Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3335-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к автономной некоммерческой управленческо-эксплуатационной организации "Офисный центр "Восток-2" с заявлением о взыскании 5000 рублей штрафа, предусмотренного статьей 8 Федерального Закона Российской Федерации от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением от 11.02.2003 г. Арбитражного суда г. Москвы, в удовлетворении заявления отказано, в связи с тем, что Федеральный закон N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г." носит срочный характер и не может являться основанием для привлечения Организации к ответственности.
Не согласившись с судебным актом, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит о его отмене, как вынесенного с нарушением норм материального права, а именно: ст. 8 Федерального закона N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г.".
По мнению заявителя, суд не применил закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что судебный акт подлежит отмене по ч. 2 ст. 288 АПК РФ, как принятый с нарушением норм материального права.
Как установлено при разбирательстве дела, Общество прошло государственную регистрацию в Московской регистрационной палате 28.05.2002 г., с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратилось 22.07.2002 г., т.е. с нарушением установленного законом срока, что явилось основанием для привлечения его к ответственности решением МРО ФСС РФ от 31.05.2002 N 31 в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации N 17-ФЗ от 11.02.2002 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
В силу ст. 11 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Статья 8 ФЗ от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" устанавливает, что за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
За нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в МРО ФСС РФ до 90 дней исполнительные органы Фонда применяют санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ).
Согласно ФЗ от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и письму ФСС РФ от 13.02.2003 г. N 02-18/05-984 "О взыскании недоимки и пеней со страхователей, применение мер ответственности к страхователям и банкам в 2003 году" по указанным вопросам необходимо руководствоваться "Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных, выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Фондом социального страхования от 18.04.02 N 42.
Следовательно, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с АНУЭО "Офисный центр "Восток-2" штрафа за несвоевременную регистрацию в территориальном органе Фонда является ошибочным.
Полно всесторонне и непосредственно арбитражный суд первой инстанции установил и исследовал существенные обстоятельства для дела, но неверно применил нормы материального права.
Поэтому, суд кассационной инстанции считает возможным принятое судом решение отменить и не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение об удовлетворении требования о взыскании штрафа.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2003 года по делу N А40-1339/03-76-25 отменять.
Взыскать с АНУЭО "Офисный центр "Восток-2" в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ штраф в размере 5000 рублей и госпошлину в доход Федерального бюджета в сумме 375 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3335-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании