г. Красноярск |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А33-20276/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от заявителя (прокурора Козульского района Красноярского края): Моргун О.В. на основании служебного удостоверения,
от Государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки": Логуновой А.М., представителя по доверенности от 24.08.2012,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" февраля 2013 года по делу N А33-20276/2012, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
прокурор Козульского района Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края (далее - заявитель, Прокурор) с заявлением к государственному предприятию Красноярского края "Губернские аптеки" (далее - предприятие, ГПКК "Губернские аптеки") (ИНН 2466120410, ОГРН 1042402957849) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" февраля 2013 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, предприятие обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие вины предприятия во вменяемом правонарушении.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ГПКК "Губернские аптеки" имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 27.06.2011 N ЛО-24-02-000597 выданную Министерством здравоохранения Красноярского края бессрочно.
Прокуратурой Козульского района 30.11.2012 года в рамках осуществления надзора за соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности проведена проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности обособленного структурного подразделения "Центральная районная аптека" N 58 филиала ГПКК "Губернские аптеки", осуществляющего свою деятельность по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Гагарина, 3.
В ходе проведенной проверки установлено, что 30.11.2012 фармацевтом аптеки реализованы покупателю Серикову Е.Н. медицинские препараты "Ципромед" и "Дексаметазон" на общую сумму 169 рублей 30 копеек без рецепта врача.
12.02.2012 Прокурором в отношении ГПКК "Губернские аптеки" вынесено постановление о возбуждении и дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГПКК "Губернские аптеки" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции на основании положений статьи 28.4 КоАП РФ, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" считает, что постановление от 12.12.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.
Процедура вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении Прокурором соблюдена, права предприятия на участие при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе фармацевтическая деятельность. При этом согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" указанная деятельность определена как деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081.
Пунктом 6 указанного Положения о лицензировании фармацевтической деятельности предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения. Согласно подпункту "г" пункта 5 приведенного Положения о лицензировании фармацевтической деятельности к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно пункту 1.3 Порядка отпуск лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм (пункт 2.1 указанного Порядка отпуска лекарственных средств).
Представленными в материалы дела постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.12.2012, копией товарного чека от 30.11.2012, актом проверки от 30.11.2012, объяснениями Корнеевой И.А. от 30.11.2012 доказан отпуск в аптеке лекарственных средств "Ципромед" и "Дексаметазон" на общую сумму 169 рублей 30 копеек без рецепта врача. Данные обстоятельства предприятием не оспариваются. Доказательств того, что указанные лекарственные средства разрешено продавать без рецепта врача, обществом не представлено; согласно инструкциям по применению лекарственных средств "Ципромед" противомикробный препарат из групп фторхинолонов, "Дексаметазон" фторированный глюкокортикостероид должны отпускаться из аптек по рецепту врача.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Прокурором доказано наличие в действиях ГПКК "Губернские аптеки" признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вина является обязательным элементом состава административного правонарушения и подлежит установлению при производстве по административному делу.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся установления вины, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о доказанности вины учреждения во вменяемом ему правонарушении ввиду следующих обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предприятие не представило доказательства, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных требований, в том числе по осуществлению надлежащего контроля за деятельностью фармацевтов. Ссылки предприятия на регулярное обучение фармацевтов по вопросам действующего законодательства в сфере обращения лекарственных средств, ознакомление работников с должностными инструкциями, осуществление выездных поверок филиалов документально не подтверждены.
Апелляционная коллегия, учитывая существенную угрозу охраняемым правоотношениям, характер совершенного правонарушения, которое совершено против установленного порядка осуществления фармацевтической деятельности и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, не усматривает оснований для применения малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно привлек ГПКК "Губернские аптеки" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 6 февраля 2013 года об удовлетворении заявления Прокурора, следовательно, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционной жалоба - без удовлетворения.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Следовательно, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" февраля 2013 года по делу N А33-20276/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20276/2012
Истец: Прокурор Козульского района
Ответчик: ГП КК Губернские аптеки
Третье лицо: Прокуратура Красноярского края