г. Самара |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А55-25771/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Коршуновой В.В. (доверенность от 09.01.2013 N 12-05/9), Чумаковой Е.В. (доверенность от 19.12.2012 N 12-05/22187),
представителей муниципального предприятия городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" - Кондраниной А.В. (доверенность от 19.02.2013), Котловой И.В. (доверенность от 19.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2012 по делу N А55-25771/2012 (судья Бойко С.А.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" (ИНН 6311026193, ОГРН 1026300530508), г.Самара,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г.Самара,
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" (далее - МП г.о. Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Самарской области, административный орган, ответчик) о признании недействительным предписания от 27.06.2012 N 04-1/340 в части возложения на заявителя обязанности по разработке проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон кладбищ "Безымянское" (Кировского района), "Яблонька" (Кировского района), "Сорокины Хутора" (Кировского района), "Южное" (Волжский район), "Городское" (Железнодорожный район), "Управленческое" (Красноглинский район), "Мехзаводское" ("Красноглинский район) и представления копий экспертных и санитарно-эпидемиологических заключений санитарно-защитных зон в Управление Роспотребнадзора по Самарской области в срок до 01.07.2014 (т.1, л.д.2-8).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2012 по делу N А55-25771/2012 заявленные требования удовлетворены (т.1,л.д.153-156).
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.2,л.д.3-4).
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представители заявителя возражали против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Самарской области в период с 01.06.2012 по 27.06.2012 в отношении МП г.о. Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" была проведена плановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 27.06.2012 N 04-1/275 (т.1,л.д.8-20).
По результатам проверки в адрес заявителя вынесено предписание от 27.06.2012 N 04-1/340, в пункте 1 которого на заявителя возлагается обязанность по разработке проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон кладбищ "Безымянское" (Кировского района), "Яблонька" (Кировского района), "Сорокины Хутора" (Кировского района), "Южное" (Волжский район), "Городское" (Железнодорожный район), "Управленческое" (Красноглинский район), "Мехзаводское" ("Красноглинский район) и представлению копий экспертных и санитарно-эпидемиологических заключений санитарно-защитных зон в Управление Роспотребнадзора по Самарской области в срок до 01.07.2014.
Считая предписание от 27.06.2012 N 04-1/340 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322).
В соответствии с пунктом 68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 18.11.2011 N 1372н, административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из содержания вышеназванных норм следует, что Управление Роспотребнадзора по Самарской области полномочно осуществлять государственный контроль за использованием законодательства Российской Федерации в области санитарного законодательства и выдавать предписания о прекращении его нарушений.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной проверки Управление Роспотребнадзора по Самарской области пришло к выводу о том, что заявитель является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г.о.Самара и осуществляет деятельность по содержанию мест захоронения и эксплуатации муниципальных кладбищ.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 14.05.2010 N 478 Муниципальное предприятие городского округа Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории городского округа Самара.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) специализированная служба оказывает гарантированные государством услуги по погребению на безвозмездной основе согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Таким образом, статус "специализированной службы", согласно вышеназванной нормы, позволяет муниципальному предприятию помимо оказания платных ритуальных услуг, оказывать услуги по погребению на безвозмездной основе с последующим возмещением их стоимости за счет средств бюджета. При этом, Закон о погребении не возлагает на специализированную службу обязанность по содержанию мест захоронения и эксплуатации кладбищ.
В силу положений пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Закона о погребении, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа; земельные участки, фактически занимаемые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона, и решение о предоставлении земельных участков под размещение мест захоронения осуществляется исключительного органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 05.05.2011 N 395 создано Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Ритуал", основным видом деятельности которого является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации похоронного дела на территории г.о.Самара.
В соответствии с Порядком организации похоронного дела на территории городского округа Самара, утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 27.02.2010 N 183 видами деятельности муниципального казенного учреждения городского округа Самара "Ритуал" являются: предоставление земельных участков под захоронения, в том числе под семейные (родовые) захоронения; ведение архива захоронения; инвентаризация захоронений; согласование установки надмогильных сооружений и въезда на территории кладбищ транспортных средств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" не является правообладателем земельных участков под кладбища, неуполномочено на выделение земельных участков под захоронения, а наравне с другими хозяйствующими субъектами осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг. Как свидетельствуют материалы дела, доказательств обратного административным органом представлено не было. Следовательно, оспариваемое предписание противоречит вышеприведенным нормам права.
Поскольку невыполнение в срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя.
Установление судом несоответствия оспариваемых ненормативных актов государственного органа закону и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дает суду основание для признания указанных ненормативных актов недействительными.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на Управление Роспотребнадзора по Самарской области, но не взыскиваются, в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2012 по делу N А55-25771/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25771/2012
Истец: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области