г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А21-10007/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7535/2013) Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области с Неманском, Славском районах и г. Советске на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2013 по делу N А21-10007/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и г. Советске
к ИП Савинковой Елене Викторовне
о привлечении к административной ответственности
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и г. Советске (238710, Калининградская область, г. Неман, ул. Победы, д.12, далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Савинкову Елену Викторовну, проживающую в г. Советске Калининградской области (ОГРНИП 304391118000041) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 14.01.2013 в удовлетворении заявления административного органа отказано.
Не согласившись с решением суда, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора направил апелляционную жалобу. Податель жалобы считает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт совершения ИП Савинковой Е.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Возражений по фактам выявленных нарушений законодательства в ходе проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении от Савинковой Е.В. не поступало, в связи с чем заявитель просит апелляционный суд отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Приложенный к апелляционной жалобе протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю территорий и находящихся там вещей и документов от 15.10.2012 к материалам дела не приобщается и возвращается подателю жалобы, поскольку Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновал невозможность представления данного документа в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Административный орган направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 18.09.2012 N 1147 сотрудниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Савинковой Е.В.
В ходе проверки магазина "Копеечка", расположенном по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Советская, д. 3 "а", выявлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении требований статей 11, 15, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", пунктов 8.24, 13.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", а именно:
- в магазине реализуется продукция с истекшими сроками годности (Медовые звездочки "Супер-Хрупер", 1 упаковка весом 200 г со сроком годности до 22.05.2012; майонез салатный "Махеев", 3 упаковки весом по 900 г каждая, производство Татарстан, дата изготовления 30.06.2012, срок годности при +14+200 60 суток (до 30.08.2012); майонез "Махеев" Салатный, 2 упаковки весом по 400 г., производство Татарстан, изготовлен 06.07.2012, срок хранения при температуре +14+200 60 суток (до 06.09.2012); 2 упаковки до 900 гр. Майонеза "Мистер Рико", производства ОАО "Казанский жировой комбинат", Татарстан, дата изготовления 15.03.2-12 - срок годности до 15.09.2012; горчица "Ароматная", упаковка весом 155 г, изготовлена 09.10.2011, срок хранения 9 месяцев до 09.07.2012).
- отсутствуют условия для раздельного хранения личной одежды и спецодежды.
По результатам проверки составлен акт от 01.11.2012.
Выявив в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в отношении Савинковой Е.В. составил протокол об административном правонарушении от 01.11.2012 N 511.
Поскольку рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции арбитражных судов, Территориальный отдел обратился в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о не подтверждении материалами дела факта реализации предпринимателем продукции с истекшим сроком годности и отказал административному органу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) определяет понятие технического регламента, в соответствии с которой - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 данного Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 статьи 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", регулирующего отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, установлено, в том числе, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, сроки годности которых истекли.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 90-ФЗ масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, при использовании по назначению в течение срока годности пищевой масложировой продукции и срока хранения непищевой масложировой продукции не должна причинять вреда жизни или здоровью человека.
Пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" также установлен запрет на реализацию в организациях торговли продукции с истекшими сроками годности.
Пунктом 13.4 этих же Санитарных Правил установлено, что совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не проводится.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушения предпринимателем указанных выше норм права, выразившихся в реализации продукции с истекшими сроками годности, а также отсутствие условий для раздельного хранения личной одежды и спецодежды подтверждается актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 01.11.2012 N 511.
Акт проверки подписан предпринимателем без возражений. В объяснениях, полученных административным органом при составлении протокола об административном правонарушения, Савинкова Е.В. также не отрицала выявленные нарушения законодательства, пояснив, что соблюдение сроков возложено на продавцов, а с ее стороны ослаблен контроль за ними; вышеуказанная продукция снята с реализации.
Оценив вышеуказанные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что ими достоверно подтверждается факт реализации предпринимателем продуктов с нарушением требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Вина предпринимателя в совершенном правонарушении выразилась в том, что она не приняла всех зависящих от нее мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и как того требует часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доказательств того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя, в материалы дела не предоставлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Савинковой Е.В. по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава этого административного правонарушения.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции от 10.11.2011) о малозначительности нет, поскольку реализация предпринимателем продукции с истекшим сроком годности, представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям.
Поскольку предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы не истек, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, ИП Савинкова Е.В. подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, коллегией в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
С учетом отсутствия доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд полагает возможным назначить ИП Савинковой Елене Викторовне минимальное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 января 2013 года по делу N А521-10007/2012 отменить.
Заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске (238710, Калининградская область, г. Неман, ул. Победы, д. 12) удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Савинкову Елену Викторовну, 10.03.1967 года рождения, место рождения: Киргизия, г. Фрунзе, место жительства: Калининградская область, Советск, ул. Больничная, д. 6, кв.1, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 304391118000041 от 14.11.2006 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде 20 000 руб. штрафа.
Реквизиты для уплаты штрафа
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области
ИНН/КПП 3906134200/390601001
ОКАТО 27221501000
ОГРН 1053902817792
БИК 042748001
ГРКЦ ГУ Банк России по Калининградской области
Код бюджетной классификации 14111628000016000140
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10007/2012
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и г. Советске, Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славском районах и городе Советске
Ответчик: ИП Савинкова Елена Викторовна