г. Киров |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А31-13017/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Великоредчанина О.Б., Малых Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 по делу N А31-13017/2012, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" (ИНН:4401023620, ОГРН:1024400527029)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2" (ИНН:4401060734, ОГРН:1064401004777)
о взыскании 604 406 рублей 07 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "Костромская теплоэнергетическая компания", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2" (далее - ООО "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2", ответчик) с требованием о взыскании 3 424 133 рублей 35 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с октября 2011 года по июнь 2012 года по договору поставки тепловой энергии в горячей воде 01.06.2009 N 1852 и 1 000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 16.11.2011 по 13.09.2012 (с учетом уточнения от 11.12.2012).
До принятия судебного акта по делу истец заявил ходатайство о выделении в отдельное производство требований о взыскании с ответчика 604 406 рублей 07 копеек, составляющих сумму налога на добавленную стоимость с сумм субсидий на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением в спорный период мер социальной поддержки гражданам.
Определением суда от 13.12.2012 суд удовлетворил заявленное ходатайство.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 314, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением, ООО "Костромская теплоэнергетическая компания" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в силу статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы получаемых субсидий подлежат возмещению с учетом НДС.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 между ООО "Костромская теплоэнергетическая компания" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2" (исполнитель) заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде N 1852 (далее - Договор) (с протоколами разногласий, в редакции дополнительных соглашений от 07.06.2011, 09.12.2011, 07.02.2012), в соответствии с пунктом 1.1 которого ресурсоснабжающая организация через присоединенную сеть поставляет исполнителю тепловую энергию в горячей воде надлежащего качества, а исполнитель оплачивает принятую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдает предусмотренный договором режим потребления, обеспечивает безопасность и исправность используемых им приборов и оборудования, находящихся на его балансе и связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1. Договора).
В соответствии с пунктом 5.2 Договора расчеты за поставленную тепловую энергию производятся исполнителем ежемесячно (на основании выставленных в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным ресурсо-снабжающей организацией счетов-фактур и актов приема передачи) в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
В спорный период компания осуществляла поставку тепловой энергии ответчику для целей оказания коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) населению, проживающему в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2".
В соответствии с постановлениями департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 01.12.2010 N 10/335 и от 27.12.2011 N 11/480/а применялись следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "Костромская теплоэнергетическая компания": в 2011 году - 1137 руб./Гкал без НДС; в 2012 году (в период с 01.06.2012 по 30.06.2012) -1341,66 руб./Гкал с НДС.
Решением Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101 для жителей города Костромы установлена мера социальной поддержки в виде частичной оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения. В соответствии с пунктом 2 Решения условия и порядок предоставления установленных решением мер социальной поддержки определяются постановлениями Администрации города Костромы.
Постановлением Администрации города Костромы от 10.11.2011 N 2585 утвержден порядок предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы (далее - Порядок).
Постановление распространяется на отношения, возникшие после 01.09.2011 (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2.4. частичная оплата предоставляется путем уменьшения размера платы за отопление и (или) горячее водоснабжение, вносимой гражданином на основании платежного документа, на сумму начисленной частичной оплаты.
Финансовое обеспечение предоставления частичной оплаты является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы (пункт 3.1 Порядка).
Общий размер суммы, подлежащей возмещению за счет средств бюджета города Костромы в результате установления мер социальной поддержки, составляет, по расчету истца, за период с октября 2011 года по июнь 2012 года 3 962 217 рублей 54 копейки, в том числе НДС - 604 406 рублей 07 копеек.
В возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки компании перечислены субсидии в размере 3 357 811 рублей 48 копеек.
Указав, что суммы субсидии подлежат возмещению с учетом НДС, истец обратился в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца в силу следующего.
Из пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения (пункт 1 части 1 статьи 146 НК РФ).
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 154 НК РФ следует, что при реализации товаров с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Муниципальное образование частично освободило потребителей тепловой энергии на территории города Костромы от оплаты отопления и горячего водоснабжения. Решение органа местного самоуправления следует квалифицировать как предоставление льгот, то есть преимуществ, дополнительных прав в форме освобождения от оплаты части потребленного коммунального ресурса.
Решение о предоставлении льгот принято исполнительным органом местного самоуправления: администрацией города Костромы (Решение Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101). Нормативный акт органа местного самоуправления не оспорен и не признан не соответствующим законодательству.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских поселений относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пункта 3.1 Порядка, финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы. Исполнение этого обязательства осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Костромы.
Таким образом, перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования на счет истца следует квалифицировать как субсидию.
При таких обстоятельствах все признаки третьего абзаца части 2 статьи 154 НК РФ доказаны.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что НДС в данном случае при определении налоговой базы не учитывается, следовательно, требования истца неправомерны.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2013 по делу N А31-13017/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-13017/2012
Истец: ООО "Костромская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: ООО "Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление N 2", ООО "ЖЭРСУ-2"