г. Томск |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А03-1979/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Полосина А.Л., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела (инспекции) государственного надзора по Алтайскому краю и Республики Алтай Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 19 марта 2013 года по делу N А03-1979/2013 (Судья Сбитнев А. Ю.)
по заявлению Отдела (инспекции) государственного надзора по Алтайскому краю и Республики Алтай Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к Обществу с ограниченной ответственностью "ВЭЛЛА" (ОГРН 1022200704844 ИНН 2205006173)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Отдел (инспекция) государственного надзора по Алтайском краю и Республике Алтай Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган, СМТУ Росстандарта) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Вэлла" (далее - Общество, ООО "Вэлла") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, СМТУ Росстандарта обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно, пункта 7.3. Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", просит решение отменить, привлечь Общество к административной ответственности.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности, на основании распоряжения от 23.01.2012 N 91 должностными лицами СМТУ Росстандарта в отношении ООО "Вэлла" проведена проверка соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, а также соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений на стадии хранения и реализации нефтепродуктов.
В ходе проверки административным органом проведен осмотр территории автозаправочной станции (АЗС) по адресу: Алтайский край, г. Заринск, ул. Зеленая, 64, принадлежащей ООО "Вэлла", о чем составлен соответствующий протокол осмотра от 07.02.2013, в соответствии с которым на территории АЗС находится топливораздаточная колонка N 3 с указанием марки автомобильного бензина АИ80 класса 2.
Согласно представленных Обществом документам, в том числе, счету-фактуре от 04.02.2013, паспорту от 04.02.2013 и кассового чека от 07.02.2013, через указанную колонку производилась реализация автомобильного бензина АИ80 класса 2.
Выявленные факты позволили СМТУ Росстандарта прийти к выводу, что ООО "Вэлла" через АЗС стационарного типа принимает, смешивает, хранит и реализует автомобильный бензин АИ80 класса 2, что нарушает требования пункта 7.3. Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
На основании выявленных нарушений 07.02.2013 государственным инспектором СМТУ Росстандарта составлен протокол об административном правонарушении N 0406 о наличии в действиях Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Отказывая в привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, принял по существу правильное решение.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения в силу положений статьи 26.1 КоАП РФ входит в состав обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8., частью 2 статьи 11.21., статьями 14.37., 14.44., 14.46., 20.4. настоящего Кодекса.
Объектом указанного правонарушения выступают отношения по соблюдению требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Указанное правонарушение посягает на интересы государства в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в нарушении продавцом обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с определением, изложенным в статье 2 названного Закона, технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18.10.2011 N 826 принят Технический регламент Таможенного союза "О требованиях кавтомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
Пунктом 2 ТР ТС 013/2011 указано, что он разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Пунктом 1.1. Технического регламента ТС установлено, что он распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
В пункте 2.1. указаны применяющиеся в ТР ТС термины и их определения, в том числе: выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю; обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение.
Пунктом 7.3. ТР ТС установлено, что выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается.
Как следует из пункта 3.1. Решения от 18.10.2011 N 826 "О принятии ТР ТС 013/2011", названный технический регламент вступает в силу с 31 декабря 2012 г.
Таким образом, из указанных норм Технический регламент Таможенного союза, как верно отмечено арбитражным судом, следует, что после вступления в силу названного Технического регламента (с 31 декабря 2012 г.) на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается выпуск в обращение (первичный переход топлива от изготовителя к потребителю) и обращение (движение топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит топливо после выпуска его в обращение) автомобильного бензина экологического класса К2.
Вместе с тем, с целью обеспечения поэтапного перехода на выпуск в обращение топлива от экологического класса К2 до экологического класса К5 без ущерба для участников хозяйственной деятельности на рынке обращения топлива, Техническим регламентом установлены защитительные оговорки, в том числе о том, что допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС в течение трех лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС (пункт 7.2.ТР ТС 013/2011).
Следуя материалам дела, 25.12.2012 ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ" (изготовителем) произведена партия бензина марки Нормаль-80 класс 2 (АИ-80-2) в количестве 2 926 т, сопровождаемая паспортом N 12037319 от 25.12.2012.
Данная партия 25.12.2012 приобретена у вышеназванного изготовителя ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (покупателем) по договору поставки от 15.09.2011 N ГПН-11/21130/02147, заключенному с ОАО "Газпромнефть". Приобретенная ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" вышеуказанная партия бензина передана на хранение ЗАО "Газпромнефть-Терминал" (хранителю) согласно договору хранения и оказания услуг, связанных с хранением от 01.06.2012 N 14-2012.
Из вышеуказанной партии бензина АИ-80-2, сопровождаемой паспортом N 12037319 от 25.12.2012, 54 660 кг бензина 26.12.2012 отгружены со склада изготовителя в адрес ЗАО "Газпромнефть-Терминал" на ст. Барнаул ЗСЖД железнодорожной цистерной N 57134892 по транспортной железнодорожной накладной ЭУ437686. Согласно акту о приемке нефтепродуктов и СУГ N 233 от 31.12.2012, данный груз получен Барнаульской нефтебазой ЗАО "Газпромнефть-Терминал" 31.12.2012.
В соответствии с актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N BARN00401 от 31.12.2012 года указанный выше бензин АИ-80-2 в количестве 54,66 т передан ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (собственником, поклажедателем) на хранение в структурное подразделение "Барнаульская нефтебаза" ЗАО "Газпромнефть-Терминал" (хранителя).
Из указанной выше партии бензина АИ-80-2, сопровождаемой паспортом N 12037319 от 25.12.2012, выданным изготовителем - ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ", из 54,66 т бензина, находящегося на хранении на Барнаульской нефтебазе ЗАО "Газпромнефть-Терминал", 5,375 т проданы ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (продавцом) ООО "ВЭЛЛА" (покупателю) на основании договора поставки нефтепродуктов от 26.05.2010 N 0200-10-Н191, что подтверждается счетом-фактурой N 13_00000000383 от 04.02.2013, товарной накладной от 04.02.2013 N АЛ000000383, а также транспортной накладной от 04.02.2013 N АЛ000000001017.
При отпуске ЗАО "Газпромнефть-Терминал" (хранителем) ООО "ВЭЛЛА" указанного количества бензина АИ-80-2 ЗАО "Газпромнефть-терминал" подтвердило его качество паспортом N 723 от 04.02.2013, в котором имеется указание на данные паспортазавода-изготовителя ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ" N 12037319 и ссылка на дату изготовления партии бензина - 25.12.2012.
Таким образом, бензин автомобильный АИ80 класса 2 (Нормаль-80) в количестве 5 311 л, находившийся 07.02.2013 в резервуаре N 3 на принадлежащей ООО "ВЭЛЛА" АЗС по ул. Зеленая, 64, в г. Заринске Алтайского края, изготовлен ОАО "Газпромнефть-Омский НПЗ" 25.12.2012 и выпущен данным изготовителем в обращение также 25.12.2012, то есть до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (31.12.2012).
По правилам защитительной оговорки, предусмотренной пунктом 7.2. ТР ТС 013/2011, обращение такого топлива допускается в течение трех лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Общества не нарушают требования пункта 7.3. Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статей 2.1., 26.1. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2. КоАП РФ.
Поскольку действия Общества не образуют объективную сторону вменяемого правонарушения, арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения ООО "Вэлла" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43. КоАП РФ, в связи с чем, правомерно отказывал в удовлетворении заявления СМТУ Росстандарта в полном объеме.
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе и дополнении к ней не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы с дополнениями, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 марта 2013 года по делу N А03-1979/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1979/2013
Истец: Отдел (инспекция) государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, СМТУ Росстандарта, СМТУ Росстандарта отдел государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
Ответчик: ООО "ВЭЛЛА"