г. Хабаровск |
|
21 мая 2013 г. |
А73-14862/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
от Общество с ограниченной ответственностью "Брианна": не явились;
от Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Савиной А.Л., представителя по доверенности от 18.01.2013 N 04-24/000723;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 04.02.2013
по делу N А73-14862/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Брианна"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Брианна" (ОГРН 1122703005446; далее - ООО "Брианна", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.11.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязать налоговый орган произвести государственную регистрацию - внести в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с его ликвидацией по решению (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Решением суда от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила его отменить, в обоснование, указав на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу не поступал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 21.06.2012 учреждено общество с ограниченной ответственностью "Брианна", которое зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1122703005446 ИФНС по г.Комсомольску-на-Амуре 29.06.2012.
02.07.2012 единственным участником общества Бражниковым М.В. принято решение о ликвидации общества и соответствующее сообщение опубликовано 11.07.2012 в Вестнике государственной регистрации N 27 (385).
11.09.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а 11.10.2012 ликвидатором принято решение N 5 об утверждении ликвидационного баланса и назначении Бражникова М.В. заявителем по государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
25.10.2012 Бражников М.В. представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица ООО "Брианна" в связи с его ликвидацией (форма Р16001) и пакет документов, в том числе ликвидационный баланс.
01.11.2012 по результатам рассмотрения представленных документов налоговый орган на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принял решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на том основании, что заявление и ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения в части кредиторской задолженности перед бюджетом, на основании чего, регистрирующий орган посчитал вышеназванные документы непредставленными.
Не согласившись с решением уполномоченного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения (действий, бездействия) об отказе в государственной регистрации входит установление нарушения регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к о наличии этих двух оснований.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Кодекса.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 названного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в число которых входит ликвидационный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
По материалам дела установлено, что на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица ООО "Брианна" в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представлены все документы, указанные в пункте 1 статьи 21 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Вместе с тем, отказывая в совершении регистрационных действий, налоговый орган исходил из того, что представленное заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения в части кредиторской задолженности перед бюджетом.
В обоснование данного вывода инспекция указала на то, что ООО "Брианна" присоединило к себе ООО "Градо", у которого по состоянию на 23.10.2012 имелась кредиторская задолженность перед бюджетом в общей сумме 6 579,36 руб., в том числе по пеням в сумме 1 476,36 руб., по штрафам в сумме 5 103 руб., подлежащая отражению в ликвидационном балансе.
Судом второй инстанции установлено, что 02.07.2012 общество принимает решение о ликвидации. Вместе с тем, 25.07.2012 учредитель принимает решение о присоединении к ООО "Брианна" общества с ограниченной ответственностью "Градо" во исполнение которого заключает договор присоединения и подписывает передаточный акт, в котором числится кредиторская задолженность в сумме 1529,36 руб.
Из справки ООО "Градо", имеющейся в регистрационном деле и представленной в материалы настоящего дела, следует, что на дату принятия решения о реорганизации у общества имеется задолженность только перед бюджетом.
При таких обстоятельствах, на даты утверждения 11.09.2012 промежуточного баланса ООО "Брианна" и 11.10.2012 ликвидационного баланса ликвидатор знал о наличии неисполненных обязательств, но не отразил это в данных документах.
Следовательно, представление для осуществления регистрационных действий в связи ликвидацией общества баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, которое в ходе данного процесса присоединяет к себе другое юридическое лицо, имеющее непогашенную кредиторскую задолженность, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вывод арбитражного суда о том, что у налогового органа имелась возможность для своевременного (до 11.09.2012) обращения к ликвидируемому юридическому лицу с требованием о погашении спорной задолженности, признается ошибочным в связи с тем, что о наличии таковой задолженности ООО "Градо" перед федеральным бюджетом оно узнало лишь от налогового органа, на учете которого состояло названное юридическое лицо (г.Москва) только 30.10.2012, тогда как ликвидатор ООО "Брианна" располагал такими сведениями на 25.07.2012.
На основании изложенного, решение арбитражного суда по настоящему делу подлежит отмене.
В соответствии со статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2013 по делу N А73-14862/2012 отменить.
Отказать в удовлетворении требования ООО "Брианна" о признании недействительным решения ИФНС по городу Комсомольску-на-Амуре об отказе в государственной регистрации от 01.11.2012.
Взыскать с ООО "Брианна" государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14862/2012
Истец: ООО "Брианна"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края