город Омск |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А70-10536/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2863/2013) закрытого акционерного общества "Каменское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.02.2013 по делу N А70-10536/2012 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Каменское" (ОГРН 1037200575114, ИНН 7224008129)
к Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797)
о признании незаконными отказов от 08.08.2012 N N 03/08458 и 03/08459 в предоставлении земельных участков
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Каменское" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Администрации Тюменского муниципального района - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Закрытое акционерное общество "Каменское" (далее - ЗАО "Каменское", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Администрации Тюменского муниципального района (далее - ответчик, Администрация района), уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными отказов от 08 августа 2012 года N N 03/08458 и 03/08459 в предоставлении земельных участков и обязании представить земельный участок площадью 5 733 га путем его выкупа.
На основании данных заявлений арбитражным судом возбуждены производства по делам N N А70-10536/2012, А70-10537/2012, А70-10538/2012, которые определением суда от 11 февраля 2013 года объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А70-10536/2012.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.02.2013 по делу N А70-10536/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ в предоставлении земельных участков является правомерным, поскольку Обществом не было представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые письма ответчика соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании их незаконными судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в решении не отражен факт предоставления 20.08.2012 Обществом дополнительных документов, запрашиваемых Администрацией Тюменского муниципального района, а именно: сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках. Кроме того, Общество считает, что вообще не должно было предоставлять в Администрацию такого сообщения, поскольку на спорных земельных участках отсутствуют здания и сооружения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От Администрации Тюменского муниципального района поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
От Администрации Тюменского муниципального района поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Правопредшественнику заявителя ЗАО "Каменское" (коллективному сельскохозяйственному предприятию "Каменское") на основании постановления главы Администрации Тюменского района от 07 декабря 1992 года N 793 был выдан государственный акт N ТЮ2-1700032, которым данному предприятию передано, в том числе, 5733 га земли в бессрочное (постоянное) пользование.
ЗАО "Каменское" 28 июня 2012 года обратилось в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка 5733 га, переданного по вышеуказанному государственному акту N ТЮ2-1700032, по цене, установленной в соответствии с законодательством РФ (исх. заявления N 31); о предоставлении в собственность за плату в размере 15 % кадастровой стоимости и заключении договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:794 местоположение: Тюменская область, Тюменский район, Каменское МО, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 57 940 000 кв.м (исх. N 32) о предоставлении в собственность за плату в размере 15 % кадастровой стоимости и заключении договора купли-продажи на 10 земельных участков, так же имеющих местоположение: Тюменская область, Тюменский район, Каменское МО (исх. N 30) (л.д. 7 т. 2, л.д. 8 т. 1 и л.д. 9 т. 3).
В ответ на данные обращения Администрация направила Обществу письма от 08 августа 2012 года исх. N N 03/08459 и 03/08458, в которых указала на непредставление Обществом документов, предусмотренных в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475), а именно: отсутствие сообщения заявителя, содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (л.д. 9-10 т. 1, л.д. 8-9 т. 2, л.д. 10 т. 3).
При этом Администрация указала Обществу на отсутствие препятствий для подачи повторного заявления при условии предоставления вышеуказанного документа.
Считая, что ответы, содержащиеся в письмах Администрации района от 08 августа 2012 года исх. N N 03/08459 и 03/08458, являются отказами в приобретении в собственность испрашиваемых земельных участков, право на которое имеется у Общества в силу статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
22.02.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ с таким заявлением заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку заявления об обжаловании ответов Администрации Тюменского муниципального района от 08 августа 2012 года поданы в суд первой инстанции 01 ноября 2012 года, то в данном случае соблюден трехмесячный срок подачи в арбитражный суд заявления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лиц обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень).
Пунктом 8 данного Перечня предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что Обществом при обращении с вышеуказанными заявлениями от 28 июня 2012 года не были представлены документы, предусмотренные пунктом 8 Перечня.
Несостоятельна ссылка заявителя на отсутствие необходимости представлять выше обозначенное сообщение, поскольку на испрашиваемых участках отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения.
Из буквального толкования пункта 8 Перечня не следует, что необходимость в предоставлении сообщения возникает только в случае наличия на земельном участке строений. По убеждению суда такие обязательства возникают и в случае отсутствия строений на земельном участке.
Более того, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации Администрация Тюменского муниципального района в письмах от 08 августа 2012 года N N 03/08458 и 03/08459 вообще не отказывала в предоставлении земельного участка в собственность, и заявление о предоставлении земельного участка в собственность по существу не рассматривала, а лишь указала на необходимость предоставления Обществом дополнительных документов, необходимых для рассмотрения заявления Общества.
Подобные ответы органов власти не являются непосредственным отказом в предоставлении права на земельные участки.
Общество в апелляционной жалобе указало, что судом не учтен факт предоставления им 20.08.2012 дополнительных документов, запрашиваемых Администрацией Тюменского муниципального района, а именно: сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках.
Однако в рамках данного дела рассматривается вопрос о правомерности (не правомерности) ненормативного правового акта (писем Администрации Тюменского муниципального района от 08.08.2012). При этом последующее представление документов, истребуемых в письмах, не является предметом рассмотрения данного дела. Принятие или непринятие данных документов является основанием для нового обращения Общества в суд с соответствующим заявлением.
Довод о праве заявителя на выкуп земельного участка судом апелляционной инстанции также отклоняется.
В рамках арбитражного дела N А70-2914/2011 по иску ЗАО "Каменское" к Администрации Тюменского муниципального района о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков был установлен ряд обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для данного дела.
Решением от 26.07.2011 по делу N А70-2914/2011, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 27.12.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в удовлетворении требований ЗАО "Каменское" отказано.
Так, из постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу N А70-2914/2011 следует, что согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Государственный акт N ТЮ2-1700032 выдан правопредшественнику истца на основании постановления Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
Порядок выдачи таких государственных актов регулировался "Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 09.03.1992.
Пункты 2.1-2.8 Инструкции устанавливали, что при составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово - картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователей, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками. Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово - картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.
Представленные в материалы дела доказательства, в том числе картографический материал, не позволяет установить местоположение 5733 гектаров, которые были предоставлены правопредшественнику истца в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления главы Администрации Тюменского района N 793 от 07.12.1992.
Первичные документы, предусмотренные Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 09.03.1992, и позволяющие соотнести спорные земельные участки с земельным участком, в отношении которого истец имеет право постоянного (бессрочного) пользования, истцом не представлены.
Во всех кадастровых паспортах спорных земельных участков в графе 15 "Сведения о правах", такие сведения не указаны. Соответственно, невозможно сделать вывод о том, что указанные истцом 274 земельных участка расположены на землях, предоставленных истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно акту (чертежу) границ земель к государственному акту на землю, в границах предоставленного КСП "Каменское" земельного участка расположены также земли, переданные в коллективно-долевую собственность. Между тем, из представленных в дело землеустроительных материалов не представляется возможным установить, что спорные земельные участки не находятся в их границах. Сведениями о том, оформлены ли права на земельные участки общей площадью 6323 га, переданных в коллективно-долевую собственность для ведения сельскохозяйственного производства, суд не располагает. Подтверждение данных обстоятельств существенно для разрешения настоящего спора, поскольку истец в обоснование исковых требований указывает на наличие у него права на выкуп участков, предоставленных именно на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также апелляционный суд в рамках дела N А70-2914/2011 пришел к выводу, что кадастровый учет земельного участка может подтверждать лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте. Кадастровый учет прав и обязанностей в отношении земельного участка не порождает. Таким образом, довод истца о том, что кадастровый учет устанавливает юридический факт принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям, предоставленным истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, основан на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, судом было установлено и не подлежит доказыванию вновь в рамках данного дела, что двести из заявленных истцом земельных участков находятся на землях лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 59360 гектаров, в отношении которых 18.08.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а именно, на землях Кулаковского участкового лесничества: Кулаковское СП, кварталы N 54-N 62 (том 7 л.д. 117-150, том 8 л.д. 1-45, 48, 80-132, 144, том 9 л.д. 1-204).
На основании статей 77 и 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А70-2914/2011 пришли к выводу о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, ограниченных в обороте, и, соответственно, предоставление в собственность таких земельных участков невозможно. Поэтому следует согласиться с тем, что истец в рамках настоящего дела не обосновал своё право на приобретение в собственность на условиях выкупа спорных 274-х земельных участков.
Указанные обстоятельства являются установленными и имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
Таким образом, оспариваемые письма ответчика соответствуют действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании их незаконными отказано правомерно.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Каменское" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.02.2013 по делу N А70-10536/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10536/2012
Истец: ЗАО "Каменское"
Ответчик: Администрация Тюменского муниципального района
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2863/13
28.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2863/13
22.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10536/12
22.02.2013 Решение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2863/13
11.02.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10536/12