г. Вологда |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А44-693/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Комплекс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 марта 2013 года по делу N А44-693/2013 (судья Киселева М.С.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Комплекс" (ОГРН 1025301791338; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Солецкому и Шимскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.2013 N 14, которым кооператив привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 марта 2013 года по делу N А44-693/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Также указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.
Ответчик в отзыве на жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами.
Изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.10.2012 N 62 с целью надзора за исполнением требований пожарной безопасности в отношении кооператива 20.10.2012 проведена плановая выездная проверка в помещениях, расположенных по адресам: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, ул. Речная, д. 15; Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 1; Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 2; Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 4; Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 5; Новгородская обл., Солецкий район, д. Иловенка, ул. Солецкая, д. 40; Новгородская обл., Солецкий район, д. Угоща, ул. Центральная, д. 12а.
Отделом в ходе проверки административного здания заявителя выявлено, что лица, допущенные к работе на объекте, не проходили обучения мерам пожарной безопасности. Не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности, в том числе проведение противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (нарушен пункт 3 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390)); в административных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390); не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещениях административного здания (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения административного здания (нарушен пункт 21 Правил N 390).
Также отделом в ходе проверки помещения телятника, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Угоща, ул. Центральная, д. 12а, установлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещениях телятника (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения телятника (нарушен пункт 21 Правил N 390); лица, допущенные к работе на объекте, не проходили обучения мерам пожарной безопасности. Не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности, в том числе проведение противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (нарушен пункт 3 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
Кроме того, административным органом в ходе проверки помещения коровника, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Иловенка, ул. Солецкая, д. 40, выявлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещениях коровника (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения коровника (нарушен пункт 21 Правил N 390); не оборудованы молочно-товарные фермы при наличии 20 и более голов скота привязями группового способа (нарушен пункт 199 Правил N 390); лица, допущенные к работе на объекте, не проходили обучения мерам пожарной безопасности. Не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности, в том числе проведение противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (нарушен пункт 3 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
Помимо этого, отделом в ходе проверки помещений ремонтных мастерских, расположенных по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 1, выявлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещениях ремонтных мастерских (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения ремонтных мастерских (нарушен пункт 21 Правил N 390); лица, допущенные к работе на объекте, не проходили обучения мерам пожарной безопасности. Не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности, в том числе проведение противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (нарушен пункт 3 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
Отделом в ходе проверки помещения гаражей автомобильных, расположенных по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 2, установлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещениях гаражей (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения гаражей (нарушен пункт 21 Правил N 390); лица, допущенные к работе на объекте, не проходили обучения мерам пожарной безопасности. Не проведено обучение лиц мерам пожарной безопасности, в том числе проведение противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (нарушен пункт 3 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
В ходе проверки помещения склада строительных материалов, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 4, административным органом установлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещении склада строительных материалов (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения склада строительных материалов (нарушен пункт 21 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
Также отделом в ходе проверки помещения коровника Угоща, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 5, выявлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в помещении коровника (нарушен пункт 42 Правил N 390); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения коровника (нарушен пункт 21 Правил N 390); в производственных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 Правил N 390).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки административного здании, помещения телятника, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Угоща, ул. Центральная, д. 12а, помещения коровника, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Иловенка, ул. Солецкая, д. 40, помещений ремонтных мастерских, расположенных по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 1, помещения гаражей автомобильных, расположенных по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 2, помещения склада строительных материалов, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 4, помещения коровника Угоща, расположенного по адресу: Новгородская обл., Солецкий район, д. Выбити, пер. Нехинский, д. 5, выявлено, что не закрыты защитными колпаками лампы накаливания в указанных помещениях (нарушен пункт 42 Правил N 390); названные помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (нарушен пункт 70 Правил N 390).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Помимо этого, в ходе проверки административного здания заявителя выявлено, что помещения административного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) (способы оповещения: звуковой - сирена, тонированный сигнал и др. - световые оповещатели "Выход" (нарушение пункта 5, таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03)); не выполнена защита административного здания установками пожарной сигнализации (нарушение пункта 38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03)).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений в отношении заявителя 15.11.2012 уполномоченное должностное лицо отдела составило протоколы об административном правонарушении N 69 (по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ), N 70 (по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ) и N 71 (по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ) (листы дела 21-28).
Инспектор, рассмотрев указанные протоколы и приложенные к ним материалы, 11.02.2013 вынес постановление N 14 о привлечении кооператива к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. (листы дела 5-8).
Заявитель с постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из части 1 статьи 23.34 КоАП РФ следует, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 23.34 данного Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Из материалов дела видно, что постановление от 11.02.2012 N 14 о привлечении заявителя к ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ вынесено главным государственным инспектором Солецкого и Шимского районов по пожарному надзору, то есть лицом, имеющим полномочия на рассмотрение данного административного дела и назначение наказания.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ. За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений ответственность предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом в силу статей 1 и 20 Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 20 указанного Закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Согласно пункту 70 данных Правил руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу пункта 42 этих же Правил запрещается в том числе обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно пункту 21 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
В соответствии с пунктом 199 названных Правил на животноводческих фермах (комплексах) при наличии 20 и более голов крупного рогатого скота необходимо применять групповой способ привязи.
В пункте 38 таблицы 3 "Помещения" НПБ 110-03 перечислены помещения, подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а именно помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные.
Пунктом 5 НПБ 104-03 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения, в том числе для иных административных зданий.
Указанные нормы кооперативом не соблюдены.
Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами административного дела, заявителем не оспариваются и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что кооператив принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, инспектор отдела правомерно пришел к выводу о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Довод подателя апелляционной жалобы о повторности привлечения кооператива к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
В данном случае в рамках дела N А44-8098/2012 признано незаконным и отменено постановление отдела от 15.11.2012 N 54 в связи с допущенными существенными нарушениями процедуры привлечения заявителя к ответственности, то есть по иным основаниям, нежели предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ.
Вынесение отделом оспариваемого постановления в отношении кооператива в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности при соблюдении установленной КоАП РФ процедуры соответствуют нормам КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 11 Постановления N 10.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 марта 2013 года по делу N А44-693/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Комплекс"- без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-693/2013
Истец: СПК "Комплекс"
Ответчик: ОНД по Солецкому и Шимскому районам УНД ГУ МЧС России по Новгородской области, Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Новгородской области, Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13261/13
10.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13261/13
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5370/13
15.05.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2821/13
18.03.2013 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-693/13