15 августа 2011 г. |
А79-11953/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Большаковой О.А., Ершовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной О.И.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары (ОГРН 1032129013542, ИНН 2129052104), на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2011 по делу N А79-11953/2010, принятое судьей Филипповым Б.Н., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары (ОГРН 1032129013542, ИНН 2129052104), к гаражно-строительному кооперативу "Университетский", г. Чебоксары (ОГРН 1042129018140, ИНН 2129055553), о внесении изменений в договор и взыскании 172 928 руб. 93 коп.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - истец, Территориальное управление) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к гаражно-строительному кооперативу "Университетский" (далее - ответчик, ГСК "Университетский", кооператив), которым просит:
- внести в договор от 08.06.2009 N 185 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенный между Территориальным управлением и ГСК "Университетский" следующие изменения:
1. Абзац первый преамбулы договора изложить в следующей редакции:
"Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в лице руководителя управления Толстова Евгения Валентиновича, действующего на основании Положения, именуемое в дальнейшем "арендодатель", и ".
2. Абзац первый пункта 3.1 договора изложить в следующей редакции:
"Годовой размер арендной платы с "20 " июня 2010 года за участок устанавливается в сумме 507 361,50 (Пятьсот семь тысяч триста шестьдесят один рубль) 50 копеек и подлежит перечислению арендатором в Управление федерального казначейства по Чувашской Республике равными долями, за каждый месяц вперед не позднее 10-го числа текущего месяца путем перечисления на единый централизованный счет 40101810900000010005 в ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России г. Чебоксары, БИК 049706001. В платежном документе следует указывать следующие реквизиты получателя платежа: ИНН (поле 61) - 2130073740, КПП (поле 103) - 213001001, наименование получателя (поле 16) - УФК по ЧР (ТУ Росимущества в Чувашской Республике). Код бюджетной классификации 16711105021010000120, ОКАТО 97401000000".
3. В разделе 9 Договора "Юридические адреса и реквизиты сторон" заменить ИНН арендодателя "2129052104" на "2130073740".
- взыскать с ГСК "Университетский" в федеральный бюджет задолженность по арендной плате 172 928,93 руб. за период с 30.07.2010 по 30.11.2010.
Решением от 21.04.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств о том, что неурегулированный спор по вопросу изменения цены договора подлежит передаче на рассмотрение суда.
Считает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10 по делу N А40-90259/08 к рассматриваемому спору неприменимо.
Одновременно пояснил, что расчет годового размера арендной платы с 20.06.2010 (с момента уведомления) за пользование земельным участком произведен согласно отчету N 2010/07 от 04.03.2010 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:01 02 09:0104, площадью земельного участка 1,0192 га, по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проспект Московский 19/4, находится по ул. Урукова", выполненному ЗАО "Аудиторская компания "Консультант".
Гаражно-строительный кооператив "Университетский" отзыва на апелляционную жалобу не представил, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.06.2009 между Территориальным управлением и ГСК "Университетский" заключен договор N 185 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - договор аренды), согласно которому ответчику предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:01 02 09:0104, площадью 10192 кв.м, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Московский, дом 19/4; находится по ул. Урукова (далее - земельный участок), для содержания и эксплуатации гаражей на 154 бокса (боксы с N 1 по N 154) на срок с 19.06.2009 по 05.07.2011.
Участок передан ответчику по акту приема-передачи от 19.06.2009.
Согласно пункту 3.1 договора годовой размер арендной платы за земельный участок установлен в размере 88 450,25 руб. (л.д.8-10).
Пункт 3.2 договора предусматривает, что расчет арендной платы определен в Приложении N 3 к Договору.
Согласно расчету годовой размер арендной платы определен исходя из отчета N 645 от 15.12.2008 "Об оценке величины рыночной стоимости арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации" (л.д.11).
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы устанавливается на основании отчета об оценке земельного участка в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности и пересматривается при изменении нормативных актов Российской Федерации, определяющих исчисление арендной платы за землю, порядок и условия ее внесения, путем заключения дополнительного соглашения.
На основании отчета от 04.03.2010 N 2010/07, подготовленного ЗАО "Аудиторская компания "Консалтинг" Территориальным управлением произведен расчет размера годовой арендной платы за данный земельный участок, который составил 507 361,50 руб., рассчитанный в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы.
Территориальное управление неоднократно обращалось с претензиями, в которых ответчику предлагалось подписать дополнительное соглашение и одновременно произвести оплату арендной платы в установленных соглашением размерах. Однако с данным предложением ответчик не согласился, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы и материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 4.4.3 договора арендатор обязан своевременно и полностью уплачивать арендодателю арендную плату в размере и в порядке, определяемом договором и последующими изменениями и дополнениями к нему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом требований указанных Правил.
Пунктом 2 Правил определено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 6 Правил определено, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по формуле.
Пунктом 10 установлено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы устанавливается на основании отчета об оценке земельного участка в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности и пересматривается при изменении нормативных актов Российской Федерации, определяющих исчисление арендной платы за землю, порядок и условия ее внесения, путем заключения дополнительного соглашения.
Перерасчет размера арендной платы оформлен дополнительным соглашением, которое направлялось ответчику, однако со стороны последнего не было подписано (л.д.14).
Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, даже при отсутствии подписанного дополнительного соглашения к договору аренды, арендодатель и арендатор обязаны руководствоваться соответствующими нормативными актами, устанавливающими порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленные Правилами.
При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Между тем в удовлетворении требований истца о внесении изменений в договор аренды в пункт 3.1 в том виде, как заявлено истцом, суд первой инстанции обоснованно отклонил, учитывая положение пункта 10 Правил.
В рассматриваемом случае перерасчет арендной платы по договору аренды проведен Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно отчету N 2010/07 от 04.03.2010 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:01 02 09:0104, площадью земельного участка 1,0192 га, по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проспект Московский 19/4, находится по ул. Урукова", выполненному ЗАО "Аудиторская компания "Консультант" об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование земельным участком сумма арендной платы составила 507 361,50 руб.
В соответствии с пунктом 10 Правил арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Таким образом, ссылка Управления на указанные Правила и расчет арендной платы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 является обоснованным.
Вместе с тем, учитывая требование пункта 10 Правил и то обстоятельство, что отчет рыночной стоимости земельного участка произведен Управлением 04.03.2010, то вывод суда первой инстанции о том, что перерасчет арендных платежей должен производиться в 2011 году является правомерным.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что ссылка суда первой инстанции на пункт 10.3.1 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287 (ред. от 23.12.2010), является неверной с учетом следующего.
Пунктом 10.1.1 указанного Положения определено, что настоящим Положением в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяются налоговые ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, авансового платежа по налогу, порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также устанавливаются налоговые льготы.
Пунктом 10.3 установлены дополнительные льготы по земельному налогу.
В частности, согласно пункту 10.3.1 освобождаются от налогообложения по земельному налогу:
организации - в отношении земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами общего пользования;
учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, туризма, финансируемые за счет средств бюджета города Чебоксары;
органы местного самоуправления города Чебоксары - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них действующим законодательством полномочий;
организации - в отношении земельных участков, занятых кладбищами, полигонами по переработке, уничтожению, утилизации и захоронению отходов (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.04.2009 N 1290);
автономные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в виде субсидий из бюджета города Чебоксары (абзац введен Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.09.2010 N 1812);
физические лица - в отношении земельных участков, отведенных для садоводства и огородничества (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.04.2009 N 1290);
садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения - в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования (абзац введен Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 26.06.2009 N 1348);
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
Таким образом, учитывая, что данный пункт предусматривает освобождение от уплаты земельного налога ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а земельный участок предоставлен по договору аренды гаражно-строительному кооперативу, который зарегистрирован, согласно выписке из ЕГРЮЛ, как юридическое лицо -потребительский гаражно-строительный кооператив "Университетский", указанный пункт к порядку определения размера арендной применен быть не может.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно отклонены требования истца.
Доводы заявителя жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению.
С учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2011 по делу N А79-11953/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
О.А. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11953/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
Ответчик: Гаражно-строительный кооператив "Университетский"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3541/11