г. Пермь |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А50П-48/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ясиковой Е. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел : не явились,
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Утробиной Елены Алексеевны: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел
на решение Арбитражного суда Пермского края
постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре
от 28 марта 2013 года
по делу N А50П-48/2013, принятое судьей Даниловым А.А.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386)
к индивидуальному предпринимателю Утробиной Елене Алексеевне (ОГРНИП 304818132100010, ИНН 810400003607)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел (далее - управление Роспотребнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Утробиной Елены Алексеевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 29.01.2013 заявление принято в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 28 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае составляет 1 год, так как правонарушение совершено в области защиты прав потребителей. Также полагает, что судом нарушены положения ч. 2 ст. 226 АПК РФ, поскольку материалы дела поступили в суд 28.01.2013, а решение принято 28.03.2013, за пределами двухмесячного срока.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2012 года заместителем прокурора Кочевского района совместно с инспектором группы ИАЗ МО МВД России "Кочевский" в ходе проведения проверки деятельности индивидуального предпринимателя на предмет соблюдения санитарных правил при осуществлении розничной торговли пищевыми продуктами в магазине по адресу: д. Митино Кочевского района установлен факт приема, хранения и реализации соковой продукции из фруктов и овощей без сертификата соответствия или декларации о соответствии, с истекшим сроком годности, а именно: сок "Яблоко персик с мякотью", производитель ОАО "Сады придонья", дата изготовления 07.12.2011 г., срок годности до 07.12.2012 г. в количестве 2 упаковок, емкостью 1,0 л, по цене 47 руб.
Данный факт расценен как нарушение требований ст. 13,19 Федерального закона от 27.10.2008 года N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Нарушение отражено в протоколе осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от 27.12.2012 г., составлен протокол изъятия от 27.12.2012 г.
22.01.2013 г. материалы проверки направлены в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел для составления протокола.
24.01.2012 г. административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, административный материал направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Утробиной Е.А. к административной ответственности.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения, однако в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в названной статье и ст. 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Обязательные требования к молоку и к молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Законом N 88-ФЗ.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" установлен запрет на реализацию в организациях торговли продукции с истекшими сроками годности.
В ст. 13 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей соковой продукции из фруктов и (или) овощей, обязаны осуществлять процессы ее производства и обращения таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" установлены требования к процессам хранения, перевозки и реализации соковой продукции из фруктов и (или) овощей и предусмотрено, что срок годности, условия хранения и перевозки соковой продукции из фруктов и (или) овощей устанавливаются ее изготовителем (ч. 1); хранение соковой продукции из фруктов и (или) овощей у продавца и ее реализация должны осуществляться при соблюдении условий, установленных ее изготовителем (ч. 10).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель при осуществлении розничной торговли допустила нарушения технического регламента, поскольку в момент проверки в помещении магазина были обнаружены пищевые продукты с истекшими сроками годности.
Факт несоблюдения предпринимателем требований ст. 13, 19 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", п. 8.24 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", подтверждается материалами дела: протоколом осмотра от 27.12.2012 г., протоколом об административном правонарушении от 24.01.2013 (л.д. 12-13, 8-9).
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ст. 2.2, 2.4 КоАП РФ вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица, в форме умысла или неосторожности.
Суд первой инстанции, указав на виновное совершение предпринимателем вменяемого административного правонарушения, форму вины не установил, но это не привело к принятию неправильного решения по делу.
В данном случае, как следует из материалов дела, вина выразилась в форме неосторожности, поскольку предприниматель не предвидел возможности наступления вредных последствий своих противоправных действий (бездействия), хотя должно был и мог их предвидеть.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает, что в данном деле суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В пунктах 18, 19 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные ч.ч. 1 и 3 ст. 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ).
Поскольку правонарушение выявлено должностным лицом 27.12.2012, на дату рассмотрения дела судом первой инстанции трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
Доводы административного органа о применении в споре годичного срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушение совершено в области защиты прав потребителей, апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае вменяемое предпринимателю административное правонарушение посягает на порядок осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением требований, установленных техническими регламентами и обязательными требованиями к продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 316-ФЗ, вступившим в законную силу с 11.01.2013, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании составляет один год (соответствующие изменения внесены в ст. 4.5 КоАП РФ).
Учитывая, что Федеральный закон N 316-ФЗ, устанавливающий увеличение срока давности привлечения к административной ответственности, вступил в силу после совершения административного правонарушения, и ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, совершенное ранее, то указанный Закон не подлежит применению в силу статьи 1.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению, в привлечении к ответственности отказано правомерно (ст. 206 АПК РФ).
Довод заявителя о нарушении судом первой инстанции положений ч. 2 ст. 226 АПК РФ, со ссылкой на то, что материалы дела поступили в суд 28.01.2013, а решение принято судом 28.03.2013 (за пределами срока) апелляционный суд рассмотрел и отклонил, поскольку он основан на неправильном толковании норм процессуального права и противоречит материалам дела.
Частью 2 ст. 226 АПК РФ установлено, что дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд. Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит, за исключением случая, предусмотренного частью 3 ст. 253 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности с приложениями поступило в Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре 28.01.2013, решение суда вынесено 28.03.2013, то есть в пределах двухмесячного срока, исчисляемого по правилам ч. 2 ст. 114 АПК РФ.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт, принятый в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 28 марта 2013 года по делу N А50П-48/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Судья |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-48/2013
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Коми-Пермяцкий территориальный отдел
Ответчик: ИП Утробина Елена Алексеевна