г. Вологда |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А13-14403/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Смирнова В.И.,
судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества Осиповой Е.С. по доверенности от 09.01.2013, от административного органа Румянцева А.В. по доверенности от 15.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2013 года
по делу N А13-14403/2012 (судья Парфенюк А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Череповецкая электросетевая компания" (ОГРН 1063528067613; далее - общество, ООО "ЧэСК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС по Вологодской области, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.11.2012 N 6-3/11/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2013 года по делу N А13-14403/2012 требования общества удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие оснований для признания вменяемого ООО "ЧэСК" административного правонарушения малозначительным.
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.09.2012 в период с 14 час 30 мин до 16 час 00 мин должностными лицами управления в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), произведен осмотр Интернет-сайта ООО "ЧэСК" по адресу: http://chesk35.ru.
Участниками осмотра было установлено, что ООО "ЧэСК" являясь сетевой организацией, в нарушение Стандартов не раскрыло следующую информацию:
1) годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность за 2010 и 2011 годы. Субъекты рынков электрической энергии обязаны опубликовать данную информацию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня (подпункт "а" статьи 9, статья 10 Стандартов). Организацией представлен только отчет о прибылях и убытках за период с 01.01.2010 по 31.12.2010;
2) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг). Данная информация подлежит раскрытию субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июля (подпункт "б" статьи 9, подпункт "в" статьи 10 (1) Стандартов). Организацией представлена только плановая информация за 2011 год;
3) информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов (подпункт "а" статьи 11 Стандартов). Информация 2011 года, представленная организацией на сайте, является неактуальной. Постановление от 29.12.2010 N 487 Региональной энергетической комиссии Вологодской области "О тарифах на электрическую энергию" утратило силу. Обществом не указана информация о тарифах на электрическую энергию на 2012 год;
4) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным или иным утвержденным стандартам качества, включая информацию (подпункт "б" статьи 11 Стандартов):
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
- об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
- об объемах переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
- о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым на отчетную дату - на 01.03.2012;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
- о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2013;
- об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь. На сайте общества не размещена информация на 01.03.2011 и на 01.03.2012;
- о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения. На сайте общества не размещена информация на 01.03.2011 и на 01.03.2012;
- о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам города, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
- о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключения объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению. На сайте общества не размещена информация на отчетную дату - на 01.03.2012;
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии. На сайте общества не размещена информация на отчетные даты - за 1, 2, 3, 4-й кварталы 2011 года, 1, 2-й кварталы 2012 года;
- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 1.07.2012 - также по центрам питания ниже 35 кВ. На сайте общества не размещена информация на отчетные даты - за 1, 2, 3, 4-й кварталы 2011 года и 1, 2-й кварталы 2012 года;
5) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
- заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
- аннулированных заявок на технологическое присоединение;
- выполненных присоединений и присоединенной мощности (подпункт "в" статьи 11 Стандартов). На сайте общества не размещена информация на отчетные даты - помесячно за 2011 год и январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, августа 2012 года (в соответствии со статьей 11 Стандартов);
6) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты (подпункт "е" статьи 11). На сайте общества информация отсутствует;
7) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
- о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
- о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок (подпункт "з" статьи 11 Стандартов). На сайте общества информация отсутствуют.
По результатам осмотра Интернет-сайта ООО "ЧэСК" по адресу: http://chesk35.ru, составлен акт осмотра Интернет-сайта от 19.09.2012 (л.д. 96-102).
Обстоятельства, выявленные при проведении осмотра, послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования (определение от 17.10.2012).
По окончании административного расследования старшим государственным инспектором отдела по анализу конкуренции и контролю за естественными монополиями УФАС по Вологодской области составлен протокол об административном правонарушении от 07.11.2012, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
В указанном протоколе зафиксировано, что на момент осмотра Интернет- сайта ООО "ЧэСК" допустило нарушения требований по раскрытию информации, предусмотренных подпунктами "а", "б" статьи 9, статьей 10, подпунктом "в" статьи 10 (1), подпунктами "а", "б", "е", "з" статьи 11, статьей 11 (1) Стандартов.
Заместитель руководителя управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 07.11.2012 и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 14.11.2012 N 6-3/11/12. Указанным постановлением ООО "ЧэСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 220 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворено.
Апелляционная инстанция считает данный судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере электроэнергетики, направленные на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии.
Объективной стороной правонарушения является неопубликование информации, предусмотренной Стандартами, в электронных средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) (подпункт "а"); структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (подпункт "б").
В силу пункта 10 Стандартов информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Подпунктом "в" пункта 10 (1) Стандартов предусмотрено, что указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 1 июня.
Согласно подпункту "а" статьи 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов (подпункт "а").
В соответствии с подпунктом "б" статьи 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает следующую информацию:
об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 1 июля 2012 года - также по центрам питания ниже 35 кВ; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
Как следует из статьи 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию: о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты (подпункт "е"); о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок (подпункт "з").
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Управлением установлено, что заявитель является сетевой организацией.
Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 07.11.2012, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Нарушения, выразившиеся в отсутствии части существенной информации, подлежавшей раскрытию в соответствии со Стандартами в сроки не позднее 01.06.2011, не позднее 01.07.2011, подлежат исключению из объема вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения требований установленных Стандартами.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.15 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, послуживших препятствием для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, управлением не допущено.
Вместе с тем суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, применил статью 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция считает данный вывод обоснованным ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, апелляционная коллегия считает, что оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
При этом судом правомерно принято во внимание, что общество частично раскрыло информацию предусмотренную подпунктами "а", "б" статьи 9, подпунктами "а", "б", "е", "з" статьи 11, статьей 11 (1) Стандартов.
Судом также принимается во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие прямого умысла, ущерба для общества и государства, то обстоятельство, что общество к ответственности за аналогичные нарушения не привлекалось, каких-либо жалоб от заинтересованных лиц на отсутствие исследуемой информации не поступало, не подтверждено наличие общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью для административного органа осуществить контрольные мероприятия или существенными затруднениями в их проведении.
Таким образом, пренебрежительного отношения ООО "ЧэСК" к исполнению своих обязанностей по исполнению требований Стандартов не усматривается.
Податель жалобы ссылается на то, что материалы дела не содержат свидетельств исключительности обстоятельств совершенного обществом правонарушения и самого случая его совершения, тогда как в соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Между тем исключительность в данном случае является понятием оценочным и не может соотноситься с какой-либо периодичностью ее применения.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 220 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При этом необходимо отметить, что управление не обосновало назначение обществу штрафа выше низшего предела санкции статьи 9.15 КоАП РФ.
Названное обстоятельство также свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления управления
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным и отмене постановления управления.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2013 года по делу N А13-14403/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14403/2012
Истец: ООО "Череповецкая электросетевая компания"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба - Управление по Вологодской области