14 декабря 2011 г. |
А43-10639/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Иванова Николая Михайловича и администрации г. Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.08.2011 по делу N А43-10639/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению закрытого акционерного общества "Инициатива жилищного строительства" (ОГРН 1025202405360, ИНН 5257014100, г. Н. Новгород, ул. Керченская, д. 28)
о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Новгорода в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию дома N 2-4-я очередь строительства и дома N 4 по ул. Бетанкура в Канавинском районе города Нижнего Новгорода,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Инициатива жилищного строительства" - Кошевского В.А. по доверенности от 26.08.2011 N 42/КП,
и установил:
закрытое акционерное общество "Инициатива жилищного строительства" (далее - ЗАО "Инжилс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация) в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию дома N 2 (4 очередь строительства) и дома N 4 по ул. Бетанкура в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, об обязании администрации выдать разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены товарищество собственников жилья "Бетанкур" (далее - ТСЖ "Бетанкур"), участники долевого строительства указанных объектов (представитель - Василенкова Вера Сергеевна, председатель ТСЖ "Бетанкур"), Иванов Николай Михайлович (далее - Иванов Н.М.), Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - ИГСН Нижегородской области), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС России по Нижегородской области).
Решением от 10.08.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.
Администрация и Иванов Н.М. не согласились с принятым судебным актом и обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Инжилс" в судебном заседании и в отзывах на апелляционные жалобы просил оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
ТСЖ "Бетанкур" и участники долевого строительства в лице их представителя Василенковой В.С. (полномочия предоставлены по доверенностям от 17.11.2011 N N 3, 4) в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу Иванова Н.М. поддержала его позицию.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 10.08.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ЗАО "Инжилс", суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения администрации от 30.12.2005 N 6487-р "О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО "Инжилс" под строительство IV очереди 3-5-этажного жилого дома N 2 (по генплану) с конторскими помещениями по ул. Бетанкура в Канавинском районе)", заключения Управления Главгосэкспертизы России по Нижегородской области от 02.11.2005 N 560-05/УГГЭНО-0704, разрешения на строительство от 19.12.2006 N RU52303000-27/34р ЗАО "Инжилс" было начато строительство жилого дома N 2 (по генплану) 4-й очереди строительства по ул. Бетанкура.
На основании постановления администрации от 04.09.2007 N 4056 "О разрешении ЗАО "Инжилс" завершения строительства жилого дома N 4 в жилой группе домов по ул. Бетанкура в Канавинском районе", распоряжения администрации от 24.05.2005 N 1692-р "О предоставлении земельного участка в аренду ЗАО "Инжилс" под строительство жилого дома N 4 (по генплану) в жилой группе по ул. Бетанкура в Канавинском районе", разрешения ИГСН Нижегородской области от 01.01.2006 N 68/2005 на выполнение строительно-монтажных работ и иных документов ЗАО "Инжилс" было начато строительство 5-этажного дома N 4 по ул. Бетанкура.
Однако вместо строительства 3-5-этажного жилого дома по проекту и, соответственно, 5-этажного дома по проекту и перечисленным выше документам ЗАО "Инжилс" были построены 4-5-6-этажный дом (дом N 2) и 6-этажный дом (дом N 4) по скорректированным муниципальным предприятием г. Нижнего Новгорода "Институт развития города "НижегородгражданНИИпроект" проектам.
24.12.2007 и 15.06.2007 Департамент архитектуры и градостроительства администрации согласовал корректуры рабочего проекта IV очереди жилого дома N 2 и проекта жилого дома N 4, о чем подготовлены соответствующие заключения NN 323 и 136.
29.11.2007 заказчиком и генеральным подрядчиком составлены акты приема-передачи о готовности строительного здания, сооружения для предъявления генподрядчиком заказчику.
01.05.2008 жилой дом N 2 (IV очередь) и жилой дом N 4 были переданы ТСЖ "Бетанкур".
ЗАО "Инжилс" обратилось в администрацию с заявлением от 12.11.2010 N 20-КП о вводе в эксплуатацию домов N 2 (по генплану) 4-й очереди строительства и N 4 по ул. Бетанкура в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода.
Письмом от 15.12.2010 N 19/3-4089/ис администрация указала на необходимость представления перечня документов для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Решениями от 18.04.2011 N N 519-03/02-11/08 и 519-03/02-11/09 ИГСН Нижегородской области отказала заявителю в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации на спорные объекты недвижимости.
22.04.2011 ЗАО "Инжилс" обратилось в администрацию с аналогичным заявлением о вводе спорных объектов в эксплуатацию.
Письмом от 05.05.2011 N 19/2/2-1358/ис администрация сообщила, что выдача разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов не представляется возможной ввиду отсутствия документов, предусмотренных пунктом 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное решение об отказе в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Инжилс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу общего правила для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Кодекса).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
В части 3 статьи 55 Кодекса перечислены документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 55 Кодекса определен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что администрацией отказано в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ввиду отсутствия заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (положительного заключения органа государственной экспертизы проектной документации по строительству здания).
Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствует обязанность по проведению повторной государственной экспертизы по рассматриваемым объектам.
Так, суд установил, что в администрацию и в ИГСН Нижегородской области заявителем были представлены Технические отчеты по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций жилого дома N 2 (4 очередь) и жилого дома N 4 по ул. Бетанкура в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода, выполненные уполномоченной организацией - ООО "Нижегородстройдиагностика".
Согласно указанным Техническим отчетам возведение конструкций спорных жилых домов соответствует проектным решениям и требованиям действующих строительных норм и правил. Качество материалов, изделий удовлетворительное и отвечает требованиям проектных решений и действующим ГОСТам.
В частности, строительство вместо холодного чердака жилых квартир, а также увеличение кирпичной кладки на 20 см по высоте не повлекло существенного изменения несущих конструкций здания.
В соответствии с выполненными проектной организацией - муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода "Институт развития города "НижегородгражданНИИпроект" расчетами увеличение нагрузки не повлекло изменений напряженного состояния и прочности несущих конструкций зданий. Выполненная корректура проектов соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм, действующих на территории Российской Федерации, а также нормам СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Техническое состояние возведенных строительных конструкций обеспечивает необходимую надежность жилых домов на весь нормативный срок службы при соблюдении правил эксплуатации и выполнении изложенных в отчете мероприятий, что позволяет осуществить их ввод в эксплуатацию.
Проанализировав технические отчеты, суд указал, что в них даны не только теоретические, но и практические заключения, оценка домов проводилась с выходом на место, с помощью различных приборов.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В рассматриваемом случае предметом государственной экспертизы является тот же предмет, по которому даны заключения в представленных Технических отчетах.
Доказательства того, что в спорных домах при изменении проектной документации были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов, дома представляют угрозу жизни и здоровью граждан, в материалы дела не представлены.
Более того, как установлено судом, квартиры спорных домов заселены с начала 2008 года, в них имеется горячее и холодное водоснабжение, электрические плиты, то есть дома имеют все удобства, фактически заселены и эксплуатируются.
При рассмотрении спора судом также учтены позиции ИГСН Нижегородской области и ГУ МЧС России по Нижегородской области, которые поддержали заявленные требования, указав, что строительство спорных домов осуществлено в соответствии с требованиями СНиПов, ГОСТов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм, действующих на территории Российской Федерации, в связи с чем объекты подлежат вводу в эксплуатацию.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче ЗАО "Инжилс" разрешений на ввод в эксплуатацию дома N 2 (4 очередь строительства) и дома N 4 по ул. Бетанкура в Канавинском районе города Нижнего Новгорода.
При этом отказ администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта является препятствием для постановки жилого дома на государственный учет в соответствии с требованиями статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем непосредственно затрагиваются не только права ЗАО "Инжилс", но и права жильцов, заселенных в спорный дом.
Позиция дольщика Иванова Н.М. о том, что ввод в эксплуатацию объектов, на которые отсутствуют разрешительные документы, грубейшим образом нарушает его права на безопасную эксплуатацию своей недвижимости, правомерно отклонен судом первой инстанции, как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что решение администрации об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженное в письме от 05.05.2011 N 19/2/2-1358/ис, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ЗАО "Инжилс".
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционные жалобы администрации и Иванова Н.М. по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.08.2011 по делу N А43-10639/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Иванова Николая Михайловича и администрации г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10639/2011
Истец: ЗАО "Инжилс", ЗАО Инжилс г. Н. Новгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Главное управление МЧС России по Нижегородской области, г. Н. Новгород, Иванов Николай Михайлович, Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области, Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области, г. Н.Новгород, Представитель участников долевого строительства дома N 2 и дома N 4 Василенкова В. с. В, ТСЖ "Бетанкур", ТСЖ Бетанкур г. Н. Новгород, Администрация города Нижнего Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5560/11