город Омск |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А70-9312/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2601/2013)
Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.02.2013
по делу N А70-9312/2012 (судья Авдеева Я.В.)
по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184 )
к обществу с ограниченной ответственностью "Кукушкинское" (ОГРН 1027201462870, ИНН 7216004868)
третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (ОГРН 1047200605484, ИНН 7202126866 )
о возврате субсидии в размере 38 644 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, общества с ограниченной ответственностью "Кукушкинское", Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент АПК Тюменской области) 03.10.2012 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кукушкинское" (далее сокращенное наименование - ООО "Кукушкинское") о взыскании субсидии в размере 38 644 руб.
Исковые требования со ссылками на пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, постановление Правительства Тюменской области от 14.03.2008 N 180-п "Об утверждении положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", приказ Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 22.08.2012 N 853а-п мотивированы тем, что субсидия на поддержку элитного семеноводства за семена кукурузы ответчиком получена с нарушением установленного порядка.
Определением суда от 08.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Тюменской области, л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.02.2013 по делу N А70-9312/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, Департамент АПК Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом истец указывает, что ответчиком - ООО "Кукушкинское" нарушены условия предоставления субсидии, а именно: условия о том, что получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян напрямую.
Кроме того, выводы суда об использовании субсидии в соответствии с целевым назначением не имеют значения, поскольку Департамент АПК Тюменской области не оспаривал данное обстоятельство, а указывал на нарушение условий предоставления субсидии.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", пунктом 4.15.2. Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2011 N72-п, заявками на получение субсидии с приложением документов от 10.06.2011 Департамент АПК Тюменской области предоставил ООО "Кукушкинское" субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 111 670 руб.
Денежные средства перечислены на счёт ООО "Кукушкинское" по платежным поручениям от 21.06.2011 N 104356, от 15.11.2011 N 376793, от 26.12.2011 N 481730 (л.д. 19, 20, 21).
ТУ Росфиннадзора в Тюменской области 30.07.2012 в Департаменте АПК Тюменской области проведена проверка использования бюджетных средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, направленных в 2011 году на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы по подпрограмме "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", о чем составлен акт от 30.07.2012 (л.д. 27-48).
С учетом результатов проверки сделан вывод о том, что ООО "Кукушкинское" получило субсидию (38 644 руб.) с нарушением установленного порядка, так как приобрело элитные семена кукурузы не у производителей элитных семян и заводов по подготовке семян, а у организации-продавца (посредника).
В представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 03.08.2012 N 85 ТУ Росфиннадзора в Тюменской области потребовало у Департамента АПК Тюменской области принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющегося нецелевым использованием (л.д. 52-54).
Во исполнение указанного представления Департаментом АПК Тюменской области издан приказ от 22.08.2012 N 853а-п о возврате субсидий, в связи с чем ответчику - ООО "Кукушкинское" направлено уведомление от 04.09.2012 N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 38 644 руб., которое осталось без ответа (л.д. 22-26).
Субсидия в указанном размере ответчиком не возвращена.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционный инстанции, оценив в установленном статьей 71 АПК РФ порядке имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы по существу иска.
Суд первой инстанции установил, что правоотношения между сторонами спора по предоставлению субсидии сложились на основании и в соответствии с нормами статей 6, 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п.
Со ссылкой на пункт 5.1 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, полагая, что ООО "Кукушкинское" нарушены условия предоставления субсидии (приобретение ответчиком элитных семян кукурузы у организации - ООО "Степь", не являющейся производителем элитных семян кукурузы), Департамент АПК Тюменской области считает, что денежные средства должны быть возвращены.
Между тем, истцом необоснованно не учтено следующее.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденном постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства".
В силу пункта 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
По смыслу указанной нормы, истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при её предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию.
Между тем, в рассматриваемом случае имеет место нарушение условий предоставления самим органом, выдавшим субсидию.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Положения, для участия в отборе получения субсидии получатели представляют в Департамент АПК Тюменской области заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6, к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы: справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением; справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия; справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия; справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия; справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов: справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению; копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий; копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения).
Как усматривается из заявки ООО "Кукушкинское" на получение субсидии от 09.06.2011, к ней приложены копии следующих документов: договора купли-продажи от 12.04.2011 N 39, счета на оплату от 12.04.2011 N Сп 11-64, платежного поручения от 12.04.2011 N 408, счета-фактуры от 14.04.2011 N Сп 11-29, товарной накладной от 14.04.2011 N Сп 11-32, сертификатов N РОСС RUS ПС 01.5.1.0004.1.8.4967, N РОСС RUS ПС 01.5.1.0004.1.3.4972, сертификата соответствия N РСЦ 0260 12Е1 0010-11 (л.д. 11).
Из содержания сертификата сортовой идентификации N РОСС RUS ПС 01.5.1.0004.1.3.4972, N РОСС RUS ПС 01.5.1.0004.1.8.4967 усматривается, что семена кукурузы РОСС 140 СВ фракция 1 соответствуют категории репродукционные на товарные цели согласно ГОСТ Р 52325-2005. Производитель - СПК колхоз-племзавод "Казьминский", адрес: 357010, Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Казьминское, ул. Советская, 48. На копии указанного сертификата имеется надпись: "покупатель ООО "Степь" Курганская область, г. Курган" 32 тн. Кукурузы (1 185 мешков).
Из договора купли-продажи от 12.04.2011 N 39, счета на оплату от 12.04.2011 N Сп 11-64, платежного поручения от 12.04.2011 N 408, счета-фактуры от 14.04.2011 N Сп 11-29, товарной накладной от 14.04.2011 N Сп 11-32 следует, что продавцом элитных семян кукурузы являлось ООО "Степь".
В сертификате соответствия N РСЦ 0260 12Е1 0010-11 указано, что семена кукурузы сорт Катерина СВ, категория - репродукционные на товарные цели (РСт, F1), год урожая - 2010, партия N2, фракция 1, размером 90 тонн (3600 мешков), соответствуют требованиям ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян на товарные цели (РС), изготовителем (производителем), продавцом является также СПК колхоз-племзавод "Казьминский".
На сертификате имеется штамп с рукописной отметкой о том, что покупателем является ООО "Степь".
Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Таким образом, из представленного ООО "Кукушкинское" пакета документов однозначно усматривалось, что получатель субсидии приобрел элитные семена кукурузы у организации (ООО "Степь"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы. Указанные документы проверены Департаментом АПК Тюменской области и признаны надлежащими в целях предоставления субсидии.
Департамент посчитал, что опосредованное приобретение семян у производителя может являться основанием для выдачи субсидии.
В составленных Департаментом АПК Тюменской области разногласиях к акту проверки использования бюджетных средств от 01.08.2012 N 09/2757-12 (л.д. 96-97) указано, что расчет субсидии произведен по утвержденной ставке за фактически приобретенный объём семян кукурузы, поэтому переплаты субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые приобрели кукурузу через посредников, не произошло. Также не установлено нецелевого использования средств на поддержку элитного семеноводства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в таких условиях не ответчиком, а самим Департаментом АПК Тюменской области нарушены условия предоставления субсидии и последствия этого не могут перелагаться на ответчика.
Кроме этого, из представленной в материалы дела копии неисключительного лицензионного договора от 10.01.2011 N 21 между СПК колхоз-племзавод "Казьминский" (лицензиар) и ООО "Степь" (лицензиат) следует, что лицензиар предоставляет лицензиату на срок действия договора и за вознаграждение неисключительную лицензию на право использования гибридов кукурузы Катерина СВ и РОСС 199 МВ; территория действия неисключительного лицензионного договора - Курганская и Тюменская области (л.д. 112-113).
Согласно письму от 01.02.2011 N 24/с (л.д.111), СПК колхоз-племзавод "Казьминский" подтвердил, что ООО "Степь" является официальным представителем производителя элитных семян кукурузы СПК колхоз-племзавод "Казьминский". В качестве официального представителя ООО "Степь" имеет право продавать элитные семена кукурузы сельскохозяйственным предприятиям на территории Курганской и Тюменской областей.
Позиция Департамента АПК Тюменской области и ТУ Росфиннадзора в Тюменской области в вопросе о том, что приобретение элитных семян кукурузы должно быть осуществлено непосредственно у производителя семян или завода по подготовке семян, противоречит пункту 4.2 Положения, пункту 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, поскольку те не предусматривают запрета на покупку семян у посредников и не обязывают их приобретение напрямую у производителей, а также влечёт неоправданное ограничение прав организаций, занимающихся производством семян в кооперации с иными лицами.
Учитывая изложенное, ООО "Степь" является надлежащим лицом, осуществляющим реализацию элитных семян кукурузы, в связи с чем условия предоставления субсидии не могут быть признаны нарушенными.
Ссылка Департамента на нарушение подпункта а) пункта 5 Правил N 1174, не является состоятельной, поскольку данное положение Правил регулирует порядок предоставления субсидии, но не в части определения получателя субсидии, как ошибочно полагает заявитель жалобы, а в части определения ставок, по которым предоставляется субсидия; в данном случае субсидии выданы в соответствии с тарифом, установленным упомянутым подпунктом
Кроме того, Департаментом АПК Тюменской области и ТУ Росфиннадзора в Тюменской области не учтен подход законодателя при решении вопроса о перечне лиц, при реализации элитных семян сельскохозяйственных культур которыми, сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение субсидии.
Так, согласно подпункту а) пункта 5 действующих в настоящее время Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1295, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по перечню у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву, или у лиц, уполномоченных этими организациями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы и основывался на правильном применении норм материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона. Принятое по делу решение отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба истца оставляется судом апелляционной инстанции без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.02.2013 по делу N А70-9312/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9312/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Кукушкинсоке"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, СПК колхоз-племзавод "Казьминский"