г. Москва |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А40-162112/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу МТУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2013 года по делу N А40-162112/2012, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению ГУП "Московский метрополитен" (ОГРН 1027700096280, 129110, г.Москва, пр-т Мира, д.41, стр.2)
к МТУ Ростехнадзора
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Петрова Т.А. по доверенности от 09.01.2013; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Московский метрополитен" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания от 24.08.2012 г. N 331-Г/5.3-25/Л-08.
Решением от 22.01.2013 заявленные требования удовлетворены, при этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание ответчика не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 20.08.2012 по 24.08.2012 при проведении проверки при строительстве объекта капитального строительства "Участок Замоскворецкой линии метрополитена от станции "Красногвардейской" до станции "Братеево", расположенного по адресу: г.Москва, ЮАО, Паромная улица на пересечении с Братеевской улицей, вдоль Орехового бульвара от Кустанайской улицы до Задонского проезда, выявлены нарушения требований технического регламента при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и его частей, участков сетей инженерно-технического обеспечения при строительстве объекта капитального строительства "Участок Замоскворецкой линии метрополитена от станции "Красногвардейской" до станции "Братеево", а именно:
ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Метрополитен имени В.И.Ленина" при осуществлении строительного контроля (часть 2 статьи 53 Градостроительного Кодекса Российской Федерации; Постановление правительства РФ от 21.06.2010 N 468), не выявил и допустил нарушения при производстве СМР, а именно:
- осуществляется строительство объекта капитального строительства в отсутствие утвержденной заказчиком - застройщиком проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, что нарушает требования, частей 3 - 6, 8 статьи 15, частей 1-3 статьи 34 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также части 15 статьи 48, частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Постановления правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства";
- не соблюдены требования, предъявляемые к законченным бетонным и железобетонным конструкциям или частям сооружений в бетонных конструкциях центрального тоннеля ведущего в депо на участке протяженностью 36 п.м. от пикета ПК240+93,00 до пикета ПК242+10,00 (в стенах и перекрытиях), в нарушении пункта 2.113, табл.11, 2.14, табл.2 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции"; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- отсутствует проект производства работ по устройству защиты гидроизоляции по стенам перегонных тоннелей профилированной мембраной DELT-MS, в нарушении пункта 1.4, 2.16 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции"; пункта 4.18 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", части 1, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- работы по устройству защиты гидроизоляции по стенам перегонных тоннелей профилированной мембраной DELT-MS выполнены в нарушение проектного решения (крепление защиты к гидроизоляции; ширина перехлеста рулонов защиты; отсутствует послойная трамбовка каждого слоя при обратной засыпке, в нарушении проектного решения, журнала авторского надзора; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки составлен акт N 216-Г/4.3-25/Л-08 от 24.08.2012 г.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении установлено: Инвестором-застройщиком при строительстве вышеуказанного объекта на основании контракта от 16.09.2011 N 1 (далее - Контракта) является ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Метрополитен имени В.И.Ленина".
На основании акта проверки ГУП "Московский метрополитен" было выдано предписание об устранении нарушений N 331-Г/5.3-25/Л-08 от 24.08.2012 г.
Не согласившись с указанным предписанием Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.08.2012 г., посчитав его незаконным и необоснованным, ГУП "Московский метрополитен" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 2.4. "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95", действующей до принятия Градостроительного кодекса РФ, основным проектным документом на строительство объектов является технико-экономическое обоснование (далее ТЭО) (проект) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта) строительства разрабатывается рабочая документация.
04 марта 1993 года начальником Главгосэкспертизы России Жуковским Ю.Б. было утверждено положительное заключение N 17/57-П Главгосэкспертизы России по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства участка Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена от станции Красногвардейская до станции Братеево.
В соответствии с постановлением от 09.03.1993 г. N 18-6 Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства было утверждено ТЭО строительства участка Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена от станции Красногвардейская до станции Братеево.
В силу ч.ч.. 1,2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территорий и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительства.
Согласно ч.7 ст. 51 ГрдК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территорий применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитально строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);
- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае.
Согласно с ч. 13 ст. 51 ГрдК РФ уполномоченные на выдачу разрешения на строительство органы исполнительной власти отказывают в выдаче разрешения на строительства при отсутствии документов предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территорий и проекта межевания территорий, а так же требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Строительство объекта строительства метрополитена "Замоскворецкая линия метрополитена на участке от станции "Красногвардейская" до станции "Братеево" ведется на основании разрешения на строительство N RU77114000-006541 выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (далее Мосгосстройнадзор). Срок действия данного разрешения на строительство до 07.11.2012 г. 31.10.2012 г. ГУП "Московский метрополитен" было выдано разрешение на строительство вышеуказанного объекта N RU77114000-007425, срок действия до 30.01.2013 г.
Доводы МТУ Ростехнадзоа об отсутствии на вышеуказанном объекте строительства метрополитена проектной документации имеющей положительное заключение государственной экспертизы признаются судом необоснованными необоснованны.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитально строительства" предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основании рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружении (п. 2 постановления).
В случае если контрольные мероприятия выполняются совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий (п.11 постановления).
Проведение контрольных мероприятий и их результатов фиксируются путем составления актов. Сведения о проведенных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов (п. 12 постановления).
В силу п. 4.1.7. Контракта N 1 от 16.09.2011 г. на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объектов метрополитена, ГУП "Московский метрополитен" совместно с Заказчиком-Генподрядчиком - ОАО "Мосинжпроект" осуществляют строительный контроль в части освидетельствования скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В случае выявления при проведении контрольных мероприятий дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях, в соответствии с "Руководством по ремонту бетонных железобетонных конструкций транспортных сооружений с учетом обеспечения совместимости материалов" разработанного ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" разрабатываются проекты ремонта бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений и объектов другого назначения.
В ходе проведения контрольных мероприятий на вышеуказанном объекте строительства метрополитена были выявлены локальные участки с усадочными трещинами, не оказывающие влияние не несущую способность конструкций, что было зафиксировано уполномоченным представителем Дирекции строящегося метрополитена (далее ДСМ) Сороковых Ю.В. в "Журнале специальных работ (Общем журнале работ)".
В "Журнале специальных работ (Общем журнале работ)" сотрудником ДСМ также указанно на необходимость отремонтировать существующие трещины.
В связи с этим был разработан Технологический регламент на ликвидацию трещин железобетонных конструкций тоннелей метрополитена от ст. "Красногвардейская" до ст. "Братеево" на ПК 240+93 до ПК 244-50.
В соответствии с Актами освидетельствования скрытых работ N 8 от 19.03.2012 г., N 9 от 22.04.2012 г., N 7 от 23.04.2012 г. к освидетельствованию были предъявлены работы по ремонту стен УМ-7 ПК 240+93.00+241+32.00, по ремонту трещин перекрытия УМ-12 на ПК 241+32.00 241+71.00, по ремонту трещин перекрытия УМ-15. Данные работы были выполнены в соответствии с разработанным Технологическим регламентом, о чем имеется запись в вышеуказанных Актах.
Факт выполнения ремонтных работ подтверждается исполнительной съемкой.
Принимая во внимание вышеизложенное, дефекты в бетонных и железобетонных конструкциях на данном объекте строительства метрополитена были выявлены и устранены до проведения проверки МТУ Ростехнадзора.
Необоснованны доводы МТУ Ростехнадзора о том, что ГУП "Московский метрополитен" при осуществлении строительного контроля не выявил и допустил нарушения СМР (строительно-монтажные работы), а именно:
- не соблюдены требования, предъявляемые к законченным бетонным и железобетонным конструкциям или частям сооружений в бетонных конструкциях центрального тоннеля ведущего в депо на участке протяженностью 36 п.м. от пикета ПК240+93,00 до ПК242+10,00 (трещины в стенах и перекрытиях).
Работы по устройству защиты гидроизоляции по стенам перегонных тоннелей производятся на объекте в соответствии с проектом производства работ на сооружение монолитный конструкций от ПК 240+93 до ПК 244+50.
Принимая во внимание изложенное, доводы МТУ Ростезнадзора об отсутствии проекта производства работ (п. 5 Акта проверки N 216-Г/5.3-25/Л-08) так же признаются судом необоснованными.
В п. 10 раздела 15 Проекта производства работ на сооружение монолитных конструкций зафиксированы мероприятия по защите гидроизоляции стен. В частности: "Допускается применение кусков изопласта".
Все допустимые изменения, вносимые при выполнении работ, согласовываются с проектной организацией ОАО "Минскметропроект", о чем делаются записи в журнале авторского надзора.
В "Журнале авторского надзора" имеется запись о согласованных с проектной организацией изменений по работам по гидроизоляции и ее защиты, а именно: "Допускается применение дополнительного крепежа защитной гидроизоляции (DELTA -MS) накладками из изопласта 150x150мм. Без повреждения основной гидроизоляции". Данные изменения зафиксированы в Регламенте на устройство гидроизоляции при возведении конструктивных элементов перегонных тоннелей и притонельных сооружений метрополитена.
Соответствие выполненных работ по устройству защиты гидроизоляции по стенам перегонных тоннелей в соответствии с проектными решениями подтверждается:
- "Журналом авторского надзора", в котором отраженно, что замечаний по выполненным работам по устройству защиты гидроизоляции по стенам перегонных тоннелей нет;
-Актами освидетельствования скрытых работ от 10 августа 2012 г. N 45,46;
- исполнительной съемкой от 21.09.2012 г.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание ответчика не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы 22 января 2013 года по делу N А40-162112/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162112/2012
Истец: ГУП "Московский метрополитен"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по г. Москве