г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А56-72004/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 57741)
заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление N 57742);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7323/2013) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2013 по делу N А56-72004/2012 (судья Хохлов Д.В.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ООО "Авто-Экспресс-3" (173014, Новгородская обл., г.Великий Новгород, ул.Студенческая, ОГРН 1075321006804, д.31, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, Санкт-Петербург, пр.Римского-Корсакова, д.39, далее- Управление Ространснадзора, административный орган) N 07-53-09/445 от 09.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ООО "Авто-Экспресс-3" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с составлением протокола об административном правонарушении и вынесением оспариваемого постановления неуполномоченным лицом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Ространснадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по тем основаниям, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел то обстоятельство, что лицу, вынесшему оспариваемое постановление, старшему государственному инспектору Венкову О.С. выдано удостоверение с вкладышем, подтверждающим его полномочия на осуществление контрольно-надзорной деятельности, а также номерная печать, на оттиске которой указана должность-государственный транспортный инспектор. Кроме того, представитель пояснил, что сам факт многочисленных нарушений в суде не исследовался, решение принято по формальным основаниям; представитель не согласился с позицией автотранспортного предприятия, что устранение всех нарушений обусловлено проведением оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и наличием утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, указав, что выполнение большей части требований связано только с разработкой, принятием и исполнению внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 15.10.2012 по 29.10.2012 на основании распоряжения от 12.09.2012 N 824-р сотрудником Управления Ространснадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Авто-Экспресс-3" по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, принадлежащих заявителю (используемых им на законных основаниях).
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 29.10.2012 N 07-46-09/646 нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и 5.3; 5.6.2; 5.6.3; 5.6.4; 5.6.5; 5.6.6; 5.7; 5.8; 5.9; 5.10; 5.12; 5.25.1; 5.25.2; 5.25.3; 5.25.4; 5.25.5; 5.30.1; 5.30.4; 5.30.9; 5.30.23 части 2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 (далее -Требования N 42), а именно,
1. не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности по каждому транспортному средству (нарушение пункта 5.3 части 2 Требований N 42);
2. не разработана организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры (нарушение пункта 5.6.2 части 2 Требований N 42);
3. не разработана номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (нарушение пункта 5.6.3 части 2 Требований N 42);
4. не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.6.4 части 2 Требований N 42);
5. не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.6.5 части 2 Требований N 42);
6. не разработано положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектном режиме на ОТИ или ТС, принадлежащих Обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.6.6 части 2 Требований N 42);
7. не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие (нарушение пункта 5.9 части 2 Требований N 42);
8. не проведена проверка ответственного за обеспечение транспортной безопасности Рубахина Д.О. с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (нарушение пункта 5.10 части 2 Требований N 42);
9. не осуществлена специальная профессиональная подготовка ответственного за обеспечение транспортной безопасности Рубахина Д.О. в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (нарушение пункта 5.12 части 2 Требований N 42);
10. не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС) (нарушение пункта 5.25.1 части 2 Требований N 42);
11. не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация или границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, наводной, подводной) ОТИ или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.25.2 части 2 Требований N 42);
12. не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (нарушение пункта 5.25.3 части 2 Требований N 42);
13.не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, принадлежащих Обществу на праве собственности или на ином законном основании, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы, и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности (нарушение пункта 5.25.4 части 2 Требований N 42);
14) не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ (нарушение пункта 5.25.5 части 2 Требований N 42);
15) отсутствуют постоянные пропуска персонала субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, а также персонала юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, принадлежащих Обществу на праве собственности или на ином законном основании, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц (нарушение пункта 5.30.1 части 2 Требований N 42);
16) отсутствуют разовые пропуска посетителям ОТИ или ТС, принадлежащих Обществу на праве собственности или на ином законном основании, на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС ( нарушение пункта 5.30.4 части 2 Требований N 42);
17) отсутствуют материальные пропуска на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты (нарушение пункта 5.30.9 части 2 Требований N 42);
18) образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (нарушение пункта 5.30.23 части 2 Требований N 42);
19) не обеспечено проведение оценки уязвимости и не утверждены в установленном порядке результаты оценки уязвимости ОТИ, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании ( нарушение пункта 5.7 части 2 Требований N 42, статьи 5 Закона N 16-ФЗ);
20) не обеспечено проведение оценки уязвимости и не утверждены в установленном порядке результаты оценки уязвимости ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании ( нарушение пункта 5.7 части 2 Требований N 42, статьи 5 Закона 16-ФЗ);
21) не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ОТИ, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.8 части 2 Требований N 42, статьи 9 Закона N 16-ФЗ);
22) не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ТС, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином законном основании (нарушение пункта 5.8 части 2 Требований N 42, статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
Зафиксированные УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в акте проверки от 29.10.2012 N 07-46-09/626 нарушения, послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении N 07-45-09/418 от 31.10.2012 и вынесения постановления от 09.11.2012 N 07-53-09/445, которым ООО "Авто-Экспресс-3" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в действиях состава вменяемого ему правонарушения, поскольку общество не может нести ответственность за действия, находящиеся в компетенции соответствующих органов власти, поскольку в отсутствие категорирования объектов транспортной безопасности,проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и плана обеспечения транспортной безопасности, выполнение всех требований контролирующего органа невозможно.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных органом контроля при привлечении общества к административной ответственности. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
Согласно пункту 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства ( часть 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ).
В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за то, что в нарушение пунктов 5.7, 5.8 части 2 Требований N 42 на момент осуществления плановой проверки не провело оценку уязвимости ОТИ и ТС и не разработало планы обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом пунктом 5 Порядка установлено, что план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 части 2 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В соответствии с пунктом 5.8 части 2 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Таким образом, из части 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ, пункта 5.8 части 2 Требований N 42, а также пунктов 3 и 5 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (утв. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34) следует, что план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры для каждого транспортного средства (либо группы идентичных транспортных средств) на основании результатов проведенной оценки уязвимости транспортных средств.
Таким образом, из части 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ, пункта 5.8 Требований, а также пунктов 3 и 5 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (утв. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34) следует, что план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры для каждого объекта транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости.
Согласно пунктам 1-3 статьи 5 Закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87.
Согласно пункту 5.7 части 2 Требований N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
Апелляционный суд отмечает, что обеспечение проведения оценки уязвимости для субъекта транспортной инфраструктуры заключается в инициировании начала ее проведения, путем заключения соответствующего договора.
УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора не представило в материалы дела доказательства подтверждающие, что приказом Федерального дорожного агентства ОТИ и ТС ООО "Авто-Экспресс-3" присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта.
Таким образом, вина "ООО "Авто-Экспресс-3" в неисполнении возложенной обязанности по проведению оценки уязвимости отсутствует, так как действующее законодательство не предусматривает участие субъекта транспортной инфраструктуры в самой процедуре проведения оценки.
Следовательно, оспариваемое постановление в части, обязывающей заявителя провести оценку уязвимости ОТИ и/или ТС и разработать планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС является неправомерным (пункты 19-22 постановления).
Доводы заявителя о том, что соблюдение пунктов 5.6.2; 5.6.3; 5.6.4; 5.6.5; 5.6.6; Требований N 42 (пункты 2-6 постановления) находится в прямой зависимости от наличия плана обеспечения транспортной безопасности и проведения оценки уязвимости ошибочны.
В соответствии с пунктом 5.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Ссылка общества на то обстоятельство, что спорные внутренние организационно-распорядительные документы, могут быть разработаны только при наличии плана обеспечения транспортной безопасности, апелляционным судом не принимается, поскольку разработка таких документов должна быть произведена обществом предварительно на основании имеющейся только у общества информации и в последствие указанные документы формируются в виде отдельных приложений к плану.
В силу пункта 5.10 Требований N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
Нарушение пункта 5.10 Требований N 42 (пункты 8, 9 постановления) является самостоятельным нарушением по причине того, что обязанность исполнения субъектом транспортной инфраструктуры данного пункта не ставится в зависимость от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, что предполагает обязанность общества исполнять требования указанного пункта.
В силу пункта 5.11 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
Вышеизложенное означает, что принятию на работу предшествует сбор информации, достоверно и определенно подтверждающей, что лицо не имеет непогашенной или неснятой судимости, не состоит на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании и т.д. Непредставление доказательств сбора таких сведений не может быть расценено как соответствие принятых на работу лиц требованиям транспортной безопасности.
В рамках административного дела подтверждено, что в ходе проверки общество не представило документов, подтверждающих соответствие должностных лиц - ответственного за обеспечение транспортной безопасности Рубахина Д.О. требованиям статьи 10 Закона N 16-ФЗ,. Данный факт общество не опровергло.
Согласно пункту 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Относительно нарушения обществом данного пункта, апелляционный суд отмечает, что, поскольку до настоящего времени законодательством Российской Федерации не утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, то данное нарушение вменено обществу неправомерно.
В силу пункта 5.25 части 2 Требований N 42 субъект транспортной безопасности обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности:
5.25.1. Конфигурацию и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ).
5.25.2. Конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ.
5.25.3. Конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности).
5.25.4. Конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности).
5.25.5. Схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ, а также зоны свободного доступа ОТИ.
Вышеуказанными нормами предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан установить конфигурации и границы зон транспортной безопасности и данная обязанность не корреспондируется с необходимостью иметь утвержденный план обеспечения транспортной безопасности.
Поскольку, действующим законодательством в настоящий период не установлен порядок оформления конфигурации и границ зоны свободного доступа ОТИ, не утвержден бланк определения зон свободного доступа ОТИ или ТС, то оформление таких сведений может быть произведено в виде графических схем, текстовых документов.
В подтверждение соблюдения обществом пункта 5.25.1 Требований обществом не представлены технико-распорядительный акт (ТРА) и схематичный план объекта транспортной инфраструктуры.
Документов, подтверждающих выполнение пунктов 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4,5.25.5 Требований N 42 в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обществом также не представлено, на основании чего государственным органом сделан правильный вывод о несоблюдении указанных пунктов.
В силу пункта 5.30 части 2 Требований N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:
-постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц ( пункт 5.30.1).
-разовые пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец (пункт 5.30.4);
-материальные пропуска выдавать на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты (пункт 5.30.9);
-образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.30.23).
Общество в обоснование отсутствия материальных пропусков, разовых пропусков посетителей, постоянных пропусков своего персонала и невозможности согласования образцов пропусков ссылается на непроведение категорирования, отсутствие оценки уязвимости и плана транспортной безопасности ОТИ и ли ТС. Указанные причины являются безосновательными и надуманными.
Несоблюдение перечисленных пунктов Требований N 42 образует объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, материалами дела подтверждается факт неисполнения в период проверки обществом пунктов 5.3; 5.6.2; 5.6.3; 5.6.4; 5.6.5; 5.6.6; 5.7; 5.8; 5.9; 5.10; 5.25.1; 5.25.2; 5.25.3; 5.25.4; 5.25.5; 5.30.1; 5.30.4; 5.30.9; 5.30.23 части 2 Требований N 42. Иного обществом не доказано.
Указание на нарушение пунктов 5.7, 5.8, 5.12 Требований в мотивировочной части постановления от 09.11.2012 N 07-53-09/445 не повлекло принятия административным органом незаконного решения в целом, поскольку остальные вмененные обществу нарушения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушения процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что протокол об административном правонарушении от 31.10.2012 N 07-45-09/418 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2012 N 07-53-09/445 вынесено неуполномоченным лицом.
Апелляционный суд не может согласиться с указанной позицией общества.
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 Кодекса РФ об административных правонарушениях от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе, в том числе, иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
Согласно подпункту о) пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
Приходя к выводу об отсутствии у государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Венкова О.С. полномочий для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств того, что указанное должностное лицо является государственным транспортным инспектором.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении и резолютивной части оспариваемого постановления на подписи государственного инспектора Венкова О.С. поставлена печать "государственный транспортный инспектор N 1091", что свидетельствует о том, что он является государственным транспортным инспектором.
Представленные суду апелляционной инстанции копии удостоверения N 01694 и вкладыша к удостоверению N 01694 от 19.01.2012 с указанием, что он выдан государственному транспортному инспектору Венкову О.С., также подтверждают, что указанное должностное лицо уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать их и выносить по ним постановления.
Из пункта 2.2.7 должностного регламента государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного Врио начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 29.07.2012 следует, что государственный инспектор отдела имеет право составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные в совокупности обстоятельства не позволяют апелляционному суду согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у государственного инспектора Венкова О.С. полномочий для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Ространснадзора удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2013 года по делу А56-72004/2012, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
ООО "Авто-Экспресс-3" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 07-53-09/445 от 09.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72004/2012
Истец: ООО "Авто-Экспресс-3"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта