Тула |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А54-6484/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Волковой Ю.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е., рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Автобаза" муниципального образования - городской округ Скопин Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2013 по делу N А54-6484/2012 (судья Стрельникова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Позитив" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Автобаза" (далее - предприятие) о взыскании 3 492 724 рублей 24 копеек задолженности за оказанные услуги по договору от 01.01.2012 N 16, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возмещении 70 000 рублей судебных расходов по оплате юридических услуг.
Решением суда от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе предприятие просит решение Арбитражного суда Калужской области от 12.03.2013 в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе путем размещения информации на сайте суда в сети Интернет, своевременно.
Как установлено судом, 01.01.2012 предприятие (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор N 16 на размещение отходов, согласно которому исполнитель оказывает услуги и выполняет работы по размещению на санкционированной свалке отходов производства и потребления 4,5 класса опасности, принадлежащих заказчику (собственные отходы и отходы, транспортируемые и от иных лиц спецтранспортом заказчика), в порядке и на условиях, установленных договором, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке, в размере, в сроки и на условиях, установленных договором (п.1 статьи 1 Договора).
Согласно статье 16 договора стоимость размещения отходов составляет 248 рублей 96 копеек за 1 м3, НДС не предусмотрен.
Отходы принимаются исполнителем на объекте размещения отходов (санкционированной свалке твердых бытовых отходов г. Скопина), расположенной по адресу: Скопинский район д. Гуменки, в объемах и на условиях, установленных договором (статьи 4 и 5 договора).
Согласно статье 11 договора при доставке отходов транспортом заказчика или иным транспортом, фактический объем отходов определяется по надлежаще оформленным талонам на прием отходов. Соотношение метра кубического отходов и одной тонны отходов устанавливается исполнителем в соответствии с действующими методиками определения плотности отходов.
В соответствии со статьей 12 договора оформление приема отходов по количеству производится исполнителем на объекте размещения. При доставке отходов транспортом заказчика, а также иными сторонами по поручению заказчика оформление производится путем заполнения талона на прием отходов с вручением отрывной части талона представителю заказчика или сопровождающего груз лицу. Надлежаще оформленный талон на прием отходов является основанием для выставления счета исполнителем за прием и размещение отходов.
Пунктом 15 договора предусмотрено, что ежеквартально исполнитель может производить с заказчиком сверку объемов размещенных отходов и расчет платы за услуги. Акт сверки направляется заказчику по реквизитам, указанным в договоре или вручается представителю заказчика. Заказчик обязан в течение 10 дней с момента получения акта сверки уведомить исполнителя о согласии и несогласии с указанным актом в простой письменной форме, сверенной подписью и печатью заказчика, отправив его на реквизиты исполнителя.
В соответствии со статьей 17 исполнитель выставляет заказчику счета на оплату за размещение отходов. Оплата производится заказчиком в течение 10 дней после получения акта (оказанных услуг) по размещению отходов. Стоимость оказанных услуг, указанная исполнителем в счете за оказанные услуги, считается принятой в полном объеме, если в течение 5-ти дней, с момента получения акта и счета на оплату не поступит мотивированных возражений от заказчика по поводу предъявленной к оплате суммы. Оплата производится по безналичному или наличному расчету по усмотрению заказчика, по соглашению сторон, возможно проведение расчетов путем взаимозачетов.
Удовлетворяя заявленные требования частично суд первой инстанции, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в сроки и порядке, указанные в договоре.
Исходя из данной нормы права, обязанность заказчика по оплате услуг возникает у последнего после оказания исполнителем соответствующих услуг и их принятия заказчиком.
Судом установлено, что в период с 01.01.2012 по 16.05.2012 исполнитель надлежащим образом исполнил свои обязательства по оказанию ответчику услуг на размещение отходов, предусмотренных договором, на общую сумму 4 022 977 рублей, что подтверждается подписанными в двустороннем порядке актами от 31.01.2012 N 18, от 29.02.2012 N 39 (л. д.26, 27 т.1), а также счетами (л. д.18, 36, 44 т. 1) и актами, направленными в адрес ответчика от 30.03.2012 N 71 (л. д.37,35 т. 1), от 30.04.2012 N 115 (л. д.45, 28 т. 1), от 31.05.2012 N 147 (л. д.18, 24 т. 1), актами сдачи отходов, направляемых на объект для размещения отходов (за апрель и май 2012 года - т. 2, т. 3).
Заказчик свои обязательства по оплате оказанных услуг выполнил лишь частично на сумму 171 421 рубль 71 копейку (л. д.47-49, т. 1), на сумму 358 831 рубль 05 копеек истцом был произведен зачет в счет оплаты за оказанные обществом услуги автотранспорта (л. д.48-56, т. 4).
Таким образом, задолженность заказчика перед исполнителем составляет 3 492 724 рубля 24 копейки.
Как установлено судом акты выполненных работ от 30.03.2012 N 71, от 30.04.2012 N 115, от 31.05.2012 N 147, подписанные истцом были направлены ответчику для подписания и оплаты, однако ответчик не подписал данные документы. При этом в установленные договором сроки ответчик не представил возражений относительно указанных документов, а также не сообщил о причинах их неподписания, которые являлись бы уважительными (л.д.17, 101 т.1). Сверку объемов размещенных отходов ответчик также не производил.
Ответчик, как участник гражданского оборота, действующий добросовестно и разумно, несет риск наступления последствий в результате несовершения им соответствующих действия.
Суд признал, что выполненные истцом услуги (за март, апрель, май) на сумму 2 707 303 рубля 07 копеек приняты ответчиком без замечаний. Услуги на сумму 1 315 673 рубля 93 копейки (за январь, февраль) ответчиком приняты (л. д. 26, 27, 108 т. 1).
Заявитель жалобы считает, что первичным документом для определения объема размещенных отходов, а также основанием для выставления счета для оплаты является только талон, составленный в соответствии с условием пунктов 11 и 12 договора.
Вместе с тем, акты по оказанию услуг в январе-феврале 2012 ответчиком подписаны без возражений при отсутствии талонов. То обстоятельство, что в спорный период Соколова Л.В. и Черняева Е.Н. являлись работниками предприятия и в то же время являются учредителями общества, не противоречит требованиям трудового и гражданского законодательства, и не является доказательством неисполнения договора.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине, уплаченной за подачу апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.03.2013 по делу N А54-6484/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6484/2012
Истец: ООО "Позитив"
Ответчик: МУП "Автобаза" муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области
Третье лицо: Представитель истца ООО "Позитив" Кулешов Сергей Анатольевич