г. Москва |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А40-93642/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2013 г.
по делу N А40-93642/12, принятое судьей Куклиной Л.А. (шифр судьи 32-878),
по иску Открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1057749440781, 115054, г. Москва, Павелецкая пл., д. 1А)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Министерство транспорта Московской области
(ОГРН 1035009552071, 109240, г. Москва, Славянская пл., д. 2/5, стр. 5)
о взыскании убытков,
при участии представителей:
от истца: Чевычалов Д.В. по доверенности N 286-Д от 08.10.2012 г., Ларина А.Ю. по доверенности N284-Д от 08.10.2012 г.;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: Попов Е.Е. от 10.01.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Центральная ППК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с РФ в лице Минфина России 13.436.978 руб. 80 коп. убытков, понесенных в результате оказания в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года услуг по перевозке населения (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся на льготных условиях, которые обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы) и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Определением суда от 02 ноября 2012 года к участию в деле с процессуальным статусом третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство транспорта МО.
Решением от 11 февраля 2013 года Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку указанные расходы должны компенсировать учебные заведения, в которых обучаются дети. Кроме этого указанные компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (в данном случае - Московской области).
В отзыве на жалобу истец указывает, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно.
В судебном заседании апелляционного суда истец возражал против доводов жалобы, просил оставить решение без изменения.
Третье лицо оставило разрешение дела на усмотрение суда, так как его права не затрагиваются.
Ответчик, который в соответствии со ст. 123 АПК РФ был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
Между Министерством транспорта Московской области (уполномоченный орган) и ОАО "Центральная ППК" (перевозчик) заключены договоры N МТ-Д/08-353 от 30 декабря 2008 года, N МТ-Д/08-355 от 30 декабря 2008 года, N МТ-Д/08-356 от 30 декабря 2008 года, N МТ-Д/08-354 от 30 декабря 2008 года, N МТ-Д/09-227 от 30 декабря 2009 года, N МТ-Д/09-228 от 30 декабря 2009 года, N МТ-Д/09-226 от 30 декабря 2009 года, N МТ-Д/09-229 от 30 декабря 2009 года, N МТ-Д/10-127 от 31 мая 2010 года, N МТ-Д/10-126 от 31 мая 2010 года, N МТ-Д/10-125 от 31 мая 2010 года, N МТ-Д/10-209 от 29 октября 2010 года, N МТ-Д/10-210 от 29 октября 2010 года, N МТ-Д/10-323 от 31 декабря 2010 года. N МТ-Д/10-322 от 31 декабря 2010 года, N МТ-Д/10-321 от 31 декабря 2010 года, по условиям которых уполномоченный орган поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) железнодорожного транспорта пригородного сообщения, указанным в приложении N 1 к договору, и тарифам, утверждаемым в установленном порядке.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2009 году осуществлялась по тарифам, установленным Постановлением Правительства Московской области N 1136/50 от 19.12.2008 г. "О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения", Распоряжением Правительства Москвы Премьера и Главы Администрации Московской области N 440-РП -356-Р от 17.05.1995 г. "О тарифах на проезд в пригородном железнодорожном сообщении", Постановлением РЭК Москвы N 85 от 05.12.2008 г. "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ГУП "Московский Метрополитен".
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2010-2011 годах осуществлялась по тарифам, установленным Постановлением Правительства Москвы N 1394-ПП от 15.12.2009 г. "Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы на 2010 год", Постановлением Правительства Москвы N 31-ПП от 19.01.2010 г. "Об утверждении тарифов на услуги по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (в пределах города Москвы) на 2010 год", Постановлением Правительства Московской области N 1120/54 от 18.12.2009 г. "О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области".
В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Далее -Федеральный закон N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N318-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Как следует материалов дела, во исполнение принятых на себя обязательств ОАО "Центральная ППК" осуществляло перевозки и оформляло безденежные проездные документы на поезда пригородного сообщения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом в период с 01 января 2009 года по 01 января 2011 года, в связи с чем, исполняя ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ убытки истца за указанный период составляют 13.436.978 руб. 80 коп., что подтверждается льготными сменными ведомостями контрольно-кассовой техники за указанный период, представленными в материалы дела.
В соответствии со Справочником кодов льгот, предоставляемых в пригородном сообщении (02.60.5802-01 КЛ), утвержденным Заместителем начальника управления пригородных пассажирских перевозок ОАО "РЖД" Калининым С.А., код льготы 2505, указанный в сменных ведомостях, подтверждает оформление проездного документа детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях.
Оформление безденежных проездных документов на проезд в поездах пригородного сообщения осуществлялось в билетных кассах при предъявлении документов подтверждающих, что заявитель относится к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также справки из федерального государственного образовательного учреждения (Памятка билетному кассиру).
Указанные действия проводились с использованием автоматизированной системы управления пригородными пассажирскими перевозками (далее - АСУ Пригород).
АСУ Пригород представляет собой программное обеспечение, разработанное в соответствии с Федеральным законом от 22.03.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и расчётов с использованием платёжных карт" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении положения о регистрации и применения контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" и иными нормативно правовыми актами, данная программное обеспечение является собственностью ОАО "РЖД". Технические требования к контрольно - кассовой технике для оформления проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте пригородного сообщения утверждены вице-президентом ОАО "РЖД" Акуловым М.П. (далее - технические требования). Контрольно - кассовая техника ОАО "Центральная ППК" использует программное обеспечение АСУ Пригород.
В соответствии с п. 3.8 Технических требований контрольно - кассовая техника должна формировать по результатам выполненных операций дополнительные виды отчётов, в том числе льготная сменная ведомость.
Льготная сменная ведомость представляет собой отчёт контрольно кассовой техники об оформленных проездных документах за смену билетного кассира, в которой отражена фамилия имя отчество последнего, номер смены, маршрут следования пассажира, указание на льготу и количество оформленных билетов.
Льготная сменная ведомость является унифицированным первичным учетным документом, предназначенным для отражения совершенных хозяйственных операций на контрольно - кассовой технике, является свидетельством их совершения.
Действующим законодательством ОАО "Центральная ПГЖ" не уполномочено вести персонифицированный учёт указанной категории граждан, так же, перевозчик не устанавливает и не определяет порядок его ведения. Если данный вопрос урегулирован в отношении отдельных категорий льготников, таких как граждан получателей социальных услуг.
Данных о том, что работники ОАО "Центральная ППК" (кассиры) в 2009-2011 годах злоупотребляли служебными полномочиями и оформляли безденежные проездные документы лицам, не имеющим права на бесплатный проезд, в деле не имеется.
Таким образом, довод Минфина России об отсутствии доказательств перевозки льготных категорий граждан является не состоятельным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
Частью 3 ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в российской Федерации" установлено, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение от 25.09.2009 г N ВАС 11833/09) на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счёт средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Перевозка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществлялась ОАО "Центральная ППК" в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки данной категории граждан является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.2 статьи 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, в силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация, и согласно ст. 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в суде выступает Министерство финансов РФ.
Согласно разъяснению, данному ВАС РФ в постановлении N 23 от 22.06.2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителя платы.
Данными разъяснениями установлено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично, и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Как следует из материалов дела потери в доходах истца, возникающих при оказании услуг по перевозке пассажиров льготной категории, в спорном периоде составили 13.436.978 руб. 80 коп. и подлежат возмещению с учетом изложенного за счет средств федерального бюджета.
Истцом 05 июня 2012 года в адрес Министерства финансов РФ было направлено письмо N 1700/12 с предложением рассмотреть вопрос о компенсации ОАО "Центральная ППК" убытков, возникших от перевозки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которое оставлено без ответа.
Довод о том, что Министерством образования РФ не выделены денежные средства для распределения через образовательные учреждения не доказан материалами дела.
В обоснование выделения денежных средств на реализацию п. 10 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 Ответчик приводит ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 590 "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственный органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления", которым утверждены соответствующие правила (далее - Правило).
В соответствии с п. 2 Правил публичными обязательствами в целях настоящих Правил являются публичные обязательства Российской Федерации перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг.
ОАО "Центральная ППК" осуществляло перевозки и оформляло безденежные проездные документы на поезда пригородного сообщения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях в период с 01.01.2009 по 01.01.2011 гг. Указанная услуга оказывалась ОАО "Центральная ППК" не в денежной, а в натуральной форме, путем предоставления безденежного проездного документа гражданину - получателю социальных услуг.
Порядок оплаты проезда на пригородном железнодорожном транспорте для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, не предусмотрен.
Следовательно, ссылка Минфина России о финансировании федеральных государственных образовательных учреждений в целях реализации проезда пригородным железнодорожным сообщением несостоятельна.
Кроме того, Истец осуществлял перевозку льготных категорий граждан в период с 01.01.2009 по 01.01.2011 гг, а постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 вступило в силу 01.01.2011, таким образом Минфином России не предоставлены доказательства финансирования дополнительной гарантии в виде бесплатного проезда пригородным железнодорожным транспортом в период с 01.01.2009 по 01.01.2011.
Минфин России не предоставил прямое доказательство финансирования -сводную бюджетную роспись федерального бюджета на реализацию п. 10 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2013 года по делу N А40- 93642/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93642/2012
Истец: ОАО "Центральная ППК"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министрерства финансов Р. Ф.
Третье лицо: Министерство транспорта Московской области, Министрество транспорта Московской области