г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А42-8276/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Белоусова М.А. - доверенность N 21-03/1 от 09.01.2013
от ответчика (должника): предст. Леонтьев В.А. - доверенность от 09.01.2013
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6784/2013) Контрольно-счетной палаты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2013 по делу N А42-8276/2012 (судьи Романова А.А., Алексина Н.Ю., Дмитриевская Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
к Контрольно-счетной палате Мурманской области
третье лицо: Администрация Ковдорского района Мурманской области
о признании недействительным предписания от 18.06.2012 N 01-09/408 в части
установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (место нахождения: 183025, Мурманская область г.Мурманск, ул.Тарана, 25, ОГРН 1095190007329; далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области (место нахождения: 183038, Мурманская область г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, 2, ОГРН 1025100849806; далее - Счетная палата) от 18.06.2012 N 01-09/408.
Определением от 18.12.2012 требование заявителя о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области от 18.06.2012 N 01-09/408 в части возложения на Министерство обязанности принять безотлагательные меры по взысканию в областной бюджет средств в сумме 3682,3 тыс. руб., использованных муниципальным образованием Ковдорский район Мурманской области, выделено в отдельное производство с присвоением делу NА42-8276/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Ковдорского района Мурманской области (место нахождения: 184140, Мурманская область г.Ковдор, площадь Ленина, 1, ОГРН 1025100575554; далее - Администрация).
Решением суда от 04.02.2013 заявление Министерства удовлетворено.
В апелляционной жалобе Счетная палата просит решение суда по настоящему делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, Счетной палатой доказано нецелевой расходование Администрацией денежных средств в сумме 3682,2 тыс. руб., выделенных по целевой статье 622 4800 "Ведомственная целевая программа "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы", так как в нарушение целей и условий получения субсидий указанные денежные средства были направлены на оплату работ на трех объектах теплоснабжения, не предусмотренных мероприятиями ВЦП (Ведомственная целевая программа).
Представитель Счетной палаты в судебном заседании поддержал доводы жалобы. Представитель Министерства доводы жалобы отклонил, просил оставить без изменения решение суда от 04.02.2013, считая его законным и обоснованным.
Администрация направила в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилась с доводами Счетной палаты, просила рассмотреть апелляционную жалобы без участия ее представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы сторон, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Счетной платы в связи со следующим.
Как установлено судом, Министерством энергетики по согласованию с Министерством экономического развития Мурманской области, Министерством финансов Мурманской области разработана и утверждена приказом от 26.03.2010 N 15 Программа подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы (далее - Программа) (том 2, л.д. 73-97). Определен срок реализации программы - 2010 год. Данная Программа утверждена Министерством в рамках полномочий, предоставленных постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 308-ПП "О порядке разработки, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Мурманской области", Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (утв. постановлением Правительства Мурманской области от 18.06.2009 N 258-ПП).
Законом Мурманской области от 17.12.2009 N 1173-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N1173-01-ЗМО) для исполнения в 2010 году на реализацию Программы были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 300000 тыс. руб. по разделу 1100 "Межбюджетные трансферты", подразделу 1102 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)", целевой статье 622 48 00 "Ведомственная целевая программа "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011годы".
Приказами Министерства от 16.06.2010 N 30, от 19.11.2010 в Программу вносились изменения (утверждалась новая редакция Программы), касающиеся как общего объема финансирования программных мероприятий, так и их содержания.
В связи с утвержденными изменения Программы Законами Мурманской области от 30.06.2010 N 1245-01-ЗМО, от 24.12.2010 N 1291-01-ЗМО бюджетные ассигнования по целевой статье 622 48 00 сокращались и составили 258351,4 тыс. руб.
Счетной палатой на основании распоряжения N 31 от 29.09.2011 в период с 04.10.2011 по 12.12.2011 проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, в ходе которой выявлены факты нецелевого использования в 12 муниципальных образованиях Мурманской области, в том числе в Ковдорском районе, средств областного бюджета, выразившиеся в направлении и использовании субсидий не в соответствии с перечнем и содержанием мероприятий, утвержденных в приложении 1 к Программе.
Приложением 1 к Программе в 2010 году предусмотрено осуществление в муниципальном образовании Ковдорский район следующих мероприятий:
1) в сфере теплоснабжения:
- строительство новых электрических сетей МУП ЖКХ "Ёнский". Присоединение Вв-1 РП-10 от ПС-41 Ф-12 Л-7а;
- строительство новых электрических сетей МУП ЖКХ "Ёнский". Присоединение Вв-1 РП-10 от ПС-41 Ф-12 Л-12а;
- замена участка теплосети магистральной L=202M сталь 0219 от ТК 80-81-82-СК 6А/13 г. Ковдор, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения н.п. Риколатва от ул.Горняков д. 10 до ТК ул.Лесная, замена трубопроводов теплоснабжения н.п. Куропта от ТК N 1 до здания ЖЭУ, замена трубопроводов ГВС с.Ена от котельной до ТК-2, замена трубопроводов инженерных сетей ГВС с.Ена от д. N 4 до д. N 6, замена трубопроводов теплоснабжения с.Ена от ТК-3 до ТК д. N 9, замена изоляции наружных сетей теплоснабжения от котельной до ТК N 2 н.п. Енский, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения и ГВС н.п. Енский от ТК N 12 до ТК N 15, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения и ГВС н.п. Енский от ТК N 25 до ТК N 28;
- в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети;
2) в сфере водоснабжения:
- замена насосов - дозаторов СД 027 - 3 шт. водопроводно-очистные сооружения г. Ковдор, вакуум-насосов КВН-8 - 2 шт., насосов ПРВП 63/22,5 - 2 шт. с электроприводом канализационно-очистные сооружения г. Ковдор, замена квартальной водопроводной сети г. Ковдор от ПГ-89-ПГ-90-П-34-ПГ-35 ВК-89 ул. Слюдяная на ПЭ-100 SDD-17 0250, обследование озера Безымянное специализированной организацией, замена трубопроводов водоснабжения н.п. Риколатва от ул. Горняков, 10 до ТК ул.Лесная, замена трубопроводов водоснабжения н.п. Куропта от ТК N 1 до здания ЖКУ;
- в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети;
3) в сфере водоотведения:
- замена сетки барабанной БСБ 3x2,8 с системой автоматического управления, флотатора комбинированного на вспомогательное оборудование к ленточному спустителю ЛФ-1500С, вакуум фильтров N 1, N 2 на ленточный фильтр-пресс ЛФ-1500П, воздуходувки ТВ 80-1,6 с электроприводом, насосов К-290/30 - 2 шт. с электроприводом, насосов ПР 63/22,5 - 2 шт. с электроприводом, канализационно-очистные сооружения г. Ковдор; прокладка ж/б лотков (коллектора) от очистных сооружений для отвода сточных вод, реконструкция выпуска N 3 с разработкой проекта по очистке сточных вод от тяжелых металлов, ремонт фекальной насосной (разрушение стен, замена напорного коллектора от насосов до выходного коллектора, замена насосов, замена арматуры, ремонт автоматики, замена электрооборудования) н.п. Енский;
- в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети.
Законом N 1173-01-ЗМО (таблица 9 приложения N 17) предусмотрено выделение в 2010 году муниципальному образованию Ковдорский район субсидии за счет средств областного бюджета на реализацию Программы в размере 14880,7 тыс.руб.
Счетная плата в ходе встречной проверки муниципального образования Ковдорский район установила, что согласно приложению N 2 "Ведомственная структура расходов бюджета на 2010 год к решению Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 24.03.2011 N 29 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Ковдорский район за 2010 год" муниципальным учреждением Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района", являющемся главным распорядителем средств местного бюджета, исполнены бюджетные ассигнования на реализацию Программы по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" в виде субсидии за счет средств областного бюджета по целевой статье 648 00 00 "Ведомственная целевая программа "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы в сумме 9694,8 тыс. руб.
При этом в рамках муниципального контракта N 30-05/2010 от 26.07.2010, заключенного муниципальным учреждением Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района" с открытым акционерным обществом "Мурманэнергосбыт", выполнены и оплачены за счет средств областного бюджета в сумме 3 682,3 тыс. руб. работы на трех объектах теплоснабжения, не включенных в Приложение N 1 к Программе:
- ремонт участка магистральной теплосети ТЭЦ-ВОФ от ТК-1 до 1-гокомпенсаитора в г.Ковдоре;
- замена участка теплосети по ТК-77 (ул.Ленина, дом 20) до ТК-14 (ул.Баштыркова, дом 5/2) в г.Ковдоре;
- замена трубопроводов теплоснабжения (ГВС) на участке от ТК-9 до ТК-10в селе Ена.
Усмотрев в действиях Администрации нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), установившей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, Счетная палата на основании Отчета о результатах контрольного мероприятия, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты от 18.04.2012 N 13, направила в адрес Министерства Представление N 01-09/294 от 25.04.2012 (том 2, л.д. 1), в котором, указав на нецелевое использование бюджетных средств, в том числе муниципальным образованием Ковдорский район в сумме 3682,3 тыс. руб., предложила Министерству принять меры по взысканию в областной бюджет сумм субсидий, использованных не по целевому назначению, а также привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Поскольку Министерством не были приняты меры по взысканию в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению, Счетной палатой на основании статьи 18 Закона Мурманской области от 17.09.2011 N 1389-01-ЗМО "О Контрольно-счетной палате Мурманской области" выдано Предписание N 01-09/408 от 18.06.2012, которым на Министерство возложена обязанность в срок до 10.09.2012 принять безотлагательные меры по взысканию в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 70372,3 тыс. руб., в том числе, 3682,3 тыс. руб. с муниципального образования Ковдорский район.
Не согласившись с законностью указанного Предписания, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Министерства, правомерно исходил из следующего.
Законом N 1173-01-ЗМО (приложение N 11, таблица 9 приложения N 17) предусмотрено выделение в 2010 году межбюджетных трансфертов на финансирование Программы в общей сумме 258351,4 тыс. руб. с распределением средств бюджетам муниципальных образований Мурманской области, в том числе муниципальному образованию Ковдорский район в сумме 14880,7 тыс. руб.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.04.2010 N 191-ПП в целях реализации Программы утверждены Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований (далее - Порядок) и Распределение субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, соответствующее распределению, предусмотренному Законом N 1173-01-ЗМО.
Согласно пункту 4 Порядка субсидии перечисляются на основании соглашений, заключенных между Министерством и муниципальными образованиями, в бюджеты муниципальных образований на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, на лицевой счет соответствующего администратора доходов, уполномоченного на использование субсидии.
В пункте 2 Порядка указано, что субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года.
Согласно пункту 6 Порядка предоставление субсидий осуществляется Министерством в соответствии с бюджетной росписью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели. Субсидии носят целевой характер.
Во исполнение пункта 4 Порядка между Министерством и муниципальным образованием Ковдорский район заключено Соглашение N 175 от 07.07.2010 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидии из областного бюджета муниципальному образованию Ковдорский район в размере 14 880,7 тыс. руб. на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы (пункты 1.1, 2.3, 3.3.4 Соглашения).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обратил внимание на то обстоятельство, что цели получения субсидии, указанные в Соглашении (на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы), соответствуют целям, установленным пунктом 2 Порядка N 191-ПП.
С целью реализации подписанного Министерством и муниципальным образование Ковдорский район Соглашения учреждением Ковдорского района "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского района" заключен муниципальный контракт от 26.07.2010 N 30-05/2010 с открытым акционерным обществом "Мурманэнергосбыт" на выполнение работ по подготовке сетей и объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года.
Счетной палатой в ходе проверки установлено и не опровергнуто другими участниками процесса, что в рамках данного муниципального контракта за счет средств областного бюджета выполнены и оплачены работы в сумме 3 682,3 тыс. руб. на трех объектах теплоснабжения, которые не включены в Программу, так как не указаны в Приложении 1 к ней, а именно:
- ремонт участка магистральной теплосети ТЭЦ-ВОФ от ТК-1 до 1-гокомпенсаитора в г.Ковдоре;
- замена участка теплосети по ТК-77 (ул.Ленина, дом 20) до ТК-14 (ул.Баштыркова, дом 5/2) в г.Ковдоре;
- замена трубопроводов теплоснабжения (ГВС) на участке от ТК-9 до ТК-10 в селе Ена.
Вместе с тем, Министерство утверждает и Счетной палатой не опровергнуто, что данные работы произведены в рамках подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы, то есть соответствует целям и задачам утвержденной самим Министерством Программы.
Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации закреплен в главе 5 БК РФ. Одним из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, денежные средства областного бюджета в размере 3 682,3 тыс., выделенные в 2010 году муниципальному образованию Ковдорский район в качестве субсидии на реализацию Программы, были направлены на оплату работ по муниципальному контракту от 26.07.2010 N 30-05/2010 по подготовке сетей и объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года. Как уже было установлено выше, данный муниципальный контракт был заключен в целях реализации Соглашения N 175 от 07.07.2010 между Министерством и муниципальным образованием Ковдорский район о предоставлении указанному муниципальному образованию субсидии из областного бюджета в размере 14880,7 тыс. руб. на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы (пункты 1.1, 2.3, 3.3.4 Соглашения).
Министерство не опровергает того обстоятельства, что муниципальным образованием за счет областного бюджета были проведены работы на объектах, не включенных в перечень мероприятий Программы (Приложение N 1), однако, тем не менее расходование денежных средств соответствовало их предметно-целевому назначению, определенному экономической классификацией расходов бюджета, целевому назначению средств по соответствующим кодам бюджетной классификации. В конечном итоге все денежные средства, полученные в муниципальным образованием в качестве субсидии из областного бюджета, были израсходованы на проведение ремонтных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства (замена участка теплосети, замена трубопроводов) в целях подготовки этих объектов к работе в осенне-зимний период.
С учетом изложенного, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что расходование конкретным получателем бюджетных средств - муниципальным образованием Ковдорский район средств областного бюджета на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы соответствует целям их получения, предусмотренным Соглашением N 175 от 07.07.2012 и пунктом 2 Порядка N 191-ПП.
При этом суд также учел, что в соответствии с пунктом 9 Порядка N 191-ПП перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, подлежащих подготовке к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года за счет выделяемых субсидий областного бюджета, утверждается постановлением Правительства Мурманской области. Однако, такой перечень уполномоченным органом не был утвержден, вместе с тем, субсидии на реализацию Программы были предоставлены.
При отсутствии утвержденного уполномоченным органом перечня объектов Министерство при разработки Программы самостоятельно утвердило такой перечень (Приложение N 1 к Программе) на основании заявок муниципальных образований, который многократно пересматривался с учетом потребностей, и многие мероприятия как наименее целесообразные исключались муниципальными образованиями из перечня мероприятий.
Однако, как пояснил представитель Министерства, такие изменения не всегда вносились в утвержденный перечень, учитывая, что это был первый опыт региона по реализации такой программы. При этом, в целом проведенные мероприятия явились экономически обоснованными, наиболее ветхое оборудование было заменено, что предотвратило аварии и срывы снабжения коммунальными ресурсами населения муниципальных образований, что полностью соответствовало целям и задачам Программы.
Апелляционная коллегия также как и суд первой инстанции соглашается с обоснованностью доводов Министерства и полагает содержащиеся в оспариваемом предписании выводы Счетной палаты об использовании средств областного бюджета с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 БК РФ, а также в нарушение условий соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета (пункты 2.3, 3.3.4), не основанными на законе и противоречащими имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 10 Порядка N 191-ПП в случае использования средств областного бюджета не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции также сделан обоснованный выводу об отсутствии правовых оснований для выставления предписания Министерству, которое в силу статьи 6 БК РФ осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, полномочия которого определены в статье 158 БК РФ и не предусматривают наличие у него функций по применению предусмотренной статьей 289 БК РФ меры принуждения по изъятию бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Само Министерство никаких нарушений бюджетного законодательства не допускало, иное Счетной палатой не установлено и не доказано.
Доводы апелляционной жалобы в основном аналогичны доводам, приведенным Счетной палатой при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана исчерпывающая правовая оценка, нарушений в применении норм материального и процессуального права судом не допущено, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда от 04.02.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04 февраля 2013 года по делу N А42-8276/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8276/2012
Истец: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
Ответчик: Контрольно-счетная палата Мурманской области
Третье лицо: Администрация Ковдорского района Мурманской области