город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2013 г. |
дело N А32-27939/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: Герасимовича Валентина Антоновича,
от заинтересованного лица: представителя Пронько Ю.В. по доверенности от 20.05.2013 N 03-11/02295,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Герасимовича Валентина Антоновича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 февраля 2013 года по делу N А32-27939/2012 по заявлению Герасимовича Валентина Антоновича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края о ликвидации и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, принятое в составе судьи Непранова Г.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Герасимович Валентин Антонович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Курганинскому району Краснодарского края (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, заинтересованное лицо) о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган отказывает Герасимовичу В.А. в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал, что регистрационные действия осуществлены налоговым органом в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы Герасимовича В.А. действиями или решениями регистрирующего органа не нарушены.
Суд также указал, что требования Герасимовича В.А. о ликвидации и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, не сопряженные с обжалованием действий или решений регистрирующего органа, не могут быть удовлетворены, поскольку налоговый орган не является надлежащим ответчиком по такому иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, Герасимович В.А. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить, решение налогового органа от 14 июля 2011 года N 04-40/03287 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности признать недействительным, восстановить срок подачи заявления о снятии с учета налогоплательщика от 14 июня 1997 года.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что финансовую деятельность не ведет с 1997 года, неоднократно обращался в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, вместе с тем налоговый орган отказывает в удовлетворении его заявлений, при этом периодически направляет заявителю требования о взыскании пени. Заявитель указывает, что документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ), а именно: заявление и квитанция об уплате государственной пошлины, в налоговый орган им представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании 23 апреля 2013 года Герасимович В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Определением суда от 23 апреля 2013 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 21 мая 2013 года. Суд поручил налоговому органу представить регистрационные дела в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства "Чамлык" (ИНН 2339009313) и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Герасимовича Валентина Антоновича (ИНН 233904232301).
В судебном заседании 21 мая 2013 года представитель налогового органа представил регистрационное дело N 04-80/0210001 в отношении Герасимовича В.А., регистрационное дело N 2.5-23-0413380 в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства "Чамлык", журнал учета движения бланков свидетельств о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании 21 мая 2013 года Герасимович В.А. пояснил, что изначально лично принес заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако сотрудник налогового органа отказался его принимать, после чего направил документы в налоговый орган почтой, также указал, что заявление нотариально не удостоверял. Пояснил, что его требование к налоговому органу сводится фактически к тому, что налоговый орган начисляет ему пени в связи с неподачей заявителем налоговой отчетности, при этом заявитель предпринимательскую деятельность не осуществляет, о чем неоднократно уведомлял налоговый орган путем подачи заявлений о прекращении деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в налоговый орган с заявлением по форме Р26002 о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 53-54).
14 июля 2011 года налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации. Отказ мотивирован тем, что заявитель не представил сведения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с п.п. в) статьи 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ и заявителем не соблюдена нотариальная форма представленных документов в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 названного Федерального закона для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения (пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент обращения в налоговый орган).
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 14 июля 2011 года, заявление подано в суд 18 сентября 2012 года. Заявитель указал, что решение налогового органа получил 14 сентября 2012 года (л.д. 4, 8). В судебном заседании суда апелляционной инстанции 23 апреля 2013 года заявитель пояснил, что изменил адрес проживания, решение ему налоговым органом не направлялось (аудиозапись судебного заседания, 11-12 мин.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в налоговый орган, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
На момент обращения (07 июля 2011 год) пункт в) статьи 22.3. Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" действовал в следующей редакции:
"в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации".
При этом такой документ в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"" с 01 января 2011 года представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации
В случае неисполнения предпринимателем обязанности по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", основанием для отказа в совершении регистрационных действий является не неисполнение обязанности по представлению заявителем регистрирующему органу документа, а подпункт "з" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ - наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона. (Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2012 года по делу N А32-1908/2012).
07 июля 2011 года налоговый орган обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганинском районе Краснодарского края (18 лист регистрационного дела N 04-80/021001) с заявлением о представлении сведений в отношении Герасимовича В.А. о подаче им сведений в пенсионный фонд в соответствии с федеральными законами от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно справке Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганинском районе Краснодарского края от 08 июля 2011 года N 06 Герасимович В.А. в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с указанными законами сведений не представил (17 лист регистрационного дела N 04-80/021001).
Следовательно, факт непредставления заявителем сведений в территориальный орган пенсионного фонда установлен налоговым органом на основании ответа пенсионного фонда.
Ссылку налогового органа в обжалуемом решении на п.п. в статьи 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ суд апелляционной инстанции оценивает как техническую опечатку, указание на то, что заявитель не представил сведения в территориальный орган Пенсионного фонда в решении имеется.
Согласно материалам дела заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства получено налоговым органом 07 июля 2011 года, присвоен входящий номер 843. Как следует из отметки сотрудника налогового органа, заявление поступило почтой (л.д. 54).
Согласно пункту 1.2. статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением) заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.
Заявление Герасимовича В.А. о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в нотариальном порядке не засвидетельствовано.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, согласно которой отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, несоблюдения нотариальной формы.
Таким образом, заявителем не были соблюден порядок государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие несоответствия обжалуемого решения инспекции закону или иным нормативным правовым актам является основанием для отказа в заявленных требованиях.
По изложенным выше основаниям суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом не допущены.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 февраля 2013 года по делу N А32-27939/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27939/2012
Истец: Герасимович Валентин Антонович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края, ИФНС России по Курганинскому району