г. Пермь |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А50-20962/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз", - Михайленко А.А., доверенность от 24.01.2013,
от ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Горкунова Л.М., доверенность от 20.12.2012,
от заинтересованного лица, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 марта 2013 года
по делу N А50-20962/2012,
вынесенное судьей Ю.В.Батраковой,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" (ОГРН 1025900895130, ИНН 5904005604)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,
установил:
Закрытое акционерное общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Заявителя на автомобильную дорогу Примыкание к Бродовскому тракту по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, Бродовский тракт, д.11б (инв. N 35593), изложенного в письме от 13.07.2012 г. N 21/008/2012-708, с требованием обязать ответчика в установленный законом срок осуществить государственную регистрацию права собственности Заявителя на автомобильную дорогу Примыкание к Бродовскому тракту по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, Бродовский тракт, д.11б (инв. N 35593).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Решением суда от 05 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 05 марта 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе приводит нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Раскрывает понятие подъезда к автомобильной дороге общего пользования и съезда с автомобильной дороги. Считает, что созданная заявителем автомобильная дорога подпадает под указанное определение. В соответствии с ч.4 ст.20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" разрешение на строительство в данном случае не требуется. Не согласен с выводом суда о невозможности применения для юридических лиц упрощенного порядка регистрации права собственности, предусмотренного ст.25.3 Закона N 122-ФЗ. Оснований для отказа у регистрирующего органа не имелось.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.11.2010 года между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми (Арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства N 089-10С, по условиям которого арендатору на праве аренды передан земельный участок площадью 4 099 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Пермь, Свердловский район, Бродовский тракт, 11б, для строительства газопровода, водопровода и дороги к существующим зданиям и строящемуся производственному корпусу, кадастровый номер 59:01:4411058:152 (л.д. 9-12).
Договор аренды земельного участка для строительства N 089-10С прошел государственную регистрацию, что подтверждается записью N 59-59-21/064/2010-236 от 14.12.2010 года.
Земельный участок передан Закрытому акционерному обществу "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" 20.11.2010 года, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка (л.д. 13).
Из пояснений истца следует, что на земельном участке согласно целям его использования Заявителем были построены газопровод, водопровод и автомобильная дорога.
16.02.2012 года Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о регистрации права собственности на автомобильную дорогу "Примыкание к Бродовскому тракту" (л.д. 55, 57).
На государственную регистрацию Заявителем также были представлены кадастровый паспорт сооружения от 23.01.2013 года, выданный ГУП "ЦТИ Пермского края", декларация об объекте недвижимого имущества.
Уведомлением от 01.03.2012 года N 21/008/2012-704-708 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сообщило Заявителю о приостановлении государственной регистрации прав. Основанием для приостановления государственной регистрации послужила необходимость выяснения вопроса о том, является ли объект недвижимым имуществом и необходимо ли получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, о чем ответчиком были направлены соответствующие запросы в ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" и Департамент градостроительства и архитектуры г. Перми (л.д. 50-51).
13.07.2012 года письмом N 21/008/2012-708 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сообщило Заявителю об отказе в государственной регистрации, поскольку Заявителем не представлены документы, подтверждающие факт создания автомобильной дороги "Примыкание к Бродовскому тракту" (л.д. 14).
Полагая, что отказ регистрирующего органа является незаконным, Закрытое акционерное общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется, а кроме того, указано, что иные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется, могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона Пермского края N 805-ПК от 14.09.2011 г. "О градостроительной деятельности в Пермском крае" выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства физическим лицом для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, гаража на земельном участке, предоставленном в установленном порядке гаражно-строительному, гаражному кооперативу;
2) строительства, реконструкции в границах населенного пункта:
сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства), до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.;
подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования. Строительство, реконструкция указанных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; и т.д. (п. 2 в ред. Закона Пермского края от 31.05.2012 N 48-ПК).
В соответствии с имеющимися в регистрационном деле документами с расписками от 16.02.2012, 28.02.2012 на государственную регистрацию заявителем представлены следующие документы: заявления, кадастровые паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, декларации об объекте недвижимого имущества от 28.02.2012.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заявление о государственной регистрации права собственности именно на "автомобильную дорогу "Примыкание к Бродовскому тракту", кадастровый паспорт на 23.01.2012, сообщение от 13.07.2012 N 21/008/2012-708 об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт создания объекта "автомобильная дорога "Примыкание к Бродовскому тракту".
Кроме того, согласно письму Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 02.07.2012 N СЭД-22-01-26-567 проектной документацией, разработанной ООО "Стройинвест", шифр 282 предусмотрено устройство проездов, площадок и тротуаров, автомобильная дорога (примыкание к Бродовскому тракту) отсутствует.
Ссылки заявителя на упрощенный порядок регистрации права собственности, предусмотренный ст.25.3 Закона N 122-ФЗ не принимаются.
В пункте 1 статьи 25.3 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Заявителем на государственную регистрацию представлены документы на объект "автомобильная дорога "Примыкание к Бродовскому тракту" как самостоятельный объект недвижимости, требующий представление документов, подтверждающих факт создания объекта - разрешительной документации по правилам ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании представленных заявителем документов.
Апелляционная жалоба заявителя по существу сводится к описанию фактических обстоятельств дела и приведению норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы регистрирующего органа, заявителем не представлено (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации права собственности, является правильным, требование о признании его незаконным удовлетворению не подлежит.
Доказательств иного в материалах дела не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права не имеется.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2013 по делу N А50-20962/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20962/2012
Истец: ЗАО "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю