г. Москва |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А40-157833/12-17-1574 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Б.К. Накат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2013 по делу N А40-157833/2012, судьи Поляковой А.Б. (шифр судьи: 17-1574)
по заявлению ООО "Б.К. Накат" (124489, г.Москва, Зеленоград, корп. 617А, н.п. 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (119019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1)
о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2012 N 1502-222/1/2012,
при участии:
от заявителя: Разгонов И.И. по доверенности от 30.01.2013
от ответчика: Камышов Д.А. по доверенности от 22.01.2013 N 05-08-212/13
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "Б.К. Накат" (далее - заявитель, Общество) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент Росприроднадзора, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1502-222/1/2012 от 07.11.2012 по ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Считая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно выяснив имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
За данное правонарушение установлено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, с 04 сентября 2012 года по 01 октября 2012 года, согласно распоряжению заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 05.07.2012 г. N 1504-222/2012, государственным инспектором города Москвы по охране природы Высоцкой Н. Н. осуществлена проверка общества с ограниченной ответственностью "Б.К. Накат" по адресу: Москва, г. Зеленоград, корпус 617 а.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Б.К. Накат" занимает помещения общей площадью 1002,2 кв.м, согласно договору аренды нежилого помещения от 17.02.2005 N 10-00034/05 для организации предприятия общественного питания (кафе, бильярдный клуб).
ООО "Б.К.Накат" производит и реализует кулинарные изделия. Согласно письму от 06.09.2012 N 06/09-12 арендуемые ООО "Б.К.Накат" помещения в субаренду не сдаются.
Проверкой выявлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО "Б.К. Накат" образуются отходы I-V класса опасности, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV класс опасности), отработанное растительное масло и жиры (IV класс опасности), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания (V класс опасности), что подтверждается сделанными в ходе проведения проверки фотоматериалами, а также представленными договорами на вывоз отходов, платежными поручениями на оплату выполненных работ по заключенным договорам.
Таким образом, административным органом установлено, что ООО "Б.К.Накат" осуществляет деятельность по образованию и накоплению отходов производства и потребления.
Временное накопление отходов, образующихся от деятельности общества, производится в специально оборудованной таре и отведенных для этих целей местах.
В ходе проверки установлено, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления ООО "Б.К.Накат" осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, не ведет учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV класс опасности), отработанное растительное масло и жиры (IV класс опасности), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания (V класс опасности).
Также, заявитель, являясь субъектом малого предпринимательства не направило в установленный законом срок в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент Росприроднадзора по ЦФО) отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год;- не разработало в установленном порядке паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности, образующиеся в процессе деятельности организации (I класс опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные; IV класс опасности - мусор от уборки бытовых помещений, отработанное растительное масло и жиры).
По результатам проверки составлен акт проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства от 01.10.2012 N 1502-222/2012, 22.10.2012 должностным лицом департамента, в присутствии генерального директора общества Хрусталева И. В. составлен протокол об административном правонарушении N 1502-222/1/2012, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 07.11.2012 по делу об административном правонарушении N 1502-222/1/2012 ООО "Б.К. Накат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях ООО "Б.К. Накат" состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под накоплением отходов следует понимать временное складирование отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
В оспариваемом постановлении заявителю вменяется образование и накопление опасных отходов в процессе хозяйственной деятельности, в связи с чем довод Общества о том, что он не может является субъектом вменяемого правонарушения, подлежит отклонению.
В соответствии со ст.ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок ведения учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами". В соответствии с п. 5 данного приказа учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В соответствии с разъяснениями п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательства того, что Обществом принимались меры, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, которые позволили бы судить об отсутствии вины привлекаемого к административной ответственности лица, не представлены.
Факт нарушения ООО "Б.К. Накат" экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства, подтвержден материалами административного дела, а именно: актом проверки от 01.10.2012 г., протоколом об административном правонарушении от 22.10.2012 г., фотоматериалами, договором аренды от 17.02.2005, договорами на транспортное обслуживание от 10.01.2010 г. N ТО/012/12, купли-продажи масла и жиров от 01.08.2012 N 16/32, договором на вывоз ТБО от 03.12.2010 N 216/11 и другими документами.
Процедура привлечения ООО "Б.К. Накат" к административной ответственности соблюдена. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, административный штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и отличная от данной судом оценка имеющих значение для дела обстоятельств не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2013 по делу N А40-157833/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить Хрусталеву Игорю Владимировичу (г.Москва, Зеленоград, корп.617А,н.п.2) из федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционную жалобу в сумме 2 000 руб., ошибочно уплаченные по чеку-ордеру N 67 от 12.03.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157833/2012
Истец: ООО "Б.К. Накат"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление Государственного экологического контроля