Тула |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А62-5285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.05.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Можеевой Е.И., Дайнеко М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой А.А., при участии в судебном заседании от ответчика - Лампасова С.Ф. (доверенность от 14.12.2012), от истца - Бондарено Н.С. (доверенность от 10.01.2013), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Смоленск-Формация" (г. Смоленск, ИНН 6731044438, ОГРН 1036758329541) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.01.2013 по делу N А62-5285/2012 (судья Селивончик А.Г.), установил следующее.
Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - истец, заказчик, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к открытому акционерному обществу "Смоленск-Фармация" (далее - ответчик, уполномоченное предприятие) о возмещении реального ущерба в размере 1 466 862 рублей 60 копеек и упущенной выгоды в размере 1 362 670 рублей 40 копеек, всего убытков в размере 2 829 533 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.01.2013 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ОАО "Смоленск-Фармация" в пользу Департамента Смоленской области по здравоохранению убытки в размере 1 466 862 рублей 60 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании упущенной выгоды отказал.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на злоупотребление правом со стороны Департамента, которое выразилось в том, что истец первоначально принял поставленный лекарственный препарат от ответчика со сроком годности менее 60%, а затем предъявил требование о возмещении ущерба на сумму поставленного препарата. Апеллянт указывает на то, что акты оказанных услуг были подписаны со стороны должностных лиц истца без замечаний. Ответчик считает, что товарные накладные содержали сведения о сроке годности поставленного товара, вместе с тем товар департаментом был оплачен, претензии к поставщику не направлялись. Уполномоченное предприятие обращает внимание суда на то, что обязательства по контракту от 03.01.2010 N 539-10 прекращены надлежащим исполнением. Ответчик полагает, что суд должен был учесть вину самого потерпевшего, поскольку последний мог предпринять меры к уменьшению ущерба (в силу статьи 475 ГК РФ имел право соразмерного уменьшения цены поставленных товаров, а также предпринять меры по изменению или расторжению государственных контрактов).
В отзыве Департамент Смоленской области по здравоохранению просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проводилось с использованием системы видеоконференц-связи по правилам статей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при содействии Арбитражного суда Смоленской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Стороны возражений не заявили, в связи с чем суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) подписан государственный контракт N 539-09/ДЗ от 03.01.2010 (далее - контракт, первый контракт; т. 1, л. д. 14-36), предметом которого является оказание услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее по тексту - ЛС и ИМН), поставляемых для обеспечения отдельных категорий граждан Смоленской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2010 году и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно пункту 3.1, в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2010 (т. 1, л. д. 35-36), цена контракта определена сторонами в размере 23 275 000 рублей, а пунктами 3.2-3.3 предусмотрено, что стоимость оказания услуг заказчику уполномоченным предприятием составляет 13% от стоимости отпущенных федеральным льготникам ЛС и ИМН и оплата услуг производится ежемесячно в течение 30 календарных дней со дня получения государственным заказчиком счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг.
Срок оказания услуг пунктом 4.1 контракта определен с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Согласно пункту 11.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2010 по 31.12.2010, а в части расчетов до полного исполнения обязательств.
Между Департаментом и ООО "Фармарус" (далее - первый поставщик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, подписан государственный контракт N 259-10/ДЗ от 13.12.2010 (далее по тексту - контракт, второй контракт; т. 2, л. д. 29-38), в соответствии с которым заказчик поручает, а первый поставщик принимает на себя обязательства поставить в срок не позднее 21.12.2010 лекарственное средство "Темодал" (далее по тексту также - препарат) в количестве 24 упаковок путем доставки получателю, которым указано уполномоченное предприятие. Пунктом 3.1 цена контракта определена в размере 1 676 415 рублей 64 копеек.
Кроме того, сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме заключен государственный контракт N 291-10/ДЗ от 25.12.2010 (далее - контракт, третий контракт; т. 2, л. д. 45-63), в соответствии с которым Департамент поручает, а ОАО "Смоленск-Фармация" (далее - второй поставщик) поставщик принимает на себя обязательства поставить товар одной партией в количестве и ассортименте, указанном в прилагаемой спецификации, в течении 5 календарных дней со дня заключения контракта. Согласно спецификации к контракту предметом поставки является лекарственное средство "Темодал" в количестве 18 упаковок. В соответствии с пунктом 5.1 контракта получателем товара является уполномоченное предприятие - ОАО "Смоленск-Фармация". Согласно пункту 5.8 контракта фактической датой поставки товара считается дата подписания товарной накладной. Пунктом 3.1 сторонами цена контракта определена в размере 1 257 311 рублей 73 копеек. Срок действия контракта в пункте 14.1 определен со дня его подписания и до 31.12.2010.
Также, сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, подписан государственный контракт N 303-10/ДЗ от 28.12.2010 (далее - контракт, четвертый контракт; т. 1, л. д. 47-57), в соответствии с которым заказчик поручает, а второй поставщик принимает на себя обязательства поставить одной партией в количестве и ассортименте, указанном в прилагаемой спецификации в срок не позднее 30.12.2010 лекарственные средства на уполномоченное предприятие ОАО "Смоленск-Фармация" для обеспечения находящихся на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ. В соответствии с пунктом 1.2 контракта и прилагаемой спецификацией предметом поставки является, в том числе, лекарственное средство "Темодал" в количестве 5 упаковок. Согласно пункту 4.7 контракта фактической датой поставки товара считается дата подписания товарной накладной получателем. Пунктом 2.1 сторонами цена контракта определена в размере 7 513 764 рублей, в том числе согласно спецификации стоимость препарата "Темодал" - 351 000 рублей. Срок действия контракта в пункте 12.1 определен со дня его подписания и до 31.12.2010, а в части гарантийных обязательств - до их полного исполнения.
Пунктами 5.3 второго-третьего и пунктом 4.2 четвертого контракта предусмотрено, что остаточный срок годности препарата на момент поставки получателю должен быть 60% от основного срока годности товара.
После проведенного открытого аукциона ООО "Фармарус" письмом от 08.12.2010 исх. 131/12 сообщило Департаменту о невозможности обеспечить поставку лекарственного средства "Темодал" в количестве 24 упаковок со сроком годности 60% ввиду отсутствия этого препарата у единственного в России дистрибьютора - Общества с ограниченной ответственностью "Шеринг-Плау", предложив произвести поставку препарата со сроком годности до 01.04.2011 (т. 1, л. д. 148-149).
Письмом от 14.12.2010 исх. 11481 Департамент сообщил ООО "Фармарус", что не возражает против поставки препарата "Темодал" с остаточным сроком годности до 01.04.2011 (т. 2, л. д. 1), а письмом от 01.02.2011 исх. 96 ответчик уведомил истца о приемке на склад препарата "Темодал" со сроком годности до 01.04.2011 (т. 1, л. д. 150).
Во исполнение условий второго контракта ООО "Фармарус" в соответствии с письменно выраженным согласием заказчика по товарной накладной от 17.12.2010 N 177 поставило на склад ОАО "Смоленск-Фармация" препарат "Темодал" на сумму 1 676 415 рублей 64 копеек со сроком годности до 01.04.2011 (т. 2, л. д. 28), который оплачен в полном объеме платежным поручением от 24.12.2010 N 423 (т. 2, л. д. 83).
В связи с тем, что по первому, третьему и четвертому контрактам произошло совпадение в одном лице уполномоченного предприятия по приемке лекарственного средства "Темодал" и второго поставщика данного препарата, ОАО "Смоленск-Фармация" злоупотребляя правом, без согласования с Департаментом приняло на дальнейшую реализацию поставленные им же во исполнение третьего контракта по товарной накладной от 28.12.2010 N 4054 на сумму 628 655 рублей 88 копеек (т. 1, л. д. 92-93) 9 упаковок препарата "Темодал" со сроком годности до 01.04.2011, а по товарной накладной от 28.12.2010 N 4055 на сумму 628 655 рублей 85 копеек (т. 2, л. д. 94) 9 упаковок данного препарата со сроком годности до 01.02.2011. Кроме того, во исполнение обязательств по четвертому контракту ответчик произвел поставку по товарной накладной от 30.12.2010 N 4089 на сумму 351 тысяча рублей (т. 1, л. д. 95) 5 упаковок препарата "Темодал" со сроком годности до 01.04.2011.
Указанные препараты ответчиком, выступающим в качестве уполномоченного предприятия, приняты без замечаний и уведомления Департамента о приемке лекарственных средств со сроком годности не соответствующим условиям третьего и четвертого контракта.
Истец направил ответчику претензию от 21.02.2011 исх. N 1996, в которой указал, что им установлен факт приемки на склад уполномоченного предприятия согласно товарным накладным от 28.12.2010 N 4054 и N 4055 и от 30.12.2010 N 4089 поставленного ОАО "Смоленск-Фармация" препарата "Темодал" не соответствующего условиям контракта с остаточными срокам годности до 01.02.2011 и 01.04.2011 без составления акта, предусмотренного пунктом 4.3 первого контракта, в связи с чем, потребовал в 10-ти дневный срок произвести его замену на аналогичный препарат с остаточным сроком годности не менее 60% на дату поставки (т. 2, л. д. 6-7).
Письмо от 28.02.2011 исх. 234 ответчик указал, что на момент поставки лекарственное средство "Темодал" с остаточным сроком годности 60% на фармацевтическом рынке отсутствовало, в связи с чем, был принят препарат, имевшийся у поставщика, который частично отпущен федеральным льготникам. Этим же письмом ОАО "Смоленск-Фармация" указало, что замена лекарственных средств подписанным сторонами контрактом не предусмотрена (т. 2, л. д. 27).
Ответчик 14.05.2012 письмом исх. N 598 проинформировал истца о том, что в аптеке N 5 ОАО "Смоленск-Фармация" имеется в наличии препарат "Темодал" в количестве 21 упаковки срок годности которого истек, предлагая рассмотреть вопрос о дальнейших действиях с данным препаратом (т. 2, л. д. 2).
Истец 07.06.2012 направил ответчику претензию исх. 07068 (т. 2, л. д. 58-61), которой указал, что ОАО "Смоленск-Фармация" на склад приняты лекарственные средства с остаточным сроком годности 4% и 12,5% при необходимых 60%, то есть ненадлежащего качества, без составления акта, предусмотренного пунктом 4.3 первого контракта, и уведомления заказчика, что последним расценивает как злоупотребление правом и на нарушение условий подписанных контрактов. Планируя до 01.04.2011 произвести отпуск препарата, поставленного ООО "Фармарус" по согласованию с Департаментом, последний не выражал согласие на прием от ответчика и отпуск препарата с меньшим по отношению к установленному в третьем и четвертом контрактах остаточному сроку годности, что повлекло причинение убытков в виде реального ущерба в размере 1 466 862 рублей 60 копеек, составляющем стоимость нереализованной 21 упаковки препарата, поставленного по второму контракту, а также заявитель понес убытки в виде упущенной выгоды в размере 1 362 670 рублей 40 копеек, в связи с оплатой ответчику предусмотренной контрактом стоимости препарата, несоответствующего согласованным сторонами условиям. Указанной претензией Департамент потребовал от ОАО "Смоленск-Фармация" произвести возмещение убытков в размере 2 829 533 рублей (1466862,6+1362670,4).
По результатам рассмотрения претензии ответчик письмом от 29.06.2012 исх. N 803 сообщил истцу, что полагает его требования не подлежат удовлетворению (т. 1, л.д. 58-63).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части взыскания убытков в размере реального ущерба 1 466 862 рублей 60 копеек правомерно исходил из следующего.
Контракт от 01.03.2010 N 539-10/ДЗ является договором возмездного оказания услуг. В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Контракты от 25.12.2010 N 291-10/ДЗ и от 28.12.2010 N 303-10/ДЗ содержат обязательства по поставке товара.
В соответствии со статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно части 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено законом.
В силу части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой и надлежащей форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Применительно к договору возмездного оказаний услуг существенным в соответствии положениями вышеуказанных норм гражданского законодательства является условие о предмете договора, а применительно договору поставки - условие об ассортименте, количестве и сроках поставки.
Согласно требованиям частей 10 и 12 статьи 9 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственный контракт должен содержать, кроме вышеуказанных, обязательные условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте, и данные условия с учетом абзаца 2 части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации являются существенными для данного вида договоров.
Государственные контракты N 539-09/ДЗ от 03.01.2010, N291-10/ДЗ от 25.12.2010 и N303-10/ДЗ от 28.12.2010 судом первой инстанции обоснованно были признаны заключенными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 ГК РФ требование о причинении вреда может быть заявлено в виде требования о возмещении убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ истец требует с ответчика возмещения убытков в виде реального ущерба (реально произведенные расходы).
В силу ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу данной нормы лицо, право которого нарушено, должно доказать не только факт причинения ему убытков, но и наличие причинной связи между виновными действиями ответчика и причиненными убытками.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика убытков в размере 1 466 862 руб. 60 коп., составляющих стоимость нереализованной части препарата "Темодал", поставленного по второму контракту ООО "Фармарус".
Судом первой инстанции было установлено, что ответчик в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребляя правом, недобросовестно используя в своих интересах совпадение в одном лице поставщика лекарственных средств и уполномоченного предприятия по приему, хранению и отпуску лекарственных средств, без согласования с Департаментом принял 28.12.2010 и 30.12.2010 на хранение и дальнейшую реализацию через аптечную сеть несоответствующий показателям остаточной годности препарат "Темодал", несмотря на наличие на складе ОАО "Смоленск-Фармация" аналогичного препарата со сроком годности до 01.04.2011, поставленного 17.12.2012 ООО "Фармарус" по согласованию с заказчиком. Используя созданную неосведомленность последнего, реализовал препарат в первоочередном порядке, что повлекло причинение убытков в размере стоимости препарата "Темодал", поставленного первым поставщиком и нереализованного до истечения срока его годности.
Таким образом, заключив с ответчиком первый контракт, а также указав его в качестве уполномоченного предприятия в третьем и четвертом контрактах, заказчик на возмездной основе поручил ОАО "Смоленск-Фармация" выполнение функций покупателя при осуществлении поставки лекарственных средств, в связи с чем, на ответчика в этой части распространяются положения частей 1 и 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Реализация функции по уведомлению поставщика лекарственных средств, не соответствующих условиям контрактов, определена сторонами в виде процедуры, указанной в пункте 4.3 первого контракта предусматривающей составление в подобных случаях ответчиком соответствующего акта о недостатках товара и передачу этого документа не позднее 10 рабочих дней заказчику для составления претензии. Вместе с тем, данные обязательства ответчиком не исполнены.
Требования о процентном соотношении остаточного срока годности лекарственного средства по отношению к установленному производителем предельному сроку его использования, являются гарантиями качества товара, связанными с тем, что такие характеристики обусловлены нуждами и потребностями больных, в том числе и тем, что указанные категории граждан используют лекарственный препарат исходя из показаний по его применению и курса лечения, что безусловно, предполагает его потенциальное востребование не только в течение периода, на который осуществляются закупки, но и в более длительные сроки.
Положениями части 2 статьи 472 ГК РФ предусмотрено, что товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Частью 2 статьи 34 и пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что аукционная документация может содержать данные о соответствующих показателях, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Стороны в третьем и четвертом контрактах предусмотрели приемлемый для заказчика остаточный срок годности подлежащего поставке препарата, исходя из условий его использования и возможности реализации социальной функции по обеспечению лекарственными средствами на льготных условиях отдельных категорий граждан, и заключая данные контракты, ответчик соглашался с их условиями.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик был в состоянии оценить возможность реального исполнения принимаемых на себя обязательств.
Исходя из установленного производителем препарата "Темодал" срока годности в течении 24 месяцев, его остаточный срок годности в 60%, установленный условиями третьего и четвертого контрактов, должен был позволить осуществлять его реализацию и использование при лечении граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в течение последующих 14 месяцев даты поставки, что, безусловно, позволило бы Департаменту на основе текущего планирования, исходя из необходимых потребностей в данном медикаменте, организовать его закупки в необходимом количестве в последующие отчетные периоды.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации участники правоотношений должны действовать разумно, добросовестно, осмотрительно и с должной степенью заботливости. Ответчиком названное требование закона не исполнено. Не имея гарантированных источников приобретения препарата, соответствующего требованиям аукционной документации, а также не согласовав с заказчиком возможность поставки препарата с более низким сроком годности, не предпринимая действий по прекращению контрактных обязательств на основании части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также осознавая возможность в случае нарушения сроков поставки лекарственного средства предъявления Департаментом требований о выплате неустойки, имея намерение при этом получить прибыль от поставки медикаментов, ОАО "Смоленск-Фармация", используя совпадение в одном лице функций поставщика и уполномоченного предприятия, осознанно в лице своих исполнительных органов совершило действия, направленные на вероятное причинение истцу убытков в случае невозможности реализации принятого лекарственного средства до истечения срока его годности.
В результате вышеуказанных действий ответчика, злоупотребившего правом и исполнившего заключенные с ним контракты в ущерб интересам Департамента, остались нереализованным 21 упаковка препарата "Темодал" с истекшим 01.04.2011 сроком годности, находящегося в аптеке N 5 ОАО "Смоленск-Фармация", что подтверждается данными информационной системы (т. 1, л.д. 110) и письмом ответчика от 14.05.2012 исх. 598 (т. 2, л. д. 2). Исходя из стоимости приобретения указанного препарата, поставленного во исполнение условий второго контракта, стоимость его оставшейся части согласно расчету Департамента составила 1 466 862 рублей 60 копеек (т. 1, л. д. 13) и является его убытками, так как поставленный препарат полностью оплачен платежным поручением от 24.12.2010 N 423 на сумму 1 676 415 рублей 64 копеек (т. 2, л. д. 83).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что товарные накладные содержали все необходимые сведения о сроках поставленного товара, в связи с чем истец знал об этом обстоятельстве и оплатил лекарственные средства. При этом не предпринял мер к минимизации убытков. Следовательно, суд должен был применить статью 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации. Названные доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции, товарные накладные не являются документом, удостоверяющим срок годности и иные параметры качества поставляемых товаров. При этом суд учитывает то обстоятельство, что поставщиц и приемщик лекарственных средств одно и то же лицо. Судом области установлено, что в случае несоответствия лекарственных средств требованиям по качеству в пункте 4.3 контракта от 03.01.2010 N 539-10/ДЗ предусмотрено составление ответчиком соответствующего акта о недостатках товара и передачу этого документа не позднее 10 рабочих дней заказчику для составления претензии. Вместе с тем, данные обязательства ответчиком не исполнены. Как следует из материалов дела, обстоятельства наименьшего по сравнению с предусмотренным контрактом срока годности лекарственного средства было истцом установлено только в феврале 2011 года, что подтверждается письмом от 28.02.2011 N 234. В сложившейся ситуации у Департамента отсутствовала возможность отказаться от приемки препарата, при этом необходимо учитывать, что Департамент в приемке товара участия не принимал. В связи с изложенным оснований для применения статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка апеллянта на возможность истца реализовать препарат через аптечную сеть, тогда как последний реализовывал лекарственное средство через аптеку N 5, является несостоятельной. Истец объясняет это обстоятельство тем, что аптеку N 3 находится в непосредственной близости к онкодиспансеру ( препарат используется при лечении онкозаболеваний).
Довод заявителя о том, что истец принял поставленный лекарственный препарат от ответчика со сроком годности менее 60%, при составлении актов оказания услуг претензий не возникало, что свидетельствует о принятии заказчиком продукции без замечаний, был исследован и обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Осведомленность истца при исполнении своих обязательств по оплате лекарственных средств с остаточным сроком годности, не соответствующим условиям контрактов, не тождественна его согласию с данными обстоятельствами (согласие отсутствовало).
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29 января 2013 года по делу N А62-5285/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5285/2012
Истец: Департамент Смоленской области по здравоохранению
Ответчик: ОАО "Смоленск-Фармация"