г. Томск |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А27-117/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4), г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11 марта 2013 года по делу N А27-117/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Власов В.В.)
по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница", Яшкинский район, пгт. Яшкино (ОГРН 1024202290870, ИНН 4247001646)
о взыскании убытков в размере 12 996,55 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд, филиал N 4) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница" (далее - МБУЗ ЯМР "Яшкинская ЦРБ", ответчик, Учреждение) расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенных за счет средств ФСС РФ в размере 12 996, 55 руб.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2013 года дело принято в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 марта 2013 года истцу отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда, ГУ КРОФСС (филиал N 4) обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- судом первой инстанции необоснованно отказано в защите права страховщика на взыскание расходов за счет средств медицинской организации; листок нетрудоспособности выдан в нарушение требований закона; на основании п. 6 ч. 1 ст. 4.2 закона N 255-ФЗ страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным и неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Подробно доводы Фонды изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1. Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МБУЗ Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в филиале N 4 ГУ-КРОФСС РФ.
ГУ-КРОФСС РФ (филиалом N 4) проведена плановая выездная проверка Учреждения по вопросам экспертизы страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью.
В ходе проверки выявлены нарушения ст. 59 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. - продление листка нетрудоспособности, выданного свыше 15 календарных дней, осуществлено без участия врачебной комиссии медицинской организации (по листку нетрудоспособности N 028016292964, выданному Афанасенко Т.В.).
По результатам проверки составлен акт N 9 от 07.06.2012 г. и Учреждению направлена претензия о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение, выплаченных страхователям на счет средств Фонда, по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, в размере 12 996,55 руб.
Поскольку претензия в добровольном порядке Учреждением не оплачена, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что медицинское учреждение в настоящем споре не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листка нетрудоспособности не являются основанием возникновения расходов, произведенных заявителем.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Статей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 г. N 514).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Страхователь (работодатель) в соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101, отвечает за полноту начисления и целевое расходование средств обязательного социального страхования. При выплате того или иного вида пособия за счет средств обязательного социального страхования страхователь обязан проверять представленные документы на предмет их правильного оформления, а при необходимости принять меры по проверке обоснованности их выдачи.
Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 г. N 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом в соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к медицинскому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности (пункт 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. N 81).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ (введенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010) страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Системный анализ изложенных норм позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что исходя из пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктов 60 и 61 Методических указаний, иски к медицинским учреждениям могут быть предъявлены в случае необоснованной выдачи листков нетрудоспособности, а также в случае их неправильного оформления, а именно при наличии нарушений, перечисленных в пункте 60 Методических указаний.
В данном случае ГУ - КРОФСС РФ филиал N 4 предъявляет ко взысканию сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченную страхователем за счет средств обязательного социального страхования застрахованному лицу на основании предъявленного им листка нетрудоспособности, выданного МБУЗ ЯМР "Яшкинская ЦРБ" с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 624н.
Согласно части 3 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, листок нетрудоспособности N 02801629296 выдан ответчиком Афанасенко Татьяне Викторовне на срок более 15 дней без соответствующего решения врачебной комиссии.
Вместе с тем, в данном случае факт заболевания ГУ-КРОФСС (филиал N 4) не оспаривался, ГУ-КРОФСС в нарушение статьи 65 АПК РФ не приведены доказательства отсутствия у Афанасенко Т.В. заболевания и оснований для выдачи ей листка нетрудоспособности.
В связи с чем отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листка нетрудоспособности (заболевание застрахованного лица) не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Часть 2 данной статьи устанавливает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
Действия работников больницы, выразившиеся в отсутствии решения врачебной комиссии о продлении листка нетрудоспособности, не повлекли за собой его необоснованную выдачу, и расходы ГУ-КРОФСС не находятся в причинно-следственной связи с данными действиями.
Довод истца о том, что он вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, не может рассматриваться в отрыве от установленных целей обязательного социального страхования. И данное обстоятельство не освобождает истца от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у него убытков.
Как следует из материалов дела, выплата пособия по спорному листку нетрудоспособности фактически произведена. Фонд социального страхования при проверке обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения не установил нарушений при выплате страхователю спорных расходов и не предложил ему устранить нарушения, расходы приняты к зачету.
Изложенное свидетельствует о том, что хотя страхователь произвел выплату по листку нетрудоспособности, выданному, по мнению заявителя, с нарушением законодательства, однако Фонд при проверке расходов страхователя мог не принять к зачету эти выплаты, а предложить ему произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования, что им сделано не было.
Таким образом, Фонд социального страхования не воспользовался своим правом принять решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
Кроме того, лечебное учреждение в настоящем споре не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листка нетрудоспособности обоснованно не приняты судом в качестве основания возникновения расходов, произведенных истцом.
Действующим законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности. Таким образом, обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая производит его выплату.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 марта 2013 года по делу N А27-117/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-117/2013
Истец: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N4
Ответчик: МБУЗ Яшкинского муниципального района "Яшкинская ЦРБ"