г. Самара |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А65-29657/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Дайк" - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - представителя Левашиной Е.Г. (доверенность от 22.04.2013 N 16/2013-14),
от муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - не явился, извещен,
от муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года по делу N А65-29657/2012 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дайк", г.Казань, (ОГРН 1021602837772, ИНН 1654034257),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709),
третьи лица: муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства", г.Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань,
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани, г.Казань,
о признании незаконным решения от 03 октября 2012 года N 1600/501/12-150902 и об обязании провести государственный кадастровый учет изменений на земельный участок, расположенный по ул.Односторонка Ноксинская, д. 1 г.Казани, кадастровый номер 16:50:250704:27, и указании разрешенного использования земельного участка "Административные офисы и гаражи",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дайк" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ответчик) от 03 октября 2012 года N 1600/501/12-150902 и об обязании провести государственный кадастровый учет изменений на земельный участок, расположенный по ул. Односторонка Ноксинская, д.1 г. Казани, кадастровый номер 16:50:250704:27, и указании разрешенного использования земельного участка "Административные офисы и гаражи".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Дайк". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Дайк" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Дайк" направило ходатайство в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Дайк" и третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Дайк" по договору купли-продажи от 24 апреля 2000 года приобрело в собственность объект незавершенного строительства по ул.Сибирский Тракт - Ноксинская, 1, а именно: двухэтажное кирпичное строение с перекрытием второго этажа, назначение административное здание; одноэтажное кирпичное строение с выполненной кровлей и установленными утепленными воротами, назначение - гараж из пяти боксов; трансформаторная подстанция (возведены кирпичные стены).
29 июня 2001 года строительство приобретенного заявителем объекта завершено, что подтверждается Актом государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта (т. 1, л.д.27-29).
Постановлением главы администрации г.Казани от 19 августа 2002 года N 1284 ООО "Дайк" предоставлен в собственность земельный участок на территории, занимаемой зданиями и сооружениями по ул.Односторонне-Ноксинская, д.1, на основании которого заявителем получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 3160кв.м. кадастровый N 16:50:25 07 04:0027 от 26.11.2002 серии 16 АА N 1563147 (л.д.30, 38)
05 декабря 2007 года заявителем получено свидетельство серии 16-АА N 543160 о государственной регистрации права собственности, в котором дополнительно указывается разрешенное использование земельного участка - под незавершенное строительством административное здание и гараж (л.д.43)
ООО "Дайк" 07.06.2012 обратилось в адрес МУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани" с письмом, в котором просило внести изменения в части разрешенного вида использования земельного участка на вид использования "административное здание и нежилые помещения" на основании документов, свидетельствующих о завершении строительства объекта (л.д.50)
08 июня 2012 года заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, с приложением Акта государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Решением от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902 ответчик отказал в учете изменений объекта недвижимости (л.д.8).
Заявитель, полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых принят судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы нормами Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221 -ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 названного Закона при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (вида разрешенного использования) необходимыми для кадастрового учета документами является копия документа, подтверждающего, в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 42 от 04.02.10 сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что правила застройки и землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом, на территории г. Казани действует Градостроительный устав, утвержденный решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19 "О Градостроительном уставе Казани", содержащий "Основы градостроительной деятельности" и "Правила застройки и землепользования", которые приняты и утверждены представительным органом муниципального образования г. Казани до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые должны быть приведены в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации до 31.12.2012.
Согласно п.9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По правилам части 2 и части 6 статьи 30, п.8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и включает в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Правилами землепользования и застройки Градостроительного Устава г.Казани, земельный участок по ул. Односторонка Ноксинская 1, кадастровый номер 16:50:250704:27, относен к зоне ДЗ (зона специального назначения), что также подтверждается письмом МУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК м.о. г.Казани" исх.N 23-12-7992 от 20.07.2012 г.
В силу статьи 60 Правил землепользования и застройки Градостроительного Устава г.Казани, к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне ДЗ относятся: объекты правоохранительных и пенитенциарных органов; объекты военной инфраструктуры; промышленные объекты и производства; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания; прачечные, химчистки; бани, сауны общественные; здания помещения) редакционных и издательских организаций, оказывающих информационные услуги; административные офисы; здания (помещения) финансовых организаций; культовые объекты; объекты культуры и искусства; объекты спорта; объекты образования и науки; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; объекты социального обслуживания; объекты скорой медицинской помощи и переливания крови; объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, госпитали; объекты охраны материнства и детства: родильные дома; аптечные учреждения; объекты ветеринарного сервиса; объекты гостиничного сервиса (средства размещения); многоквартирные жилые дома; объекты специализированного жилищного фонда; паркинги; гаражи; туалеты общественные; места погребения; объекты благоустройства; ограждения; места захоронения животных; озелененные территории; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Указанным перечнем вид условно разрешенного вида использования "под незавершенное строительством административное здание и гараж" не предусмотрен, а в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Правил землепользования и застройки Градостроительного Устава г.Казани, виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, отсутствующие в списках разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в качестве основных, условно разрешенных и (или) вспомогательных, являются неразрешенными для соответствующей территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) виды разрешенного использования земельных участков- это установленные настоящими Правилами варианты использования земельных участков, связанные с возведением объектов капитального строительства и установлением некапитальных объектов, а также варианты использования зданий, строений, сооружений, определяющие особенности их эксплуатации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" следует, что под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Оспариваемое заявителем решение вынесено в связи с неустранением в течение 3-х месячного срока причин приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости органом кадастрового учета в соответствии с пп.6 п.2 ст.27 Закона (не представление документа, подтверждающего изменение вида разрешенного использования земельного участка)
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, с учетом вышеназванных ненормативных актов, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что этап вида деятельности на земельном участке в виде термина "строительство" к виду разрешенного использования земельного участка отношения не имеет, а, соответственно, рассмотрению и исключению посредством проведения публичных слушаний не подлежит, о чем также сообщено заявителю при обращении (письмо Управления от 27.06.2012 N 113-19-7069), требования заявителя в части признания недействительным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" правомерно удовлетворены судом.
Заявитель, наряду с требованием о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ от 03.10.2012 N 1600/501/12-150902 просил суд обязать ответчика провести государственный кадастровый учет изменений на земельный участок, расположенный по ул. Односторонка Ноксинская, д.1 г. Казани, кадастровый номер 16:50:250704:27, и указании разрешенного использования земельного участка "Административные офисы и гаражи".
Однако, как правильно указал суд, при предъявлении требования о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, суд, в порядке пп.3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывает орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ст. 27 Закона о кадастре, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно принял решение о признании его незаконным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2013 года по делу N А65-29657/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан излишне уплаченную по платежному поручению от 07.03.2013 N 3809107 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29657/2012
Истец: ООО "Дайк", г. Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МУ "Управление архитектуры и градостроительства" по РТ, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4776/13