г. Хабаровск |
|
27 мая 2013 г. |
А04-7582/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.
при участии в заседании:
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Багеевой А.Б., представителя по доверенности от 24.07.2012;
от Администрации Зейского района - Чумаченко О.Н., представителя по доверенности от 07.03.2013 N 15, Ункунова Р.В., представителя по доверенности от 06.05.2013 N 28
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Зейского района Амурской области
на решение от 08 февраля 2013 года
по делу N А04-7582/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Косаревой О.П.
по иску Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Администрации Зейского района Амурской области
о взыскании 1 165 308 руб. 75 коп.
третьи лица: Финансовое управление администрации Зейского района, Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Закрытое акционерное общество страховая группа "Спасские ворота" в лице филиала в г. Благовещенске, Открытое акционерное общество "Дальмедстрах"
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1042800143638, ИНН 2825009304, место нахождения: Амурская область, Селемджинский район, ул. Саянская, 8; далее - НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД", узловая больница, медицинское учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Зейского района Амурской области (ОГРН 1022800927247, ИНН 2815000863, место нахождения: Амурская область, г. Зея, ул. Народная, 28; далее - Администрация Зейского района, администрация, ответчик) о взыскании денежных средств за фактически оказанные медицинские услуги населению Зейского района в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в сумме 22 311 руб. 13 коп. и за фактически оказанные медицинские услуги населению Зейского района в период с 01.01.2012 по 31.06.2012 на основании Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы (далее - Территориальная программа) по предоставлению гарантированной бесплатной медицинской помощи гражданам Амурской области в сумме 1 142 997 руб. 62 коп.; итого цена иска составила 1 165 308 руб. 75 коп.
До принятия судебного акта по существу спора истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования: просил взыскать с ответчика за фактически оказанные услуги населению Зейского района в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 - 157 144 руб. 08 коп., в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 - 2 251 143 руб. 02 коп., в ходе судебного заседания истец уменьшил размер исковых требований за 2012 год на 259 руб.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Зейского района, Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Закрытое акционерное общество страховая группа "Спасские ворота" в лице филиала в г. Благовещенске, Открытое акционерное общество "Дальмедстрах" (далее - Финуправление, Минздрав Амурской области, Территориальный ФОМС, ЗАО "Спасские ворота", ОАО "Дальмедстрах", третьи лица).
Решением от 08.02.2013 с Администрации Зейского района за счет средств казны муниципального образования Зейского района Амурской области в пользу НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД" взысканы денежные средства за фактически оказанные медицинские услуги населению Зейского района за 2011 год - 157 144 руб. 08 коп., за 2012 год - 2 251 203 руб. 09 коп., всего 2 408 347 руб. 17 коп.
В апелляционной жалобе Администрация Зейского района, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 08.02.2013 отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование приводит доводы о том, что оплата медицинских услуг, оказанных по контрактам в 2011 году, осуществлена по цене, установленной контрактами, и не могла быть изменена в связи с изменениями объема оказанных услуг; судом не приняты во внимания возражения ответчика о том, что в расчет исковых требований за 2011 год истцом включены медицинские услуги, оказанные жителям сел Овсянка, Николаевна и Поляковский Зейского района, не включенных в муниципальные контракты от 07.02.2011, и жителям другого муниципального образования г. Зея, не входящего в состав Зейского района; судом не принято во внимание, что более 30 % граждан, включенных в реестры за 2011 год, являются работниками отделения РЖД и превышение объема медицинских услуг, оказанных в 2011 году, против предусмотренного контрактами, связано с проведением НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД" профилактических мероприятий, предусмотренных коллективным договором ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы, которые финансируются Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги. Полагает, что судом не учтено изменение в 2012 году Порядка финансирования организации медицинской помощи на территории муниципального района в связи с изменением полномочий муниципального района, а также разъяснения Законодательного Собрания Амурской области о неправомерности расходования средств субвенции из областного бюджета на организацию оказания медицинской помощи на территории других муниципальных образований области. По мнению заявителя, поскольку администрация не является собственником имущества медицинского учреждения, не владеет им на праве оперативного управления, а также в связи с отсутствием между истцом и ответчиком договорных отношений в 2012 году, оснований для возмещения расходов на оказание медицинских услуг населению Зейского района на территории Селемджинского района в рамках территориальной программы ОМС не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный ФОМС поддержал доводы апелляционной жалобы; Финуправлением, Минздравом Амурской области, ЗАО "Спасские ворота" и ОАО "Дальмедстрах" отзывы на жалобу не представлены.
НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном непосредственно в судебном заседании, возразило против доводов жалобы, указав на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители Администрации Зейского района поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение от 08.02.2013 отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда отклонил доводы апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Финуправление, Минздрав Амурской области, Территориальный ФОМС, ЗАО "Спасские ворота", ОАО "Дальмедстрах", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей не обеспечили, при этом Территориальный ФОМС заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Учитывая отсутствие возражений со стороны представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц (часть 5 статьи 156 АПК РФ).
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
07.02.2011 между Администрацией Зейского района (заказчик) и НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД" (медицинское учреждение) заключены муниципальный контракт N 5 - на оказание стационарной медицинской помощи и муниципальный контракт N 6 - на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Бомнак, Горный, Хвойный, Дугда Зейского района.
В 2011 году по муниципальным контрактам от 07.02.2011 N N 5,6 истцом оказаны услуги на общую сумму 1 165 227 руб. 50 коп., оплаченные заказчиком в полном объеме.
Между тем узловой больницей выявлено, что в 2011 году дополнительно медицинским учреждением было оказано стационарных медицинских услуг населению Зейского района общей стоимостью 157 144 руб. 08 коп., которые ранее к оплате не предъявлялись.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, положения главы 39 ГК РФ необходимо применять с учетом специального законодательства, регулирующего правила оказания медицинских услуг в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья.
Пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.
В Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2010 N 748, перечислены виды медицинской помощи и отдельные мероприятия, финансируемые за счет местных бюджетов, в том числе те виды медицинской помощи, в отношении которых были заключены муниципальные контракты NN 5,6.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом (пункт 1 статьи 126 ГК РФ). На основании пункта 3 статьи 215 ГК РФ указанное имущество составляет муниципальную казну.
Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий в рассматриваемой сфере является расходным обязательством муниципального образования, которое реализуется посредством принятия соответствующих распорядительных актов и закладывается в бюджет соответствующего муниципального образования.
Поскольку финансирование видов медицинской помощи, оказанных истцом, относится к полномочиям муниципального образования, возмещение затрат медицинских учреждений (за исключением затрат, компенсируемых за счет средств обязательного медицинского страхования) производится за счет средств казны муниципального образования.
Из материалов дела видно, что услуги, предусмотренные муниципальными контрактами от 07.02.2011 N N 5,6, оказаны истцом в 2011 году надлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами медицинских услуг, содержащими сведения о фамилиях, именах и отчествах пациентов, датах рождения, адресах проживания, датах приема, диагнозах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно медицинских услуг, оказанных в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (2011 год), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства в доводах не подтверждены документально, и, кроме того, основаны на неверном толковании норм материального права. Доказательств, свидетельствующих о включении истцом в расчет иска медицинских услуг, оказанных непосредственно работникам ОАО "РЖД", финансируемых указанным юридическим лицом в рамках коллективных договоров, равно как и доказательств предъявления истцом к оплате услуг, оказанных гражданам населенных пунктов, не входящих в состав муниципального района, в материалах дела не имеется.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности требований медицинского учреждения к Администрации Зейского района о взыскании задолженности за 2011 год являются обоснованными, а удовлетворение искового требования на сумму 157 144 руб. 08 коп. - законным.
В период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (2012 год), в отсутствии муниципальных контрактов, узловой больницей населению Зейского района также оказаны медицинские услуги, входящие в Территориальную программу ОМС, а именно: амбулаторно-поликлиническая помощь на общую сумму 206 024 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований на 259 руб. в связи с исключением из расчета Сенина А.А. п. Верхнезейск), услуги круглосуточного стационара на общую сумму 1 880 685 руб. 15 коп.; а также медицинские услуги, не входящие в Территориальную программу ОМС - услуги смотрового кабинета на общую сумму 164 960 руб. 80 коп.
Поскольку муниципальный контракт на оказание бесплатной медицинской помощи на 2012 год администрацией не заключался, соответственно, денежные средства на финансирование медицинской помощи, оказываемой узловой больницей населению Зейского района, в 2012 году не выделялись.
Между тем материалами дела установлено, что оказание услуг узловой больницей населению Зейского района подтверждено представленными реестрами на оказание амбулаторно-поликлинической помощи, реестрами на оказание услуг в круглосуточном стационаре населению Зейского района в рамках Территориальной программы, отчетами об оказании медицинских услуг населению Зейского района, сводами по оказанным медицинским услугам населению Зейского района в 2012 году.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью (статья 10 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В силу положений статьи 21 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ гражданин при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи имеет право как на выбор медицинской организации, так и на выбор врача с учетом согласия врача.
В соответствии со статьей 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 28.12.2011 N 958, НУЗ "Узловая больница на ст. Февральск ОАО "РЖД" является участником этой программы.
Таким образом, отсутствие между сторонами заключенного муниципального контракта на 2012 год не свидетельствует об отсутствии между сторонами обязательственных правоотношений в силу вышеприведенных норм (в том числе статьи 6, 86 БК РФ; пункт 2 статьи 125, пункт 1 статьи 126, пункт 3 статьи 215 ГК РФ).
Как указано выше, пунктом 12 части 1 статьи 15 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В указанный пункт внесены изменения, действующие с 01.01.2012, согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, населений которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение вышеназванного закона принят Закон Амурской области от 13.10.2011 N 531-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой негосударственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи", в соответствии с которым Зейский район с 01.01.2012 по 31.12.2012 наделен государственными полномочиями по организации медицинской помощи населению на территории Зейского района.
Судом установлено, что по сведениям о расходовании субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи по Зейскому району за декабрь 2012 года, муниципальному образованию Зейский район утверждено бюджетных ассигнований на расходы на оказание медицинской помощи в сумме 85 192 584 руб. 22 коп.
Поскольку в муниципальную систему здравоохранения Зейского района входит МБУЗ "Центральная больница города Зея и Зейского района им. Б.Е. Смирнова", Администрацией Зейского района в 2012 году денежные средства в указанном размере перечислены указанному медицинскому учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на все население Зейского района и иных лиц, находящихся на территории Зейского района, нуждающиеся в оказании медицинской помощи.
Согласно сведениям о расходовании субвенции по Зейскому району за 2012 год, кассовые расходы медицинской организации составили 65 004 570 руб. 02 коп., остаток денежных средств на лицевом счете медицинской организации составил 20 158 720 руб. 24 коп. По пояснениям ответчика указанные денежные средства зарезервированы на 2013 год за больницей для обеспечения финансирования муниципальных контрактов, которые будут заключены в 2013 году.
Остаток субсидий, выделенных из областного бюджета Зейскому району на оказание медицинской помощи в 2012 году составил 20 158 720 руб. 24 коп., что свидетельствует об исполнении субъектом Российской Федерации в полном объеме обязательств по финансированию на 2012 год государственных полномочий Зейского района на спорные цели.
Следовательно, истцом правомерно предъявлены требования о взыскании задолженности на сумму 2 251 203 руб. 09 коп. за оказанные в 2012 году медицинские услуги к Администрации Зейского района как главному распорядителю субвенций, поступивших в 2012 году из областного бюджета и не использованных в полном объеме.
Истец рассчитал задолженность по оплате стоимости медицинский услуг путем определения разницы между нормативом финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой и нормативом финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 жителя Амурской области из средств ОМС без учета программы модернизации и умножения на количество посещений или койко/дней, с применением районного коэффициента. При этом истцом, поскольку узловая больница не принимает участие в программе модернизации здравоохранения Амурской области на 2011-2012 годы", определен норматив финансовых затрат на 1 жителя из средств ОМС без учета расходов средств на реализацию мероприятий по модернизации здравоохранения Амурской области за счет средств ТФОМС.
Услуги смотрового кабинета определены истцом из полной стоимости на единицу объема амбулаторной помощи в сумме 445 руб. 84 коп. с учетом того, что из средств ОМС затраты на услуги смотрового кабинета не возмещаются.
Поскольку услуги смотрового кабинета относятся к профилактике различных видов заболеваний, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оказанные медицинским учреждением услуги смотрового кабинета входят в Территориальную программу на 2012 год; при этом судом принято во внимание, что ответчиком не представлено доказательств обратному, а именно доказательств тому, что в спорные услуги смотрового кабинета входят виды осмотров, включенных в перечень услуг, оказываемых медицинскими учреждениями вне рамок Территориальной программы.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств и оценки представленных доводов сторон. Наличия оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2013 по делу N А04-7582/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7582/2012
Истец: Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск ОАО "РЖД"
Ответчик: Администрация Зейского района, Администрация Зейского района Амурской области
Третье лицо: Администрация Зейского района, ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота - М филиал Амурский", ЗАО страховая группа "Спасские ворота", ЗАО страховая группа "Спасские ворота" филиал в г. Благовещенске, Министерство здравоохранения Амурской области, ОАО "Дальмедстарх", ОАО "Медицинская страховая компания" "Дальмедстрах", Территориальный орган Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Финансвое управление администрации Зейского района, Финансовое управление администрации Зейского района