г. Чита |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А78-15/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2013.
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2013.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 марта 2013 года по делу N А78-15/2013, рассмотренному в порядке упрощённого производства по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 Город Москва, Улица Нов.Басманная, 2) к Военному комиссариату Забайкальского края (ОГРН 1027501186569, ИНН 7536011328 672000, Читинская обл., г. Чита, ул. Амурская (Калинина), 9), с привлечением третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований - Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 г. Москва, ул. Знаменка, 19), о взыскании компенсации страховых взносов в размере 11904,48 руб., (суд первой инстанции: Бронникова И.А.),
при участии в судебном заседании:
от истца - Голиков А.А., представитель по доверенности от 20.11.2012,
от ответчика - Раздобреева Е.А., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2013,
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещен,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Забайкальского края о взыскании компенсации страховых взносов в размере 11 904,48 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2013 года иск удовлетворен, с Военного комиссариата Забайкальского края в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 11 904,48 руб. в качестве компенсации расходов в виде уплаченных страховых взносов, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., всего 13 904,48 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Военный комиссариат Забайкальского края считает, что решение суда незаконно и подлежит отмене полностью в связи с тем, что реализация организациями и гражданами Российской Федерации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 53-ФЗ от 28 марта 1998 г., является их государственной обязанностью. В свою очередь, компенсация среднего заработка из средств федерального бюджета, согласно Постановлению Правительства N 704 от 1 декабря 2004 года производится военным комиссариатом лишь в рамках исполнения государственной обязанности гражданами РФ, а не в рамках трудовых отношений, стало быть, страховые взносы возмещению не подлежат.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо представителя не направило, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в июне 2012 года в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", приказами N228, N229 от 15.06.2012 года работники Читинского информационно-вычислительного центра (далее Читинский ИВЦ) С.А.Соколов и М.Ю.Ильющенко освобождались от работы для прохождения военных сборов.
После прохождения сборов в адрес комиссариата были выставлены счета на компенсацию расходов Читинского ИВЦ, связанных с выплатой среднего заработка на общую сумму 51 063,92 руб., из которых 39 159,44 руб. - сумма среднего заработка и 11904,48 руб. - сумма страховых взносов.
Оплата счетов произведена комиссариатом только в части компенсации среднего заработка в сумме 39159,44 руб., страховые взносы в сумме 11904,48 руб. компенсированы не были. Обращения Читинского ИВЦ о компенсации сумм страховых взносов, направленные в адрес Военного комиссариата Забайкальского края, остались без удовлетворения.
Считая отказ ответчика в компенсации страховых взносов, начисленных и уплаченных истцом с сумм среднего заработка своих работников за период нахождения на
военных сборах, необоснованным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из обоснованности иска. Судебный акт принят со ссылками на положения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704), Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статью 170 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность сделанных судом выводов, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 53-ФЗ, граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (пункт 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение), предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Подпунктом 5 пункта 2 Правил N 704 установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ; далее - Закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Если ранее закон предусматривал начисление страховых взносов на выплаты, предусмотренные трудовым договором, то в связи с внесенными изменениями страховые взносы начисляются на выплаты, которые работодатель производит в рамках трудовых отношений.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Учитывая, что ОАО "РЖД" произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации Военным комиссариатом в порядке, установленном Правилами N 704.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия находит обжалуемый судебный акт отвечающим нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения по делу.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 марта 2013 года по делу N А78-15/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15/2013
Истец: Читинский ИВЦ - структурное подразделение ГВЦ филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Военный комиссариат Забайкальского края
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Читинский информационно-вычислительный центр - структурное подразделение Главного вычислительного центра - филиала ОАО РЖД