г. Киров |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А82-11646/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владпромжелдортранс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2013 по делу
N А82-11646/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Владпромжелдортранс" (ИНН: 3328101252, ОГРН: 1023301456331)
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН 7604092913, ОГРН 1067604080345), Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Владпромжелдортранс" (далее - заявитель, ОАО "Владпромжелдортранс", Общество) обратилось в в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению земельных ресурсов Мэрии города Ярославля (далее - УЗР Мэрии г. Ярославля, Управление), Мэрии города Ярославля (далее - Мэрия г. Ярославля) о признании недействительным приложения к постановлению мэрии г.Ярославля от 28.06.2012 N 1366 "О предоставлении в собственность ОАО "Владпромжелдортранс" земельного участка по Промышленному шоссе 6а в Дзержинском районе", и об обязании ответчика (продавца) заключить с истцом (покупателем) договор купли-продажи данного земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 по Промышленному ш-се 6а в г. Ярославле (ст.Автозаводская - ст.Приволжье) по льготной цене 269212,78 руб., изложив п. 2.1 договора купли-продажи N 217 от 23.07.2012 в следующей редакции: "2.1 Цена Участка составляет 269212,78 руб.".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Владпромжелдортранс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает, что на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2012 по делу N А82-15074/2011 и в связи с изменением кадастровой стоимости спорного земельного участка, составляющей 10768511,04 рублей на момент принятия постановления Мэрии г.Ярославля от 28.06.2012 N1366, цена земельного участка должна быть определена в размере 269212,78 руб.
УЗР Мэрии г. Ярославля в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Управление полагает, что поскольку оспариваемое в части постановление было подготовлено на основании заявления, поданного в УЗР мэрии г. Ярославля в 2011 году, в период действия иной кадастровой оценки, было обоснованно принято решение о применении при расчете выкупной стоимости земельного участка, кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2012.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.05.2013.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2012 по делу N А82-15074/2011 признан незаконным приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля от 01.11.2011 N 3082 об отказе ОАО "Владпромжелдортранс" в выкупе земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 по Промышленному шоссе, 6а в г. Ярославле по льготной цене. На Управление возложена обязанность подготовить решение Мэрии г. Ярославля о предоставлении заявителю земельного участка в собственность по цене, равной 2, 5% от его кадастровой стоимости (л.д. 7).
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:011001:334, разрешенное использование: для эксплуатации подъездных железнодорожных путей, поставлен на кадастровый учет 19.05.2005. Согласно кадастровому паспорту от 22.08.2011 кадастровая стоимость земельного участка составила 79437167,52 рублей (л.д. 39), согласно кадастровому паспорту от 20.09.2012 - 10768511,04 рублей (л.д. 36).
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 28.06.2012 N 1366 земельный участок с кадастровым номером 76:23:011001:334 предоставлен заявителю в собственность по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, установленной в 2011 году (л.д. 5). Цена участка согласно приложению к постановлению от 28.06.2012 N1366 составила 1985929,19 руб. (л.д. 6).
Заявителю направлен для подписания проект договора купли-продажи земельного участка от 23.07.2012 N 217 по указанной цене (л.д.9).
Договор купли-продажи подписан ОАО "Владпромжелдортранс" с протоколом разногласий по пункту 2.1 договора, который Общество предложило изложить в редакции: "Цена участка составляет 269212,78 рублей" (л.д. 12).
Письмом от 04.09.2012 N 02-22/6335 УЗР мэрии г. Ярославля уведомило заявителя об отклонении протокола разногласий, указав, что цена выкупа была рассчитана по кадастровому паспорту от 2011 года (л.д. 13).
Не согласившись с постановлением Мэрии г. Ярославля от 28.06.2012 N 1366 в части установленной в приложении к постановлению цены выкупа земельного участка, ОАО "Владпромжелдортранс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями ст.ст. 4, 198, 201 АПК РФ, ст.ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Абзацем 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрена возможность приобретения до 01.07.2012 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, коммерческими организациям и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Законом Ярославской области от 09.06.2003 N 29-з "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" цена спорного земельного участка также должна устанавливаться в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
20.09.2011 Правительством Ярославской области принято постановление N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области". Пунктом 1 постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области согласно приложению, которые подлежат применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2012 (пункт 2). Постановление Администрации Ярославской области от 28.08.2005 N 138-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Ярославля" признано утратившим силу с 01.01.2012. Согласно данному постановлению Правительства Ярославской области от 20.09.2011 на дату принятия Мэрией г.Ярославля оспариваемого постановления от 28.06.2012 N1366 средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель в городском округе "город Ярославль" по 13 группе видов разрешенного использования, включающей земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, установлен в размере 270,62 коп. Соответственно кадастровая стоимость испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 с 01.01.2012 составляла 10768511,04 рублей. Между тем оспариваемым постановлением Мэрии г. Ярославля от 28.06.2012 N 1366, изданным после введения в действие с 01.01.2012 указанным постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 новых размеров кадастровой стоимости земельных участков, стоимость выкупаемого ОАО "Владпромжелдортранс" земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 установлена, исходя из кадастровой стоимости, действовавшей до 01.01.2012. В этой связи названное постановление Мэрии г. Ярославля в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 в размере 1985929 руб.19 коп. не соответствует положениям абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ и Закона Ярославской области от 09.06.2003 N 29-з "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", пункта 2 постановления Правительством Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области". Кроме того, оно нарушает право Общества на приобретение в собственность указанного выше земельного участка по цене, рассчитанной на момент его приобретения и заключения соответствующего договора купли-продажи, которая существенно ниже цены, определенной Мэрией г. Ярославля, исходя из недействующей с 01.01.2012 кадастровой стоимости названного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требования ОАО "Владпромжелдортранс" о признании недействительным приложения к постановлению Мэрии г.Ярославля от 28.06.2012 N 1366, которым установлена цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что названное постановление было издано во исполнение решения Арбитражного суда Ярославской области от 13.05.2013 по делу N А 82-15074/2012, которым на ответчика была возложена обязанность подготовить решение о предоставлении в собственность Обществу названного земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости. Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, признания недействительными в судебном порядке актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, по смыслу приведенной нормы ст. 60 ЗК РФ признание ненормативного правового акта недействительным и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, представляют собой самостоятельные способы защиты нарушенных прав на землю.
Как видно из содержания решения Арбитражного суда Ярославской области от 13.05.2013 по делу N А 82-15074/2012, во исполнение которого Мэрией г. Ярославля было издано оспариваемое по настоящему делу постановление от 28.06.2012 N 1366, право ОАО "Владпромжелдортранс" на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 было защищено судом посредством признания незаконным (недействительным) приказа УЗР Мэрии г. Ярославля от 01.11.2011 N 3082. Кроме того, этим же решением арбитражный суд возложил на ответчика обязанность подготовить решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
В соответствии с ч. 8 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, признанный арбитражным судом недействительным, не подлежит применению со дня принятия соответствующего судебного решения.
В данном случае решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-15074/2011 о признании незаконным приказа УЗР мэрии г. Ярославля от 01.11.2011 N 3082 об отказе в выкупе земельного участка было принято 13.03.2012. Следовательно, в силу приведенных выше норм ст. 201 АПК РФ указанный приказ УЗР Мэрии г. Ярославля не подлежал применению с 13.03.2012. Соответственно и обязанность по предоставлению ОАО "Владпромжелдортранс" спорного земельного участка возникла у Мэрии г. Ярославля с 13.03.2012. В этой связи указанный земельный участок должен был предоставляться Обществу Мэрией г. Ярославля по цене, рассчитанной на момент возникновения у нее обязанности по предоставлению этого земельного участка, установленной решением арбитражного суда по делу N А82-15074/2011, то есть по состоянию на 13.03.2012. Это означает, что при определении цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 Мэрия г. Ярославля должна была исходить из его кадастровой стоимости, указанной в постановлении Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п и действующей с 01.01.2012. Правовых оснований для применения Мэрией г. Ярославля при расчете цены выкупа указанного земельного участка его кадастровой стоимости, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении в собственность этого участка, то есть по состоянию на 05.10.2011, не имеется. В резолютивной части решения арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2012 по делу N А82-15074/2012 отсутствует указание на восстановление нарушенного права заявителя на приобретение земельного участка посредством принятия решения, соответствующего ценовым и иным условиям предоставления данного земельного участка, имевшимся по состоянию на 05.10.2011.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2013 по настоящему делу N А82-11646/2012 следует отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 руб.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда размер государственной пошлины составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.
Поскольку ОАО "Владпромжелдортранс" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в общей сумме 2000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 рублей и в суде апелляционной инстанции в размере 1000 рублей подлежат взысканию с Мэрии г. Ярославля в пользу Общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владпромжелдортранс" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2013 по делу N А82-11646/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным приложение к постановлению Мэрии города Ярославля от 28.06.2012 N 1366 "О предоставлении в собственность ОАО "Владпромжелдортранс" земельного участка по Промышленному шоссе, 6а в Дзержинском районе" в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 в размере 1985929,19 руб.
Возложить на Мэрию города Ярославля обязанность установить в указанном приложении к постановлению от 28.06.2012 N 1366 цену выкупа земельного участка с кадастровым номером 76:23:011001:334 исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка, установленной постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.
Взыскать с Мэрии города Ярославля в пользу открытого акционерного общества "Владпромжелдортранс" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 (две тысячи) рублей и в суде апелляционной инстанции в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Владпромжелдортранс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.03.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11646/2012
Истец: ОАО "Владпромжелдортранс"
Ответчик: Мэрия города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля