г. Владимир |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А38-1972/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Вечканова А.И., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной О.И.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.08.2011 по делу N А38-1972/2011, принятое судьей Куликовой В.Г. по иску общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская", г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, д. 2А (ОГРН 1031200425850), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
установил, что общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл с требованием о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил обязать ответчика подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 12:04:0120201:14 общей площадью 1 543 279 кв.м, находящийся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и обществом с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская" и направить его истцу.
Решением от 31.08.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил исковые требования в полном объеме, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 2:04:0120201:14 общей площадью 1 543 279 кв.м, находящийся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в Центральной части кадастрового квартала между ТУ Росимущества в РМЭ и ООО "Птицефабрика Йошкар-Олинская" и направить проект договора ООО "Птицефабрика Йошкар-Олинская" в десятидневный срок со дня принятия арбитражным судом решения.
Не согласившись с принятым по делу решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны обстоятельства, которые суд посчитал установленными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, к участию в деле необходимо привлечь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку именно оно принимает решение о предоставлении земельных участков в аренду.
Одновременно указал, что Территориальным управлением производились все необходимые действия для получения поручения Центрального аппарата Росимущества на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение Арбитражного суда Республики Марий Эл оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 2 апреля 2009 года в газете "Марийская правда" было опубликовано сообщение о наличии земельных участков, предлагаемых для предоставления в аренду для сельскохозяйственного использования.
06.04.2009 общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская" обратилось с заявлением о предоставлении в аренду для сельскохозяйственного использования земельного участка с кадастровым номером 12:04:0120201:14 общей площадью 1 543 279 кв.м, находящегося по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в Центральной части кадастрового квартала между ТУ Росимущества в РМЭ и ООО "Птицефабрика Йошкар-Олинская".
Комиссия по рассмотрению заявлений 05.05.2009 решила признать общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Йошкар-Олинская" единственным претендентом на заключение договора аренды на вышеуказанный земельный участок, поскольку других заявлений в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступало, что подтверждается протоколом комиссии по рассмотрению заявлений от 05.05.2009.
29.06.2009 истец направил ТУ Росимущества в Республике Марий Эл письмо N 152 с просьбой разъяснить причины незаключения с ним договора аренды земельного участка.
В ответ на данное письмо 01.07.2009 ТУ Росимущества по Республике Марий Эл сообщило, что предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду осуществляется по поручению Центрального аппарата Росимущества, которое пока ответа не дало.
23.11.2011 истец вновь направил в адрес ответчика письмо с просьбой разъяснить причины незаключения договора аренды с истцом в длительный период.
Письмом от 03.12.2010 N 12-4580 ТУ Росимущества сообщило, что комплект документов истца направлен в Центральный аппарат Росимущества с повторным письмом от 03.12.2010 N 12-4579. Ответа не поступало.
Уклонение Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от предоставления земельного участка ответчику по договору послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы заявителя апелляционной жалобы и материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 указанной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Заявление о предоставлении в аренду земельного участка подано истцом 6 апреля 2009 года (л.д. 13). В нем указана цель использования, предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5.3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного постановления определено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, именно Управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества на предоставление земельного участка в аренду, находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, и, приняв соответствующее решение, направить проект договора.
Ссылка заявителя на подпункт "е" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на отсутствие поручения Агентства несостоятельна.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельного участка в аренду, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок, а также его реализации, в данном случае путем направления договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с предложением о его подписании.
Отсутствие ответа от Федерального агентства по управлению государственным имуществом не может являться препятствием для заключения договора аренды в порядке, предусмотренном статьей 34,29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Марий Эл, является Территориальное управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В силу вышеизложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что к участию в деле необходимо привлечь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку именно оно принимает решение о предоставлении земельных участков в аренду, а также о том, что суд первой инстанции вышел за пределы своей компетенции, обязав ТУ Росимущества по Республике Марий Эл подготовить проект договора аренды земельного участка, подлежат отклонению как несостоятельные.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.08.2011 по делу N А38-1972/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1972/2011
Истец: ООО "Птицефабрика Йошкар-Олинская"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом в Республике Марий Эл, ТУ ФАУГИ в РМЭ