г. Хабаровск |
|
27 мая 2013 г. |
А73-14769/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Мороз Е.И., представитель по доверенности от 26.12.2012 N 09/48;
от ООО "ДальЕвроЛес": Егоров Е.Ю., представитель по доверенности от 09.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 14.03.2013
по делу N А73-14769/2012
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес"
о взыскании 20 490 053,81 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020) (далее - Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602) (далее - ООО "ДальЕвроЛес") задолженности по договорам аренды N N 0049/2008 и 0061/2008 от 12.11.2008 за 2008 - 2012 годы в сумме 20 490 053,81 рублей, из них: в федеральный бюджет - 15 341 545,43 рублей, в краевой бюджет - 5 148 508,58 рублей.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением арендатором обязательств по договорам аренды в части текущих платежей и по доначислению оплаты в федеральный бюджет в связи с исключением ответчика из участников инвестиционного проекта.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования: просил взыскать задолженность по договорам аренды N N 0049/2008 и 0061/2008 в сумме 36 499 188,58 рублей (в федеральный бюджет - 26 957 885,22 рублей, в бюджет субъекта - 9 541 242,36 рублей).
Решением от 14.03.2013 иск удовлетворен в части взыскания с ответчика в доход краевого бюджета 9 333 580,77 рублей. В удовлетворении остальной части требования - отказано.
В апелляционной жалобе Управление лесами, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт, удовлетворив исковые требования в уточненной сумме.
По мнению заявителя жалобы, неполный размер арендной платы (с коэффициентом 0,5) предусматривался договорами только на период существования заявленного инвестиционного проекта как приоритетного либо его окупаемости.
Поскольку инвестиционный проект приказом Минпромторга России от 22.08.2012 N 1185 был исключен из перечня приоритетных, у ответчика возникла обязанность уплатить арендную плату без применения коэффициента 0,5 к ставкам платы за период использования арендованных лесных участков.
Исходя из определения сторонами при заключении договоров как льготный, так и полный размер арендной платы, считает необоснованным вывод суда об одностороннем изменении существующих обязательств по оплате аренды по инициативе арендодателя.
Кроме того, ссылаясь на статью 407 ГК РФ, полагает незаконным вывод суда о необоснованности требований истца по договору N 0061/2008, расторгнутому соглашением сторон 06.02.2012 до издания приказа Минпромторга от 22.08.2012.
По указанным основаниям считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по уточненному расчету, представленному суду.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ДальЕвроЛес" выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на пункты 3, 17, 18 и 19 "Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", которым не определена возможность арендодателя в одностороннем порядке изменить существующие обязательства в связи с исключением инвестиционного проекта из перечня приоритетных в области освоения лесов.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела распоряжением губернатора Хабаровского края N 91-р от 05.03.2008 на основании постановления Правительства РФ от 30.07.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждена заявка ООО "ДальЕвроЛес" на реализацию инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб.м клееной фанеры и 200 тыс.куб.м пиломатериалов" в пос. Харпичан Солнечного района Хабаровского края (далее - Проект).
12.11.2008 между Правительством Хабаровского края (арендатор) и ООО "ДальЕвроЛес" (арендатор) в целях участия в инвестиционном проекте заключены договоры аренды N 0049/2008 и N 0061/2008, по условиям которых в пользование арендатору предоставлены участки (условные номера):
- 08:237:13:0049 площадью 271 113 га в Кербинском, Амгуньском и Херпучинском участковых лесничествах (договор N 0049/2008);
- 08:237:13:0061 площадью 721 198 га в Кербинском, Нимеленском и Омальском участковых лесничествах (договор N 0061/2008).
Срок аренды по договору N 0049/2008 определен с момента государственной регистрации по 22.12.2030; по договору N 0061/2008 - с момента государственной регистрации на 49 лет.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 26.11.2008.
В соответствии с подпунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (в редакции постановления Правительства РФ от 30.06.2007) с момента государственной регистрации договоров до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб.м клееной фанеры и 200 тыс.куб.м пиломатериалов в пос. Харпичан Солнечного района Хабаровского края" размер арендной платы установлен с применением коэффициента 0,5 (по минимальным платежам).
По соглашению сторон размер арендной платы устанавливается с учетом применения коэффициента 1,5 к ставкам оплаты, определенным в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (по сверхминимальным платежам).
По договору N 0049/2008 годовая арендная плата на период 2008-2019 годов составила 5 040 767,16 рублей; по договору N 0061/2008 - 8 210 526,40 рублей.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 договоров арендатор обязан вносить оплату ежеквартально, согласно приложению N 4: по договору N 0049/2008 - в федеральный бюджет - 572 814,45 рублей, в краевой бюджет - 687 377,34 рублей; по договору N 0061/2008 - в федеральный и краевой бюджеты по 1 026 315,80 рублей.
Согласно пункту 13 договоров арендатор принял обязательства: использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, Хабаровского края; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; построить в пос. Харпичан Солнечного района Хабаровского края завод по производству 190 тыс.куб.м клеевой фанеры в год и лесопильный завод с годовым объемом производства 200 тыс.куб.м пиломатериалов; в соответствии с Проектом организовать производство клеевой фанеры: выполнение проектной документации и ее экспертизы с 01.07.2009 по 31.12.2010, строительство завода - с 01.01.2011 по 31.03.2012, ввод производственных мощностей и выпуск 95 тыс.куб.м фанеры в 2012 году, выход на проектную мощность - 190 тыс.куб.м в 2015 году; в соответствии с Проектом организовать производство пиломатериалов: выполнение проектной документации и ее экспертиза с 01.07.2008 по 31.03.2009, строительство лесопильного завода с 01.04.2009 по 31.03.3011, ввод производственных мощностей с выпуском 100 тыс.куб.м пиломатериалов в 2011 году, выход на проектную мощность в 2014 году (договор N 0049/2008, п. 13 пп. "Р"); своевременно предоставлять арендодателю отчеты о ходе выполнения инвестиционного Проекта.
При подписании договоров стороны согласовали, что при исключении инвестиционного Проекта из числа приоритетных проектов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесными участками в полном объеме за весь период пользования (пункт 16 договоров).
06.02.2012 договор аренды N 0061/2008 расторгнут соглашением сторон в связи с нарушением арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год. Акт приема-передачи лесного участка подписан 06.02.2012.
Правительством Хабаровского края инициировано исключение инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб.м клееной фанеры и 200 тыс.куб.м пиломатериалов в пос. Харпичан Солнечного района Хабаровского края" из числа приоритетных (распоряжение N 440-рн от 19.07.2012).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) N 1185 от 22.08.2012 инвестиционный Проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Ссылаясь на наличие задолженности арендатора по договорам N N 0049/2008 и 0061/2008, Управление лесами обратилось с настоящим иском в суд.
Полномочия истца на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате за пользование лесными участками предусмотрены Постановлением Правительства Хабаровского края N 185-рп от 21.09.2007.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок и сроки внесения которой определяются договором.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено "Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее - Положение).
По настоящему иску к взысканию предъявлена задолженность по договорам аренды N 0049/2008 и N 0061/2008, заключенным во исполнение сторонами обязательств, определенных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Поскольку содержание пунктов 3, 17, 18, 19 указанного Положения, равно как и пунктов 20, 21, 22 договоров не позволяет сделать вывод об определении в Положении и договорах возможности заинтересованного органа (арендодателя) в одностороннем порядке изменить существующие обязательства в связи с исключением инвестиционного Проекта из перечня приоритетных в области освоения лесов, довод апелляционной жалобы о возникновении у ответчика обязанности уплатить арендную плату без применения коэффициента 0,5 к ставкам платы за период использования арендованных лесных участков подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Возможность изменения либо расторжения договоров по инициативе арендодателя в судебном порядке при нарушении арендатором обязательств, предусмотренных пунктом 13 договоров, определена главой 5 договоров.
Поскольку ни законом (иными правовыми актами), ни договорами аренды не предусмотрена возможность изменить существующие обязательства сторон по оплате аренды в связи с исключением Проекта из числа приоритетных, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что увеличение размера оплаты по договорам может быть произведено лишь на основании дополнительного соглашения в порядке пункта 1 статьи 450 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы о возникновении у арендатора обязанности на основании пункта 16 договоров оплатить арендную плату без учета предоставленной льготы с момента издания приказа Минпромторга России N 1185 от 22.08.2012 подлежит отклонению, поскольку издание данного приказа не изменило существующие отношения сторон по договорам. Требование арендодателя в части доплаты может быть реализовано лишь после подписания дополнительных соглашений к договорам, либо путем изменения существующих обязательств в судебном порядке.
В этой связи суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требования по доплате аренды в федеральный бюджет по договору N 0049/2008 с 26.11.2008 по 31.12.2012 в сумме 11 507 865,19 рублей и по договору N 0061/2008 с 26.11.2008 по 06.02.2012 - 14 733 969,77 рублей.
Кроме того, договор аренды N 0061/2008 расторгнут соглашением сторон от 06.02.2012, исходя из чего суд первой инстанции признал требование истца об изменении прекращенных обязательств (в части доначисления оплаты) противоречащим статьям 153, 420, 453 ГК РФ.
По указанным основания ссылка в апелляционной жалобе на положения статьи 407 ГК РФ является несостоятельной.
Рассматривая требование истца о взыскании задолженности по договорам (без учета предоставленной льготы по оплате в федеральный бюджет):
- по договору N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012 - в федеральный бюджет - 716 050,22 рублей, в бюджет субъекта - 4 696 512,79 рублей;
- по договору N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012 - в федеральный бюджет 0,03 рубля, в краевой бюджет 4 844 720,57 рублей, суд правомерно признал его неверным, исходя и з следующего.
Так, за использование лесного участка в 2008 - 2012 годах в федеральный бюджет арендатор должен был оплатить 10 584 614,83 рубля, из них:
- за 2008 год - 224 144,78 рублей (687 377,34 рублей (оплата за 4 квартал 2008 года по приложению N 4 к договору) : 92 дня х 36 дней (с 26.11.2008 по 31.12.2008));
- за 2009, 2010, 2011, 2012 годы - 10 360 470,05 рублей ((2 291 257,80 рублей (годовой размер оплаты на 2008 год) х 1, 15 х 1,3) х 4).
Фактически арендатором внесена оплата в сумме 14 325 993,28 рублей.
Указанное свидетельствует о наличии со стороны ООО "ДальЕвроЛес" переплаты в федеральный бюджет в исковой период в сумме 3 741 378,45 рублей.
В бюджет субъекта арендатор должен оплатить 12 701 537,80 рублей:
- за 2008 год - 268 973,74 рубля (687 377,34 рубля (оплата за 4 квартал 2008 года по приложению N 4 к договору) : 92 дня х 36 дней (с 26.11.2008 по 31.12.2008),
- за 2009, 2010, 2011 и 2012 годы - 12 432 564,06 рублей ((2 749 509,36 рублей (оплата на 2008 год) : 1, 15 х 1, 3) х 4).
Арендатором оплачено 8 006 494,83 рубля, исходя из чего задолженность составила 4 695 042,97 рублей.
Поскольку по договору N 0061/2008 задолженность за 1 квартал 2012 года взыскана решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу NА73-8761/2012 от 25.09.2012, долг арендатора за период с 26.11.2008 по 31.12.2011 как в федеральный, так и в краевой бюджет составляет по 14 323 798,77 рублей (за 2008 год - 401 601,83 рубля (1 026 315,80 рублей (оплата за 4 квартал 2008 года) : 92 дня х 36 дней) + за 2009, 2010, 2011 годы - 13 922 196,94 рубля ((4 105 263,20 рублей (оплата за 2008 год) : 1, 15 х 1, 3) х 3)).
Ответчиком внесена оплата в федеральный бюджет в размере 14 325 993,28 рублей, в бюджет субъекта - 9 685 260,97 рублей.
Переплата по минимальным платежам составила 2 194,51 рублей (14 325 993,28 рублей - 14 323 798,77 рублей), а долг по сверхминимальным - 4 638 537,80 рублей.
Таким образом, с учетом произведенных ответчиком оплат, требования истца подлежали частичному удовлетворению в размере 9 333 580,77 рублей (4 695 042,97 рублей по договору N 0049/2008 + 4 638 537,80 рублей по договору N 0061/2008).
На основании изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса об аренде, учитывая предусмотренную частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ обязанность лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду, по составлению проекта освоения лесов, отсутствие в договорах условия об обязанности по уплате арендных платежей в зависимости от фактического начала лесопользования и целей использования лесного участка, а также положения статей 309, 310 ГК РФ, предусматривающих исполнение обязательства надлежащим образом, правомерно взыскал с ответчика задолженность в сумме 9 333 580,77 рублей, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Доводы апелляционной жалобы о неверном изложении обстоятельств спора и взаимоотношений сторон, не исследовании судом всех обстоятельства дела, ненадлежащей оценке представленных по делу доказательств не нашли своего подтверждения.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Государственная пошлина перераспределению не подлежит, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2013 по делу N А73-14769/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14769/2012
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: Общество с ограниченнной ответственностью "ДальЕвроЛес", ООО "ДальЕвроЛес"