г. Саратов |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А57-21330/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (г. Ртищево Саратовская область)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2013 по делу N А57-21330/2012 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (ОГРН 1105835004428 ИНН 5835089216 г. Пенза)
заинтересованные лица:
Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (г. Ртищево Саратовская область),
администрация муниципального образования г. Ртищево (ОГРН 1066446000125 ИНН 6446115793 г. Ртищево Саратовская область)
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (далее - ООО "Москомплектсервис", общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным, а именно не соответствующим нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, бездействия Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района (далее - Финансовое управление) по приостановлению с 01.10.2012 осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации муниципального образования город Ртищево (далее - Администрация), включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, открытые в Финансовом управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением Администрацией требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, в течение трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление, обязании Финансового управления немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, открытые в Финансовом управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения Администрацией требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, о признании незаконным, а именно не соответствующим нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, бездействия Администрации по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, в течение трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление, обязании Администрации немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, о взыскании с заинтересованных лиц в пользу общества судебных расходов по делу.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2013 требования общества удовлетворены.
Суд взыскал с Финансового управления в пользу общества расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб., с Администрации в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Финансовое управление не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным бездействия Финансового управления по неприостановлению с 03.10.2012 осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, открытые в Финансовом управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением Администрацией требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, в течение трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление, обязании Финансового управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации, открытые в Финансовом управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения Администрацией требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, приняв по делу новое решение по тем основаниям, что законодательством не определен порядок осуществления приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах казенных учреждений финансовым органом, Финансовым управлением невозможно было исполнить решение суда по данному делу.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08 с Администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Скорпио 2" взыскана задолженность по муниципальному контракту N 2 от 11.01.2007 в размере 24525,40 руб.
На основании вступившего в законную силу решения суда 08.08.2008 выдан исполнительный лист серии С N 165169.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 10.05.2012 о процессуальном правопреемстве взыскатель по делу N А57-3127/2008 - ООО "Скорпио 2" заменён на общество с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис".
22.06.2012 представителем общества в адрес Финансового управления направлено заявление о перечислении взысканных на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3127/2008, денежных средств в сумме 24525,40 руб.
К заявлению были приложены документы: подлинный исполнительный лист серии С N 165169, выданный арбитражным судом Саратовской области 08.08.2008 по делу N А57-3127/2008, заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/2008, заверенная арбитражным судом Саратовской области копия определения суда о процессуальном правопреемстве от 10.05.2012 по делу N А57-3127/2008, доверенность, выданная представителям.
В установленный законом срок должником не выполнены требования исполнительного документа.
Общество, считая незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в неприостановлении с 01.10.2012 осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, а также считая незаконным бездействие Администрации по выделению лимитов бюджетных обязательств для исполнения требований исполнительного листа N С 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08, обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение, однако Финансовое управление не исполнило исполнительный документ в установленный законодательством срок.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
22.06.2012 представителем общества в адрес Финансового управления направлено заявление о перечислении взысканных на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 по делу N А57-3127/2008 денежных средств в сумме 24525,40 руб.
Уведомлением N 261 от 04.07.2012 Администрация была уведомлена о поступлении 02.07.2012 в Финансовое управление исполнительного листа серии NС 165169, выданного 08.08.2008 арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 по делу N А57-3127/08.
05.07.2012 Администрацией получено уведомление о поступлении исполнительного документа.
Документов, свидетельствующих о соблюдении Администрацией положений пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовым управлением не представлено.
Документов, свидетельствующих об исполнении исполнительного документа должником в течение 3-х месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, также не представлено.
Приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Таким образом, в данных отношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Финансового управления предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Финансового управления в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Приостановление вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, неприостановление управлением, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, является нарушением п. 87 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В пункте 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействиями) государственных органов (органом местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В этом же пункте разъяснено, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в пункте 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Таким образом, несвоевременное уведомление Финансовым управлением взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа и непринятие Финансовым управлением мер установленных законом, к должнику, не исполнившему исполнительный документ в указанный срок, в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), не только не соответствует нормам действующего законодательства, но и нарушает права и законные интересы взыскателя, ограничивая его в реализации государственных полномочий возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя в части признания бездействия управления незаконным правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2013 года по делу N А57-21330/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21330/2012
Истец: ООО "Москомплектсервис"
Ответчик: Администрация Ртищевского муниципального образования, Глава Администрации Ртищевского муниципального образования, Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района
Третье лицо: Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, Арбитражный суд г. Пензы, Министерство финансов Саратовской области