г. Ессентуки |
|
30 мая 2007 г. |
Дело N А22-1503/06/14-242 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2007 г.
Дата изготовления постановления в полном объеме 30.05.2007 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Калмыцкое предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения" - генерального директора Алдамова А.И., представителей Чубанова В.И. - доверенность N 2 от 23.05.07г., Самохина В.Т. - доверенность N 1 от 23.05.07г.
рассмотрев апелляционную жалобу
прокурора Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.07г. по делу N А22-1503/06/14-242
по иску прокурора Республики Калмыкия действующего в интересах Элистинского муниципального образования в лице Мэрии г. Элисты
к ОАО "Калмыцкое предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения", Южному межрегиональному отделению специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский Фонд федерального имущества", Территориальному управлению Росимущества Российской Федерации по Республике Калмыкия, Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия
о признании недействительной (ничтожной) сделки купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
Решением исполкома Элистинского городского Совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области 2 октября 1957 г. N 15 для строительства Элистинской городской автостанции был отведен земельный участок площадью 5000 кв.м. На основании данного решения в соответствии с актами от 02.10.1957 г. и 03.10.1957 г. для строительства автостанции 2 класса в г. Элисте Калмыцкой автономной области для Ставропольского Крайавтотреста Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР был произведен отбор и согласование земельного участка площадью 0,5 га.
Согласно данных проектного задания N 238 от декабря 1957 г. строительство автостанции 2 класса в городе Элиста Ставропольского края Калмыцкой автономной области производилось на участке размером 0,5 га., установленном Постановлением Совета Министров СССР N 629 от 01.03.1951 г. для предприятия такого типа. Паспортом ПТБ Управления "Калмавтотранса" Министерства автомобильного транспорта РСФСР по данным проекта в 1958 г. отведенная территория под строительство автостанции была огорожена забором из камня ракушечника, оштукатуренного по всей длине с обеих сторон.
В результате приватизации ГП "Калмыцкое предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения", в уставный капитал ОАО "КПТЭОН" было включено здание автостанции (административное здание) расположенное по адресу : г. Элиста, ул. Ленина 220.
Постановлением Администрации г. Элисты от 12.05.1993 г. N 02 на основании ранее принятых решений о предоставлении земельных участков Калмыцкому предприятию транспортно-экспедиционного обслуживания населения под административное здание по адресу: г. Элиста, ул. Ленина 220 предоставлен земельный участок площадью 3830 кв.м. с кадастровым номером 08:14:03 03:09:00, о чем выдано свидетельство на право пользования земельным участком.
Постановлением Мэрии г. Элисты N 912 от 17.07.2003 г. "Об уточнении площади земельных участков" с учетом того, что у ОАО "КПТЭОН" (далее-общество) площадь земельного участка, ранее предоставленного постановлением Администрации г. Элисты от 12.05.1993 г. N 02 под административное здание по адресу: г. Элиста, ул. Ленина 220, составляет не 3830 кв.м, а 4496 кв.м, то именно этот размер участка и был закреплен за обществом.
МУ "Кадастровое бюро г. Элисты" в 2003 г. было составлено межевое дело N 118/03 по установлению границ земельного участка общества под административное здание с прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Ленина 220, площадь земельного участка составила 4496 кв.м.
Распоряжением ТУ Росимущества по Республике Калмыкия от 24.05.05г. N 232-р указанный земельный участок предоставлен в собственность общества.
20.07.05г. между ЮМО РФФИ и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Ленина 220 общей площадью 4496 кв.м.
Прокурор Республики Калмыкия обратился а Арбитражный суд Республики Калмыкия в защиту интересов Элистинского муниципального образования с иском к обществу, ЮМО РФФИ, ТУ Росимущества по Республике Калмыкия, Управлению Федеральной Регистрационной Службы по Республике Калмыкия о признании недействительным распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия от 24.05.05г. 3232-р о предоставлении в собственность общества земельного участка в части площади, превышающей 3830 кв.м.; о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 20.07.05г. N 545/з, заключенного между Южным межрегиональным отделением специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский Фонд федерального имущества" и обществом в части площади, превышающей 3 830 кв.м.; признании недействительной государственной регистрации УФРС по Республике Калмыкия права собственности за обществом на земельный участок площадью 4496 кв.м.; признании недействительным свидетельства о регистрации права от 21.11.05г., а также возврата земельного участка площадью 666 кв.м., расположенного по адресу г.Элиста, ул.Ленина,220 Элистинскому городскому муниципальному образованию.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.07г. в удовлетворении исковых требований Прокурора Республики Калмыкия отказано.
В обоснование принятого решения суд сослался на то, что предоставление земельного участка произошло на законных основаниях в связи с приватизацией имущества - здания автостанции (административного здания) на основании плана приватизации, а в силу ст.28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования. В случае, если лицо стало собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, оно также имеет право приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды. Поэтому предоставление земельного участка в собственность не противоречит закону.
Размер земельного участка, указанный в Постановлении Мэрии г.Элисты N 02 от 12.05.1993 г. в размере 3830 кв.м не соответствует площади земельного участка, который был выделен под строительство автостанции в 1957 году, огорожен с того времени забором из ракушечника и составлял 5 тыс.кв.м.
Постановлением N 912 от 17.07.2003 г. земельный участок не предоставлялся, а лишь уточнялась его площадь, поскольку ранее кадастровый учет не проводился и земельный участок как объект права в соответствии с законом не регистрировался.
Не согласившись с решением, участвующий в деле прокурор подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.07г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска прокурора, ссылаясь на то, что согласно ч. 4 ст. 31 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 3 137-ФЗ фактическое пользование является основанием для регистрации права собственности только для граждан и на юридических лиц не распространяется.
Спорный земельный участок в порядке, установленном ранее действовавшим Земельным кодексом, предприятию не представлялся и уполномоченными органами дополнительные решения не принимались.
Территориальное управление и Южное межрегиональное отделение, не обладая полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью, распорядились земельным участком в 666 кв.м., передав его в составе федеральной собственности с собственность общества
Сведения о выделении в 1957 г. земельного участка 0,5 га под строительство автостанции в г. Элисте не является доказательствами по данному делу, поскольку не имеют отношения к обществу и потому не отвечают требованиям ст. 67 АПК РФ.
В соответствии с п.10 с. 3.1 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектом РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Законом Республики Калмыкия "О земле" не установлено, что распоряжение такими земельными участками в г. Элисте осуществляется органами государственной власти республики.
После того как был произведен кадастровый учет земельного участка, его площадь размером 3830 кв.м была включена Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2005 г. N 679-р в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, поэтому территориальное управление и Южное межрегиональное отделение могли распорядиться только земельными участками в указанной площади.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, указав, что оно является законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "КПТЭОН" просит решение суда оставить без изменения, указав, что апелляционная жалоба является необоснованной, судом было установлено, что единственным правоустанавливающим документом, подтверждающим право государственного предприятия - "Автостанция г.Элисты", впоследствии преобразованного в "Калмтрансагентство", затем в ОАО "КПТЭОН" на земельный участок площадью 0,5 га, являлось решение государственного органа власти -исполкома Элистинского городского Совета депутатов трудящихся КАО, которое в последующие 49 лет не изменялось ни одним уполномоченным органом государственной власти РК. В соответствии с проектным заданием N 238 от декабря 1957 года отведенная под строительство земельная площадь была огорожена капитальным забором из камня ракушечника, оштукатуренного по всей длине с обеих сторон. В последующем сотрудники Бюро технической инвентаризации г.Элисты, единственного в Республике Калмыкия в те периоды органа государственного управления, уполномоченного производить техническую инвентаризацию строений и земельных участков, техническими паспортами от 12.05.1964 г. и 17.04.1981 г. подтверждали неизменность границ земельного участка. По неизвестным причинам размер принадлежащего им земельного участка на основании постановления N 02 от 12.05.1993 г. был указан в 3830 кв.м Никаких измерений, никакого обследования в тот момент не производилось. В ходе судебных заседаний представители мэрии г.Элисты не смогли представить какие-либо документы, подтверждающие обоснованность указания размера площади земельного участка в 3830 кв.м. Дополнительно земельный участок площадью 666 кв.м в пользование общества не отводился. Площадь земельного участка в 4 496 кв.м была определена в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на жалобу Федеральная Регистрационная Служба по Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, указав, что их привлечение в качестве ответчика необоснованно. Регистрация прав на земельный участок была произведена в соответствии с законом. Оснований для отказа и приостановлении в государственной регистрации данного договора не имелось. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Акт государственного органа о предоставлении прав на недвижимое имущество ранее недействительным признан не был, а потому не было оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В отзыве на апелляционную жалобу филиал Российского Фонда федерального имущества на территории Республика Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, указав, что до 1 июля 2006 года компетенция органов, уполномоченных на принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность, была установлена утратившим силу пунктом 14 статьи 43 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 78-ФЗ от 21.12.2001 г. и пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками. Росимущество принимало решение о приватизации земельных участков, на которых располагались объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. На основании указанных нормативных актов ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия приняло решение N 232 от 24.05.2005 г. о предоставлении в собственность ОАО "Калмыцкое предприятие транпортно-экспедиционного обслуживания населения" земельного участка площадью 4496 кв.м. Продажа была оформлена договором купли-продажи выкупаемого земельного участка. Принятое Теруправлением от 1 июля 2006 года распоряжение о приватизации земельных участков соответствует компетенции, установленной действовавшими на момент принятия данных решений указанными нормативными актами и не противоречит Земельному кодексу РФ.
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив доводы участвующего в деле прокурора и доводы, содержащиеся в отзывах на жалобу, исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, просивших об оставлении решения суда без изменения, арбитражный апелляционный суд считает решение вынесенным законно и обоснованно и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что общество является правопреемником государственного предприятия "Автостанция г.Элисты", впоследствии преобразованного в ГП "Калмтрансагенство", которое было приватизировано вначале в АООТ, а затем в ОАО с включением в уставной капитал общества, в том числе и здания автостанции (административное здание), 1961 года постройки, расположенное по адресу г.Элиста, ул.Ленина, 220.
Под строительство здания автостанции, что подтверждено исследованными судом материалами инвентарного дела, в установленном законом порядке на основании Постановления Совета Министров СССР N 629 от 01.03.51 г. был отведен земельный участок площадью 5,0 тыс.кв м, который был огорожен забором из ракушечника, сохранившимся до настоящего времени.
Оснований для изменения площади указанного земельного участка у администрации г.Элисты, которая 12.05.1993 года издала постановление N 02 о предоставлении в пользование того же земельного участка обществу, но в меньшем размере - 3830 кв.м по указанному выше адресу, не было.
Поэтому на основании обращения общества в 2003 году Мэр г.Элисты обоснованно издал постановление N 912 от 14.07.03 г. об уточнении площади спорного земельного участка после проведения кадастрового учета и обоснованно указал в нем ту площадь участка, которая выделялась под строительство автостанции и которая используется обществом до настоящего времени в размере 4496 кв.м.
Доводы жалобы о том, что указанным постановлением площадь земельного участка была увеличена и обществу дополнительно предоставлены в пользование в нарушение существующего закона 666 кв.м, не соответствуют действительности, поскольку, как видно из оспариваемого постановления, такие сведения в нем отсутствуют, а кроме того, как подтверждено материалами дела, площадь осталась неизменной в существующих около 50 лет границах.
Никакими другими актами земельный участок, существующий в прежних границах вокруг здания автостанции (административного здания), никакому другому лицу не отводился, им владели и пользовались правопредшественники общества, а затем само общество.
Включение в перечень земельных участков Распоряжением Правительства от 27.05.2005 г. спорного земельного участка с указанием в нем площади участка на основании постановления администрации г.Элисты N 02, которое на момент издания Распоряжения уже было изменено Постановлением Мэра г.Элисты N 912 от 14.07.03 г. не может являться основанием для удовлетворения требований прокурора, поскольку указанные в момент издания Распоряжения сведения о спорном земельном участке не соответствовали уже имевшимся на тот момент у общества правоустанавливающим документам, а также сведениям, содержащимся в Распоряжении территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом N 232-р от 24 мая 2005 года, изданном на основании имевшихся у общества документов, никем на тот момент не оспоренных.
При установленных судом обстоятельствах нарушение прав Элистинского муниципального образования, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.266, 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13 марта 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу участвующего в деле прокурора без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок в федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1503/2006
Истец: Мэрия г. Элисты
Ответчик: ОАО "Калмыцкое предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения", ОАО Калмыцкое предприятие транспорно-экспедиционного обслуживания населения, г. Элиста, Российский фонд федерального имущества Филиал в Республике Калмыкия, Территориальное управление Росимущества РФ по Республики Калмыкия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Южное межрегиональное отделение специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества"
Третье лицо: Прокурор (Прокуратура) Республики Калмыкия
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-255/2007