Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3344-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "КАРРАД" (далее - ЗАО "КАРРАД") 6.000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности за 4 квартал 2001 года и 1 квартал 2002 года.
Решением от 27.01.03 в удовлетворении этого требования отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалованного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
МРО ФСС России 27.06.02 составило акт камеральной проверки N 136н/с по факту нарушения срока представления обществом отчетности и 11.07.02 вынесло решение N 170 о привлечении его к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в виде штрафа в сумме 6000 рублей. Расчетная ведомость по средствам ФСС России за ГУ квартал 2001 года и I квартал 2002 года представлена 11.06.02.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения общества к административной ответственности.
Утверждение суда о нарушении органом социального страхования установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Названный Кодекс, в т.ч. ст. 15.6, определяет порядок привлечения к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не организации, а ее руководителя.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков представления отчетности по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Названной нормой Закона также было определено, что взыскание штрафа осуществляется в порядке, установленном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для применения мер ответственности за налоговое правонарушение.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока регистрации в исполнительном органе ФСС России производится по правилам, установленным" НК РФ.
Вместе с тем, штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.
В силу ст. 115 НК РФ требование о взыскании санкций может быть заявлено не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно ст.ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, о нарушении обществом срока представления отчетности за 1 квартал 2002 года органу социального страхования должно было стать известно в апреле 2002 года. С заявлением о взыскании штрафа последний обратился в суд в январе 2003 года.
В связи с истечением срока давности взыскания санкций штраф не мог быть взыскан.
Что касается штрафа за непредставление расчетной ведомости за 4 квартал 2001 года, то на момент совершения правонарушения ответственность за него отсутствовала.
Статья 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающая ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд, распространяется на правоотношения, возникшие в 2002 году.
За несвоевременное представление отчетности за 2001 год не может быть применена ответственность, установленная вышеназванным законом, поскольку в 2001 году это деяние не признавалось правонарушением.
Данный вывод корреспондирует ст. 54 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.03 по делу N А40-50500/02-121-376 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3344-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании