г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А56-652/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Мельниковой Н.А., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Михеева О.А. - по доверенности от 17.01.2013 N 137
от заинтересованного лица: Алимкина М.В. - по доверенности от 28.12.2012 N 138/Дв
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6366/2013) Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2013 по делу N А56-652/2013 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятие "Петербургский метрополитен", место нахождения: 190013, г. Санкт-Петербург, пр-кт Московский, д. 28, ОГРН 1027810223407
к Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - заявитель, предприятие, ГУП "Петербургский метрополитен") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) от 20.12.2012 N 21-209-рп-1961/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 22.02.2013 заявление предприятия удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить судебный акт. Податель жалобы полагает, что свидетельство о регистрации от 22.11.2012. N А19-01108 опасного производственного объекта - Участок транспортного строительства (капитальный ремонт станции метро "Невский проспект - 2" в границах: вестибюль станции, наклонный ход) и заключенный договор от 01.02.2012 N 003-К-213-2-403 со специализированной строительной организацией - ЗАО "СМУ Метростроя" доказывают факт осуществления заявителем деятельности по ведению работ в подземных условиях на опасном производственном объекте и, соответственно, подтверждают событие вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предприятия просил отказать в ее удовлетворении по изложенным в отзыве мотивам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Управление в период с 01.11.2012 по 13.12.2012 на основании распоряжения от 29.10.2012 N 209-рп провело плановую выездную проверку соблюдения предприятием требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонту технических устройств на опасных производственных объектах; транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
В ходе проверки, результаты которого отражены в акте от 29.11.2012 N 209/А, Управление установило, что предприятие осуществляет деятельность по ведению работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющих, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ на опасном производственном объекте (регистрационный номер А19-01108-0068 от 10.08.2012) - Участке транспортного строительства (капитальный ремонт станции метро "Невский проспект - 2" в границах: вестибюль станции, наклонный ход), в отсутствие в лицензии от 17.04.2009 N ВП-19-001742 данного вида деятельности, чем нарушило пункт 9 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 454 (далее - Положение). Факт осуществления работ подтверждается договором от 01.02.2012 N 003-К-213-2-403, заключенным между предприятием и ЗАО "СМУ-10 Метростроя".
Усмотрев в действиях предприятия признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 11.12.2012 N 21-209-рп-2106/ПТ.
Постановлением от 20.12.2012 N 21-209-рп-1961/ПС предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением управление, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд исходил из недоказанности состава вмененного административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
ГУП "Петербургский метрополитен" имеет лицензию N ВП-19-001742 (К) от 17.04.2009 сроком действия до 17.04.2014 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия) (л.д.113).
Опасный производственный объект - Участок транспортного строительства (капитальный ремонт станции метро "Невский проспект-2" в границах: вестибюль станции, наклонный ход), эксплуатируемый предприятием, внесен в реестр опасных производственных объектов под регистрационным номером А19-01108-0063 от 10.08.2012 (л.д.49).
Из оспариваемого постановления от 20.12.2012 N 21-209-рп-1961/ПС следует, что предприятию вменяется непереоформление лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 17.04.2099 N ВП-19-001742, в связи с изменением перечня выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности (в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов отсутствует вид деятельности "ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющихся, горючих и взрывчатых веществ", определенных в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось Управлением, что работы по капитальному ремонту вестибюля и наклонного тоннеля станции "Невский проспект-2" выполнялись специализированной строительной организацией ЗАО "СМУ-10 Метростроя" на основании договора подряда от 01.02.2012 N 003-К-213-2-403 на осуществление капитального ремонта вестибюля и наклонного тоннеля станции "Невский проспект-2", имеющей необходимый допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 12.01.2012 N 123.5-2009-7816141837-С-064, а также лицензию (приложение N 1 к свидетельству).
Поскольку под лицензией в смысле, определяемом пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что лицензиатом может являться лицо, непосредственно осуществляющее "ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющихся, горючих и взрывчатых веществ".
Применительно к настоящему делу включение в реестр опасных производственных объектов объекта - Участок транспортного строительства (капитальный ремонт станции метро "Невский проспект-2" в границах: вестибюль станции, наклонный ход) не является безусловным основанием для получения ГУП "Петербургский метрополитен" лицензии, как ошибочно полагает Управление.
Таким образом, довод апелляционной жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании Управлением норм материального права.
Отсутствие доказательств осуществления предприятием такого вида деятельности как "ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющихся, горючих и взрывчатых веществ", позволило суду первой инстанции сделать правомерный вывод о недоказанности административным органом вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ состава административного правонарушения в действиях ГУП "Петербургский метрополитен".
Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции на основании части 2 статьи 210 АПК РФ признал постановление административного органа незаконным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы административного органа и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 22 февраля 2013 года по делу N А56-652/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Н. А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-652/2013
Истец: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору