г. Киров |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А31-13015/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 по делу N А31-13015/2012, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" (ИНН 4401023620, ОГРН 1024400527029, г. Кострома, ул. Лагерная, 15А)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (ИНН 4401084630, ОГРН 1084401000265, г. Кострома, ул. Костромская, 73),
о взыскании 249 591 рубля 49 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "КТЭК", истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда" (далее - Управляющая компания, ответчик) о взыскании 1 474 028 рублей 03 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с июня 2010 по март 2012 года на основании договора от 01.03.2010 N 1941 и 1000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.08.2010 по 04.09.2012 (с учетом уточнения от 03.12.2012, сделанного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2012 (л.д. 3-4) в отдельное производство выделено требование о взыскании 249 591 рубля 49 копеек, составляющих сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с сумм субсидий на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам в период с октября 2011 года по март 2012 года.
До принятия судебного акта по делу, 21.01.2013 истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика 249 591 рубль 49 копеек долга за поставленную в период с сентября 2011 по март 2012 тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 ООО "КТЭК" отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ООО "КТЭК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению ООО "КТЭК" решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Доводы заявителя сводятся к следующему. ООО "КТЭК" не согласно с выводом суда о том, что компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате органа местного самоуправления, объектом налогообложения не является.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства Российской Федерации, в частности, на статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Анализируя положения Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывая, что ответчик является управляющей организацией, заявитель делает вывод, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры. ООО "КТЭК" утверждает, что оно является, в соответствии с положениями Налогового Кодекса Российской Федерации, плательщиком НДС. Заявитель полагает, что в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам, выделяются не на компенсацию расходов организации или покрытие убытков, связанных с их реализацией, а на оплату таких товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан и подлежащих налогообложению НДС, то выделение таких денежных средств, по мнению заявителя, не позволяет применить порядок определения налоговой базы, приведенный в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть исходя из фактических цен реализации. Кроме этого, заявитель отмечает, что счета-фактуры, которые выставлялись ответчику в спорный период, в полном объеме отражены ООО "КТЭК" в своем бухгалтерском учете, в связи с чем освобождение Управляющей компании от обязательства по оплате поставленной тепловой энергии в полном объеме, влечет для ООО "КТЭК" искажение налоговой отчетности в части стоимости поставленной тепловой энергии и не изменяет объема поставленной тепловой энергии, рассчитанного на основании данных общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Управляющая организация отзыв на апелляционную жалобу не предоставила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.03.2010 между ООО "КТЭК" (поставщик) и Управляющей компанией (исполнитель) заключен договор N 1941 (далее - Договор) (л.д. 12-23) в редакции протокола разногласий (л.д. 24) и протокола согласования разногласий (л.д. 25).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, по настоящему договору поставщик через присоединенную сеть поставляет тепловую энергию на границу эксплуатационной ответственности в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении исполнителя (приложение N 1) в горячей и (или) сетевой воде для обеспечения потребителей исполнителя коммунальными услугами (отопление, горячее водоснабжение) надлежащего качества, а исполнитель оплачивает принятую тепловую энергию в объеме, сроке и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдает предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивает безопасность и исправность используемых им приборов, внутридомовых инженерных систем, связанных с потреблением тепловой энергии.
В силу пункта 6.4 Договора, расчеты за поставленную тепловую энергию производятся исполнителем ежемесячно, на основании выставленных поставщиком счетов-фактур в счет до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, посредством безналичного перечисления на расчетный счет поставщика денежных средств.
Пунктом 8.1 Договора срок его действия согласован сторонами с 01.03.2010 по 31.12.2010. Настоящий договор считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания его действия не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего Договора или пересмотра его условий.
Дополнительным соглашением от 01.03.2012 к Договору (л.д. 26-27) стороны согласовали количество поставляемой тепловой энергии, признали утратившим силу приложение N 1 к договору и согласовали новую редакцию приложения N 2 к договору.
Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области приняты следующие постановления, которыми утверждены тарифы на тепловую энергию (без НДС), отпускаемую потребителям компании: N 09/217 от 18.12.2009, тариф - 998,6 рублей/Гкал; N 10/335 от 01.12.2010, тариф - 1137 рублей/Гкал; N 11/480/а от 27.12.2011, тариф на период с 01.01.2011 по 30.06.2011 - 1137 рублей/Гкал.
В силу подпункта 3 пункта 1 решения Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101 для жителей города Костромы установлена мера социальной поддержки в виде частичной оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения.
Постановлением администрации города Костромы от 10.11.2011 N 2585 утвержден порядок предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям говора Костромы (далее - Порядок).
По расчету истца, общая сумма субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки за период с октября 2011 года по март 2012 года составила 1 636 210 рублей 86 копеек, в том числе НДС - 249 591 рубль 49 копеек.
Полагая, что указанные суммы субсидий подлежат возмещению с учетом НДС, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливающего основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и соответствующие к ним надбавки в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Решением Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101 для жителей города Костромы установлена мера социальной поддержки в виде частичной оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения.
В целях предоставления частичной оплаты были введены:
- муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 1209 рублей 11 копеек за Гкал;
- муниципальный стандарт расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,0247 Гкал/кв. метр в месяц в течение отопительного периода.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации потребители (население) оплачивают тепловую энергию исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленными органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 541 от 29.08.2005 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить организации, предоставляющей населению такие услуги, возмещение экономически обоснованных затрат.
Факт предоставления истцом мер социальной поддержки и возникновения в связи с этим убытков подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.
При получении теплоснабжающими предприятиями таких субсидий, они не включаются в налогооблагаемую базу по НДС, так как на основании абзаца 2 части 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) при применении государственных регулируемых цен (тарифов) производится исключительно из расчета тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, без увеличения стоимости товара на сумму субсидии.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
В письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указывает на то, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда в оспариваемой части соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 по делу N А31-13015/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-13015/2012
Истец: ООО "Костромская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: ООО "УК " Возрождение жилищного фонда", ООО "Управляющая компания "Возрождение жилищного фонда", ООО Возрождение жилищного фонда