г. Саратов |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А57-19257/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Изаковой М.А.,
при участии в судебном заседании Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского района Саратовской области Климановой В.Н., действующей по доверенности от 05.04.2013, представителя общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческий центр "Витязь-98" Нигматдиновой Н.Д., действующей по доверенности от 09.01.2013, представителя комитета по финансам Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Сафроновой Е.А., действующей по доверенности от 29.12.2012 N 04-2-3323,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского района Саратовской области (г. Балаково, ОГРН 1056403900332, ИНН 6439057413)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2013 года по делу N А57-19257/2012 (судья С.А. Федорцова)
по иску общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческий центр "Витязь-98" (г. Саратов, ОГРН 1026403063466, ИНН 6453048788)
к ликвидационной комиссии Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского района Саратовской области (г. Балково, ОГРН 1056403900332, ИНН 6439057413)
третье лицо: Балаковский районный отдел судебных приставов УФССП по Саратовской области,
комитет по финансам администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческий центр (далее - ООО ПКЦ "Витязь-98", истец) об обязании ликвидационную комиссию Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района (ответчик) включить задолженность по исполнительному листу от 14.08.2012 N С 029476 в сумме 2 998 172,03 рублей в ликвидационный баланс Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района.
Определением от 13.12.2012 арбитражный суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Балаковский районный отдел судебных приставов УФССП по Саратовской области.
Определением арбитражного суда от 15.01.2013 приняты уточнения исковых требований, в которых истец просит обязать ликвидационную комиссию Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района включить задолженность по исполнительному листу (дубликату) серии АС N 001922324, выданному Арбитражным судом Саратовской области 22 ноября 2011 года, в сумме 2 998 172,03 рублей в промежуточный ликвидационный баланс Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района.
Определением от 30.01.2013 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 января 2013 года по делу N А57-21484/2012 суд обязал ликвидационную комиссию Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района включить задолженность перед ООО ПКЦ "Витязь-98" по исполнительному листу (дубликату) серии АС N 001922324, выданному Арбитражным судом Саратовской области 22 ноября 2011 года, в сумме 2 998 172,03 рублей в промежуточный ликвидационный баланс Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского муниципального района.
Кроме того, с Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Балаковский районный отдел судебных приставов УФССП по Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанныого лица.
Как следует из материалов дела, 17 декабря 2001 года арбитражный суд Саратовской области, рассмотрев дело по иску РАО "ЕЭС России" филиал "Саратовская ГЭС" к комитету жилищно-коммунального хозяйства о взыскании 3 375 000 рублей, взыскал с комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Балаковского муниципального образования в пользу РАО "ЕЭС России" в лице "Саратовской ГЭС" денежную сумму в размере 3 375 000 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу, от 08.07.2002 по делу N 9568/01-3 решение от 17.12.2001 в части взыскания с КЖКХ администрации БМО 2 998 172 руб. 03 коп. было оставлено без изменения, прекращено производство по делу в части взыскания 376 827,97 руб.
14.08.2002 Арбитражным судом Саратовской области на основании указанных актов был выдан исполнительный лист N С 029476 о взыскании суммы 2 998 172 руб. 03 коп., который в последующем был сдан для исполнения.
13 сентября 2002 года было возбуждено исполнительное производство по исполнительному документу N 029476 от 08.07.2002.
На основании постановления главы БМО N 2915 от 05.09.2003 комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Балаковского муниципального образования реорганизован путем разделения на комитет жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации БМО и комитет дорожного хозяйства и благоустройства администрации БМО. Согласно Положениям о КЖХ и КДХБ и разделительного баланса КЖКХ, правопреемником определенных прав и обязанностей реорганизованного КЖКХ является комитет жилищного хозяйства (Служба заказчика) и комитет дорожного хозяйства и благоустройства администрации Балаковского муниципального образования. В связи с этим обязанность погашения задолженности по исполнительным листам переданы в комитет дорожного хозяйства и благоустройства администрации БМО. 29 марта 2004 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене должника на КЖХ администрации БМО.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2005 по делу N 9568/01-3 по заявлению службы судебных приставов Балаковского РОСП о замене стороны в исполнительном производстве была произведена замена комитета дорожного хозяйства и благоустройства администрации Балаковского муниципального образования на его правопреемника Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации Балаковского муниципального образования. Ответчиком по исполнительному листу N С 029476 от 14.08.2002 было признано Управление дорожного хозяйства администрации БМО.
29.12.2005 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по исполнительному листу N С 029476 о взыскании долга в пользу "Саратовской ГЭС". Постановление об окончании исполнительного производства вместе с актом о невозможности взыскания Саратовская ГЭС получила 11.01.2006 года (согласно отметке на постановлении об окончании исполнительного производства).
29.12.2008 исполнительный лист был повторно предъявлен к исполнению и судебным приставом-исполнителем Балаковского РПСП возбуждено исполнительное производство N 64/4/3590/1/2008 по исполнительному документу N С 029476.
29.01.2009 исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен, в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа N С029476.
Определением суда от 29.01.2009 произведена замена истца (взыскателя) по делу РАО "ЕЭС России" филиал "Саратовская ГЭС" на правопреемника - ООО ПКЦИ "Витязь-98". Взыскателем по исполнительному листу N С029476 от 14.08.2002 признано ООО ПКЦ Витязь-98".
Определением суда от 12.05.2009 произведена замена должника по исполнительному листу N С029476 от 14.08.2002 Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации БМО на его правопреемника - Управление дорожного хозяйства администрации БМО.
11.08.2009 вышеуказанный исполнительный лист вновь поступил на исполнение в Балаковский РОСП (возбуждено исполнительное производство 63/04/71185/01 от 14.08.2009 года).
15.10.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о направлении исполнительного листа в ликвидационную комиссию, поскольку должник находится в стадии ликвидации, исполнительное производство было окончено.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 30.10.2008 N 105-к "О мерах по оптимизации структуры и штата администрации Балаковского муниципального района" принято решение о ликвидации Управления дорожного хозяйства администрации БМР, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно обязал ликвидационную комиссию Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района включить задолженность перед ООО ПКЦ "Витязь-98" по исполнительному листу (дубликату) серии АС N 001922324, выданному Арбитражным судом Саратовской области 22 ноября 2011 года, в сумме 2 998 172,03 рублей в промежуточный ликвидационный баланс Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского муниципального района.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Уведомление о ликвидации Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района опубликовано 01.04.2009 в Вестнике государственной регистрации N 12 (217), часть 1, апрель 2009 года.
Согласно уведомлению требования кредиторов подлежали предъявлению в двухмесячный срок, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, прежде всего, ликвидационная комиссия и ликвидатор должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационный комиссией, ликвидатором.
Доказательств направления ликвидационной комиссией в адрес истца письма-уведомления о принятии решения о ликвидации Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района ответчиком суду не представлено.
26.11.2009 взыскателем - ООО ПКЦ "Витязь-98" направлено письмо-требование в ликвидационную комиссию о погашении имеющейся задолженности (письмо за исх. N 10/2904 от 26.10.2009).
22.12.2009 года ликвидационная комиссия сообщила, что согласно бюджетному законодательству взыскание денежных средств из местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника осуществляется через орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, то есть финансовый орган - Комитет финансов администрации БМР Саратовской области. Сведения о поступлении исполнительного листа в комитет финансов администрации БМР у ликвидационной комиссии отсутствуют.
Согласно сопроводительному письму Балаковского РОСП исполнительный лист был направлен службой ССП председателю ликвидационной комиссии Управления дорожного хозяйства администрации БМР 20.10.2009 письмо N 63/04/101301/01.
25.12.2009 исполнительный лист был сдан в комитет финансов администрации БМР Саратовской области для исполнения.
31.12.2009 комитет вернул исполнительный лист без исполнения со ссылкой на то, что у взыскателя произошло изменение наименования, и необходимо определение суда об уточнении наименования стороны в исполнительном производстве.
Определением арбитражного суда от 08.02.2010 произведена замена истца (взыскателя) по делу N А57-9568/2001 с ООО ПКЦИ "Витязь-98" на ООО ПКЦ "Витязь-98".
16.03.2010 в комитет финансов администрации БМР вновь поступил исполнительный лист N С029476 для исполнения.
Письмом от 18.03.2010 комитет финансов администрации БМР возвратил рассматриваемый исполнительный лист взыскателю без исполнения, обосновывая свой возврат истечением срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Письмом от 01.06.2010 комитет финансов повторно возвратил рассматриваемый исполнительный лист взыскателю без исполнения, в связи с истечением срока предъявления.
06.10.2010 и 22.10.2010 ООО ПКЦ "Витязь-98" обращалось к председателю ликвидационной комиссии с письмом - просьбой сообщить сведения о достаточности денежных средств, сведения о совершении действий, направленных на исполнение исполнительного листа.
20.12.2010 в адрес председателя ликвидационной комиссии УДХ администрации БМР направлен указанный исполнительный лист для исполнения.
28.12.2010 председатель ликвидационной комиссии УДХ Администрации БМР возвратил рассматриваемый исполнительный лист взыскателю без исполнения, в связи с истечением срока предъявления исполнительного листа к исполнению.
01.02.2011 истцом в адрес председателя ликвидационной комиссии снова направлен указанный исполнительный лист для исполнения.
18.03.2011 исполнительный лист вновь был возвращен заявителю, так как, по мнению ответчика, взыскателем пропущен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. Ликвидационная комиссия считает, что срок для предъявления исполнительного листа к исполнению истек 28 декабря 2008 года.
Из пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Поскольку требование ООО ПКЦ "Витязь-98" к должнику - Управлению дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района в размере 2 998 172,03 рублей, предъявленное в ликвидационную комиссию должника не рассматривалось комиссией, то истец обоснованно предъявил иск о судебном порядке рассмотрения заявления о включении требования в сумме 2 998 172,03 рублей в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района.
Ликвидатор Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района знает о задолженности должника перед ООО ПКЦ "Витязь-98", при этом требования истца не рассмотрены и не включены в промежуточный баланс, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов кредитора.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
-представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Возвращая заявителю исполнительный лист без исполнения, ответчик сослался на истечение срока предъявления исполнительного листа АС N 001922324 к исполнению.
Ссылка ответчика на пропуск срока предъявления исполнительного листа к исполнению 29.12.2008 несостоятельна, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статье 15 ФЗ "Об исполнительном производстве" - течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
После окончания исполнительного производства 29.12.2005 года, исполнительный лист поступил в Службу судебных приставов по Балаковскому району 29.12.2008 года, то есть в последний день срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Согласно части 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению.
Таким образом, с 29.12.2008 года начинает течь новый трехгодичный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, который прервался 29.01.2009 и снова возобновился 11.08.2009 и т.д.
Постановлением от 15.10.2009 года исполнительное производство окончено, и исполнительный лист направлен в ликвидационную комиссию. 24.12.2009 указанный исполнительный лист был сдан в Комитет финансов администрации БМО Саратовской области на основании ст. 242.4 БК РФ, согласно которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта РФ лицевых счетов для учета средств бюджета субъекта, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако 31.12.2009 комитет финансов вернул исполнительный лист.
Возврат исполнительного документа взыскателю не является препятствием для его нового предъявления к исполнению в пределах установленного законом срока.
В комитет финансов исполнительный лист предъявлялся неоднократно.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции при вынесении решения по делу не учёл нормы главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятелен, поскольку данная глава не регулирует отношения взыскателя и должника (являющегося муниципальным учреждением) на стадии ликвидации должника.
Таким образом, вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2013 года по делу N А57-19257/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19257/2012
Истец: ООО ПКЦ "Витязь-98", ООО производственно- коммерческий центр "Витязь-98"
Ответчик: Ликвидационная комиссия Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района, Ликвидационная комиссия Управления дорожного хозяйства Администрации Балаковского района, Управление дорожного хозяйства Администрации Балаковского МР
Третье лицо: Балаковский рай. отдел ССП по Саратовской обл., Балаковский РОСП УФССП России по Саратовской области, Комитет по финансам Администрации БМР, Комитет финансов Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9226/13
02.08.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7961/13
23.05.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3400/13
20.05.2013 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4594/13
06.03.2013 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19257/12