г. Чита |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А10-9/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2013 года по делу N А10-9/2013 по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149) о привлечении Автономного учреждения здравоохранения "Республиканская стоматологическая поликлиника" (ИНН 0323349582, ОГРН 1100327000025) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: Дружинина О.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Управление Росздравнадзора по Республике Бурятия, обратился в суд с заявлением о привлечении Автономного учреждения здравоохранения "Республиканская стоматологическая поликлиника" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 18 марта 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Управление в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200036940942.
Из апелляционной жалобы следует, что суд неправильно установил фактические обстоятельства дела и дал ошибочное толкование подлежащим применению нормам законодательства.
Представитель автономного учреждения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200036940935.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного разбирательства, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.04.2013, 01.05.2013.
Согласно пункту 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника" осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией N ФС-03-01-000106 от 29.01.2010 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (т. 1, л. 60).
Согласно лицензии и приложения к ней, автономное учреждение осуществляет:
номенклатура работ и услуг:
при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
- организации сестринского дела,
- рентгенологии,
- сестринскому делу,
- стоматологии ортопедической,
- физиотерапии.
при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в том числе:
а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по:
- контролю качества медицинской помощи,
- общественному здоровью и организации здравоохранения,
- стоматологии,
- стоматологии деткой,
- экспертизе временной нетрудоспособности;
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
- ортодонтии,
- стоматологии детской,
- стоматологии хирургической,
- экспертизе временной нетрудоспособности.
Перечень платных медицинских услуг,
1. Доврачебная медицинская помощь по:
- рентгенологии;
- сестринскому делу;
- стоматологии ортопедической;
- физиотерапии.
2. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе при осуществлении:
а) первичной медико-санитарной помощи по
- стоматологии;
- стоматологии детской,
- контролю качества медицинской помощи;
- экспертизе временной нетрудоспособности;
в) специализированной медицинской помощи по
- ортодонтии;
- стоматологии ортопедической;
- стоматологии терапевтической,
- стоматологии хирургической,
- стоматологии детской,
- экспертизе временной нетрудоспособности.
На основании распоряжения Врио руководителя Управления Росздравнадзора по РБ от 30.11.2012 N 254-I в период с 11 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года в отношении АУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника" была проведена плановая, выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в том числе контроль за производством, оборотом и порядком использования медицинского назначения, с целью выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Управления Росздравнадзора по РБ на 2012 год. Копия распоряжения вручена главному врачу АУЗ "РСП" Будаеву Б.-Ж.А. 06.12.2012.
По результатам проверки в присутствии представителей учреждения составлен Акт проверки от 29.12.2012 (т.1, л.д. 20-32).
29 декабря 2012 года Управлением Росздравнадзора по РБ в отношении АУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника" составлен протокол N 18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, выразившемся в нарушении подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к продукции процессам хранения (т.1, л.д.11-15). Протокол составлен в присутствии главного врача учреждения.
Из протокола от 29 декабря 2012 года (т. 1 л. 11, 15) следует, что в результате проверки установлены нарушения требований:
- ст. 24, 38 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 4.2, 11.1, 11.2, 1.14 ч. 1 Постановления Главного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", пункты 3, 4, 7, 8, 32 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", что выразилось в том, что:
- контроль за соблюдением сроков годности ИМН не ведется, выявлено изделие медицинского назначения с истекшим сроком годности - диски сепарационные вулканитовые для обработки твердых тканей зуба, срок годности 18 мес., дата выписка 10.08.2003;
- с нарушениями условий хранения в кабинете главной медицинской сестры хранятся:
- ИМН - "Белодез" стоматологический материал в количестве 3 уп. В инструкции по применению условий хранения от +5 до +10 град., "Компосайт" материал пломбировочный композитный в количестве 8 уп., в инструкции по применению условия хранения от +4 до +6 град., лекарственные препараты - раствор "Ротокан 50 мл.", условия хранения от +12 до +15 град., "Эвгенол 25 мл." в количестве 2 уп., условия хранения "в сухом прохладном месте", фактически хранение осуществляется при температуре 21 градус.
- питатель гидрометра влажности не наполнен водой, что не позволяет установить влажность; не ведется журнал учета влажности, последняя запись 16.12.2012, свидетельства о проверке гидрометров не представлены.
Так, ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств (ч.1).
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2).
Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н установлено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п.3).
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми (п.4).
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке (п.7).
В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:
физико-химических свойств лекарственных средств;
фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);
способа применения (внутреннее, наружное);
агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам) (п.8).
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (п.32).
Как следует из СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность (п. 4.2).
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки (п. 11.1).
Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах (п. 11.2).
Диспозиция ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП Российской Федерации, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Из указанной нормы следует, что субъектом ответственности по данной статье являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются изготовителями, исполнителями (лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), продавцами.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
При этом под объектом правонарушения понимается как сами технические регламенты, так и временно их заменяющие обязательные требования.
Оценивая объективную сторону правонарушения, суд апелляционной инстанции считает, что противоправным деянием по данной статье признается:
- либо нарушение указанными лицами технических регламентов или временно их заменяющие обязательные требования к продукции или и связанным с требованиями к продукции процессам (проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
- либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Предметом нарушения является непосредственно продукция или и связанные с продукцией процессы.
Оценивая представленные административным органом доказательства в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не установил и не представил в суд доказательств, что автономное учреждение является субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административный орган не установил, является ли данное юридическое лицо изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом какой-либо продукции.
То обстоятельство, что автономное учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности по указанным видам работ и услуг, не свидетельствует о том, что данное лицо является изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом какой-либо продукции, поскольку из материалов дела об административном правонарушении не возможно установить в отношении какой продукции автономным учреждением допущены нарушения технических регламентов либо временно их заменяющих обязательных требований.
Медицинская деятельность, осуществляемая учреждением, как общее понятие не может быть отнесена к продукции в смысле ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом необходимо принимать во внимание, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", продукция это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
В отношении какой продукции или процессов с ней связанными автономное учреждение совершило указанные деяния административным органом не установлено.
Ссылка административного органа на факты неправильного хранения автономным учреждением лекарственных средств, отсутствие надлежащего контроля за хранением лекарственных средств, не свидетельствует о совершении данным лицом правонарушения квалифицируемого по ч. 1 ст. 14. 43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку хранение лекарственных средств в данном случае является только процессом, без относительно какой-либо продукции выпускаемой лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Продажу указанных лекарственных средств автономное учреждение не осуществляло.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что при тех обстоятельствах когда административный орган установил характер противоправных действий автономного учреждения и его правой статус, как субъекта ответственности привлекаемого по данной статье, доводы о том, что правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, а также СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" могут рассматриваться как нормы, содержащие обязательные требования, которые временно замещают технический регламент, являются ошибочными, поскольку в деле отсутствуют доказательства, что указанные нормы связаны с требованиями к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
Как было указано выше, административный орган не установил, в отношении какой продукции или продукции и связанными с ней процессами, автономным учреждением допущены указанные нарушения.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях автономного учреждения состава правонарушения, предусмотренного ч. ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Частью 6 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия является уполномоченным органом в сфере лицензирования медицинской деятельности, в связи с чем, вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств (ч.1).
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2).
Пунктом 1 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", регламентировано, что Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (далее соответственно - организации, индивидуальные предприниматели).
Учитывая, что автономное учреждение имеет лицензию на оказание медицинской помощи, оно обязано соблюдать требования к хранению лекарственных средств.
Пунктом 3 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" установлено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Пунктом 7 указанных Правил определено, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Пунктом 8 Правил установлено, что в помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:
физико-химических свойств лекарственных средств;
фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);
способа применения (внутреннее, наружное);
агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
Пунктом 32 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Как следует из материалов дела и протокола об административном правонарушении, в нарушение п. 3, 7, 8 и 32 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", автономное учреждение допустило нарушение контроля за соблюдением сроков годности ИМН, который не ведется; выявлены изделия медицинского назначения с истекшим сроком годности - диски сепарационные вулканитовые для обработки твердых тканей зуба, срок годности 18 мес., дата выписки 10.08.2003; изделия медицинского назначения - "Белодез" стоматологический материал в количестве 3 уп. "Компосайт" материал пломбировочный композитный в количестве 8 уп., лекарственные препараты, раствор "Ротокан 50 мл.", хранится с нарушением условий хранения.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях автономного учреждения противоправного действия, квалифицируемого по ч. 3 ст. 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Часть 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, предприятие в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
В деле отсутствуют доказательства, что автономным учреждением были приняты все и достаточные меры для соблюдения нарушенных норм законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается наличие в действиях автономного учреждения состава правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, что вменяемым нарушением, в первую очередь, причиняется ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, то суд апелляционной инстанции считает, что данным нарушением, в том числе нарушаются права потребителей на получение безопасных медицинских услуг, в связи с чем автономному учреждению подлежит назначение наказание в размере 30 000 руб., в минимальном размере с учетом требований ч.1 и 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении не установлено.
Оснований для применения ст. 2.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при назначении наказаний судом не установлено.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "18" марта 2013 года по делу N А10-9/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Привлечь Автономное учреждение здравоохранения "Республиканская стоматологическая поликлиника" (адрес места нахождения: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Пирогова, 15 а; ОГРН 1100327000025, ИНН 0323349582) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению в Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия)
ИНН 0326031149
КПП 032601001
банк получателя - ГРКЦ НБ Республики Бурятия Банка России г. Улан-Удэ,
БИК 048142001,
ОКАТО 81401000000,
Расчетный счет N 40101810600000010002,
КБК 060 1 16 90040 04 6000 140.
Разъяснить Автономному учреждению здравоохранения "Республиканская стоматологическая поликлиника", что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления у Четвертого арбитражного апелляционного суда будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-9/2013
Истец: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Ответчик: Автономное учреждение здравоохранения Республиканская стоматологическая поликлиника