г. Пермь |
|
24 января 2007 г. |
Дело N А60-16904/2006 |
председательствующего Соларевой О.Ф.
судей Васевой Е.Е., Крымджановой М.С.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Гребневой М.А.
при участии в судебном заседании
от истца: не явились;
от ответчика: Захарова С.А., удостоверение N 3 действует до 31.12.2007 г., доверенность от 12.01.2007 г. N 11/502-03/18;
от третьего лица: ООО "Агроспектр" - Абушенко Д.Б., доверенность от 20.03.2006 г., паспорт;
Территориальное управление Министерства имущественных отношений по Свердловской области, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, Комитет по управлению городским имуществом - не явились;
рассмотрев в заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2006 г.
по делу N А60-16904/2006-С6, принятое судьей Гавриленко О.Л.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" в лице Свердловск- пассажирской дистанции гражданских сооружений Свердловского отделения Свердловской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчикам, МО "Город Екатеринбург", Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Свердловской области, о признании недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности от 09.07.2003 г. на нежилое помещение площадью 1029кв.м., литер А, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Техническая, 39; признании незаконной регистрации Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области права муниципальной собственности на вышеуказанный объект за N 66 АБ 090116 от 09.07.2003 г.; исключении из Единого государственного реестра записи о регистрации N 66-01/01- 255/2003-10 от 09.07.2003 г. (т.1,л.д.9-11).
В порядке ст.49 АПК РФ истец уточнил предмет заявленных требований: просит признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности от 09.07.2003 г. на нежилое помещение площадью 1029кв.м., литер А, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Техническая,39 (т.1,л.д.34).
Определением арбитражного суда от 30.08.2006 г. произведена замена ненадлежащего ответчика МО "Город Екатеринбург" в лице Комитета по управлению городским имуществом на надлежащего ответчика - Администрацию г. Екатеринбурга; к участию в деле в качестве третьего лица привлечены: МО "Город Екатеринбург" в лице Комитета по управлению городским имуществом и ООО "Агроспектр" (т.1,л.д.35,36).
Определением арбитражного суда от 26.09.2006 г. Федеральная регистрационная служба по Свердловской области исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (т.1,л.д.78,79).
Решением арбитражного суда от 25.10.2006 г. в удовлетворении исковых требований отказано (т.2, л.д.55-59).
Истец с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Ответчик и третье лицо, ООО "Агроспектр", с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Остальные лица, участвующие в деле отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст.266 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Постановлением Главы администрации г.Екатеринбурга от 14.10.1994 г. N 583 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность В указанный перечень вошло нежилое помещение общей площадью 950,9кв.м., расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Техническая,39 (т.1,л.д.16,17).
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.06.2003 г. N 620 в Постановление от 14.10.1994 г. N 583 внесены изменения, касающиеся, в том числе площади спорного помещения: площадь вышеуказанного помещения составляет 1029кв.м. (т.1,л.д.18,19).
На основании вышеуказанных постановлений 09.07.2003 г. зарегистрировано право собственности на упомянутое нежилое помещение за муниципальным образованием "Город Екатеринбург", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации N 66-01/01-255/2003-10 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2003 г. - т.1,л.д.л.д.25).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 20.06.2003 г. нежилой объект, площадью 1029кв.м., расположенный в строении литер А по адресу: г.Екатеринбург, ул.Техническая,39, внесен в реестр муниципальной собственности за номером 32060, право собственности за муниципальным образованием "Город Екатеринбург" зарегистрировано в МП БТИ 12.05.1998 г. (т.1,л.д.136).
Истец полагает, что регистрация права собственности на спорный объект за муниципальным образованием "Город Екатеринбург" произведена без правоустанавливающих документов; указанной регистрацией нарушены права ОАО "РЖД" как собственника спорного объекта, т.к. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.03.2004 г. спорное помещение зарегистрировано за ОАО "РЖД", о чем произведена запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности N 66 АВ 967400 (т.1,л.д.26).
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Свердловской железной дороги от 24.07.1997 г. N 65/н создано ГУП "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ" (сокращенное название ГП "НГС Транс") (т.1,л.д.98-101). Согласно свидетельству Министерства по управлению госимуществом Свердловской области от 17.11.2000 г. (т.1,л.д.115), федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ" внесено в реестр федерального имущества.
20.03.2003 г. ГП НГС "Транс" на основании распоряжения МПС России от 11.10.2002 г N 601р и приказа ФГУП "Свердловская железная дорога МПС РФ" от 18.12.2002 г. N 209/н реорганизовано в форме присоединения к ФГУП "Свердловская железная дорога". При этом ФГУП "Свердловская железная дорога" является правопреемником ГП НГС "Транс". Указанные обстоятельства подтверждаются вышеуказанными приказами, передаточным актом N 11/28, утвержденным 11.03.2003 г. Первым заместителем Министра путей сообщения РФ, а также свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.03.2003 г. (т.1,л.д.21-23,117-119).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги" учреждено ОАО "Российские железные дороги" (т.2,л.д.1-3).
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 г. N 882-р и от 11.08.2003 г. N 111-р утвержден Перечень имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В указанный перечень включено ФГУП "Свердловская железная дорога", имущество которого по сводному передаточному акту от 30.09.2003 г., утвержденному распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р, передано в уставный капитал ОАО "РЖД" (т.1,л.д.116).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на спорный объект основанием для регистрации явились Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 и сводный передаточный акт от 30.09.2003 г., утвержденный Распоряжением 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р (т.1,л.д.26).
В Перечне недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Свердловская железная дорога МПС России", указан объект - магазин "Детский мир", расположенный в Екатеринбурге по ул.Техническая,39 (т.2,л.д.39-40).
Согласно справке ОАО "РЖД" от 25.10.2006 г. спорный объект находится на балансе НГЧВОД-4 (т.2,л.д.42).
Таким образом, из материалов дела следует, что истец является правопреемником Свердловск - сортировочной дистанции гражданских сооружений.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец полагает, что регистрация права собственности на спорный объект за ОАО "РЖД" является законной, в то время как ответчиком не был соблюден особый порядок отчуждения федерального имущества и порядок оформления в собственность спорного имущества, установленного Распоряжением Президента РФ от 18.031992г. N 114-р.
Доводы истца являются необоснованными по следующим причинам.
В соответствии с п.4 раздела 4 Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта, кроме вошедших в Приложение N 3.
Согласно п.4 Приложения N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности относятся предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций МПС РФ, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).
В соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1 независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Из материалов дела следует, что на момент вступления в силу Постановления от 27.12.1991 г. N 3020-1 в спорном здании располагался магазин N 19 арендного торгового предприятия "Детские товары". Впоследствии 13.02.1992 г. на базе магазина N 19 было учреждено муниципальное предприятие "Детский мир", с которым 05.02.1992 г. ЕКУГИ заключил договор аренды N 20790007 на использование нежилого здания по ул.Техническая,39. 03.01.1995 г. между теми же сторонами был заключен договор аренды N 20040048, который был согласован с балансодержателем -НГЧ-3 дистанции гражданских сооружений ст.Свердловск - Сортировочный. Данные обстоятельства подтверждаются ордером N 246 на нежилой фонд жилищного управления Свердловского горисполкома, полученным 21.03.1989 г., Уставом арендного торгового предприятия "Детские товары", зарегистрированного решением Свердловского горисполкома 26.12.1990 г. N 513, договорами аренды (т.1, л.д.48-75).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный объект относится к предприятиям розничной торговли, и является в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 объектом муниципальной собственности. Оснований считать спорный объект предприятием закрытой сети либо связанными лишь с обеспечением пассажиров и работников железной дороги не имеется.
Согласно Распоряжению ГКИ РФ от 05.02.1993 г. N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения", принятому во исполнение Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, и в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. N 114-рп, комитетам по управлению имуществом городов предписывалось внести в реестры объектов муниципальной собственности как отдельные объекты учета нежилые помещения, в том числе встроено - пристроенные, арендуемые и используемые на других основаниях предприятиями торговли (подпункт 1.2).
Согласно п.2 указанного Распоряжения действие подпункта 1.2 распространяется исключительно на здания, нежилые помещения, используемые этими организациями, когда балансодержателями являются предприятия, относящиеся к федеральной собственности.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Поскольку спорный объект относится к предприятиям розничной торговли и является объектом муниципальной собственности, то Главой администрации г.Екатеринбурга в соответствии с Указом Президента от 22.12.1993 г. N 2265 самостоятельно постановлением от 14.10.1994 г. N 583 утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Вышеуказанное Постановление от 14.10.1994 г. N 583 письмом от 18.10.1994 г. N 3200 было направлено в СОКУГИ, обладающий правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России в соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.1992 г. N 1231 (т.1, л.д.76).
Сведений о том, что спорный объект был исключен из перечня объектов муниципальной собственности в материалах дела не имеется. Поэтому в силу п.9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. N 114-рп, спорный объект считается переданным в муниципальную собственность.
На основании изложенного доводы истца о несоблюдении ответчиком процедуры и порядка отчуждения спорного объекта из федеральной собственности с последующим переводом ее в муниципальную собственность являются необоснованными.
Тот факт, что спорный объект не был исключен из реестра федеральной собственности до момента приватизации и внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" не свидетельствует о праве собственности на него истца, т.к. внесение спорного объекта в реестр федеральной собственности в силу изложенных обстоятельств является незаконным.
Нахождение спорного объекта на балансе ОАО "РЖД" само по себе не свидетельствует о праве собственности истца на данный объект, т.к. согласно п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при определении принадлежности объектов недвижимости соответствующим субъектам на праве собственности следует руководствоваться приложениями NN 1,2,3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Таким образом, доводы ответчика о том, что спорный объект относится к муниципальной собственности, право собственности муниципального образования "Город Екатеринбург" зарегистрировано в установленном законом порядке 09.07.2003 г. (ст.17 ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") являются обоснованными.
Вместе с тем, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности являются необоснованными, т.к. о том, что ответчик является собственником спорного объекта истец мог узнать не ранее 09.07.2003 г. (момента регистрации права муниципальной собственности). Из материалов дела видно, что истец обратился с иском 06.07.2006 г. (т.1,л.д.9), т.е. в пределах срока исковой давности.
Поскольку спорный объект является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона (Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1), то суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о признании недействительным права муниципальной собственности на этот объект.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2006 г. по делу N А60-16904/2006-С6 не имеется. Госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст.110 АПК РФ)
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2006 г. по делу N А60-16904/2006-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ф. Соларева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16904/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога", Свердловская дистанция гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения - филиал ОАО "РЖД", Филиал ОАО "Российские железные дороги" Свердловск-пассажирская дистанция гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
Третье лицо: Департамент по управлению муниципальным имуществом, Комитет по управлению городским имуществом г. Екатеринбурга, ООО "Агроспектр", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Управление Федеральной регистрационной службы Свердловской области