллегией не принимается, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на всесторонней оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств в совокупности. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению. Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 29 июля 2010 года по делу N А02-635/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.К. Калиниченко |
Судьи |
Л.Ф. Зубарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-635/2010
Истец: Прокуратура Республики Алтай
Ответчик: Администрация муниципального образования "Турочакский район", Минченко А А
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, Прокуратура Томской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, МИФНС России N 3 по РА