город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2013 г. |
дело N А32-40615/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 15.09.2012 Августовской Анастасии Геннадьевны;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2013
по делу N А32-40615/2012, принятое судьёй Купреевым Д.В.,
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Росстандарта
к заинтересованному лицу открытому акционерному обществу "Кубаньэнерго"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2013 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Кубаньэнерго" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что не является лицом, ответственным за выявленные нарушения, поскольку не относится к изготовителю, исполнителю или продавцу товара. Как указывает заявитель, он является лицом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем не относится к субъекту правонарушения. Кроме того, общество указывает, что лицом, обязанным подтверждать сертификацию электрической энергии, является энергоснабжающая организация, к которой ОАО "Кубаньэнерго" отношения не имеет. По мнению заявителя, осуществление услуг по передаче электрической энергии не требует наличия сертификата.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Южного межрегионального территориального управления Росстандарта не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет деятельность по передаче, распределению электроэнергии, а также по обеспечению работоспособности электрических сетей.
Специалистами Южного межрегионального территориального управления Росстандарта 25.11.2011 на основании поступивших обращений граждан о реализации обществом некачественной электрической энергии проведена внеплановая проверка открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" на предмет соблюдения обязательных требований ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В результате проверки контролирующим органом установлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемая ОАО "Кубаньэнерго" ОАО "Кубаньэнергосбыт" по договору от 01.07.2006 N 107/30-613 и дополнительному соглашению от 01.01.2007 N 14/407/30-120, для последующей реализации гражданам по договорам электроснабжения в:
- г. Сочи Хостинский район, с. Барановка, пер. Овощной (опора ВЛ-0,4 кВ, район домов N 13 и N 10 в пер. Овощной, от ТП-С633 в пер. Овощной, фидер переулок "Овощной", Центр питания: ПС "Пасечная" 110/6 кВ, принадлежащая филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети");
- г. Сочи Адлерский район, с. Верхнениколаевское, ул. Кузнечная (опора ВЛ-04 кВ, район домов N 41, 41-а на ул. Кузнечная, от ТП-А49 на улице Мостовской, фидер улица "Кузнечная", Центр питания: ПС "Кудепста" 110/6-0,4 кВ, принадлежащая филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети; опора ВЛ-04 кВ, район дома N 1-а на ул. Кузнечной, от ТП-А49 на улице Мостовской, фидер улица "Кузнечная", Центра питания: ПС "Кудепста" 110/6-0,4 кВ, принадлежащая филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети");
- г. Сочи Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская (опора ВЛ-0,4 кВ, район дома N 125 на ул. Ивановской, от ТП-А229 на улице Ивановская, 141, фидер улица "Ивановская", Центр питания: электрические сети; опора ВЛ-0,4 кВ, ТОП жилых домов N 87, N 66, N 64 и N 60 на ул. Ивановской, от ТП-215 на улице Ивановская, фидер (улица "Ивановская), Центр питания: ПС "Каменка" 110/6-0,4 кВ, принадлежащая филиалу ОАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети"), не соответствует требованиям пунктов 5.2, 5.4.1, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а именно: не соответствует по установившемуся отклонению напряжения, по коэффициентам искажения синусоидальности кривой, несимметрии напряжений по n-ой гармонической составляющей напряжения, несимметрии напряжений по обратной последовательности, несимметрии напряжений по нулевой последовательности.
Кроме того, в ходе проверки контролирующим органом установлено, что поставляемая обществом электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована, что является нарушением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
По результатам проверки контролирующим органом обществу выдано предписание от 25.11.2011 N 169, согласно которому ОАО "Кубаньэнерго" предписано устранить вышеуказанные нарушения обязательных требований государственных стандартов в срок до 26.11.2012.
В связи с необходимостью установления факта исполнения указанного предписания в период с 29.11.2012 по 27.12.2012 Южным межрегиональным территориальным управлением Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой выявлен факт неисполнения ОАО "Кубаньэнерго" предписания от 25.11.2011 N 169.
27.12.2012 по факту неисполнения указанного предписания заместителем начальника Краснодарского отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления Росстандарта составлен протокол об административном правонарушении N 231 по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5, частью 3 статьи 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Принимая решение о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В силу абзаца 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, следует, что правом оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления соответствующего тарифа наделены собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения) установлены ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Нормы качества электрической энергии, устанавливаемые указанным стандартом, являются уровнями электромагнитной совместимости для кондуктивных электромагнитных помех в системах электроснабжения общего назначения. При соблюдении указанных норм обеспечивается электромагнитная совместимость электрических сетей систем электроснабжения общего назначения и электрических сетей потребителей электрической энергии (приемников электрической энергии).
Нормы, установленные настоящим стандартом, подлежат включению в технические условия на присоединение потребителей электрической энергии и в договоры на пользование электрической энергией между электроснабжающими организациями и потребителями электрической энергии.
Правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, учитывая, что качество электрической энергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования, установлены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16.07.1999 N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования".
Указанными Правилами установлен порядок получения сертификатов соответствия только для энергоснабжающих и сетевых организаций, поскольку именно они владеют на праве собственности или ином законном основании соответствующими распределительными сетями (устройствами) и энергоустановками.
На основании пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.
Если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является продукцией, подлежащей обязательной сертификации.
Из материалов дела следует, что в результате проверки специалистами Южного межрегионального территориального управления Росстандарта ОАО "Кубаньэнерго" на предмет соблюдения обязательных требований ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" установлен факт нарушения обществом требований пунктов 5.2, 5.4.1, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 указанного ГОСТа, а также положений Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" при осуществлении поставки электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, реализуемой ОАО "Кубаньэнерго" ОАО "Кубаньэнергосбыт" по договору от 01.07.2006 N 107/30-613 и дополнительному соглашению от 01.01.2007 N 14/407/30-120 для реализации гражданам по договорам электроснабжения.
Приказом Росстандарта от 17.08.2010 N 3053 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", пунктом 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 июня 2009 г. N 476 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии" утверждено Положение о Южном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с пунктом 11.2 указанного Положения ЮМТУ Росстандарта осуществляет мероприятия по государственному метрологическому надзору, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов, в связи с чем выдает обязательные к исполнению предписания и устанавливает сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований.
Таким образом, судом установлено, что по результатам проверки контролирующим органом обществу выдано законное предписание от 25.11.2011 N 169, согласно которому ОАО "Кубаньэнерго" предписано устранить вышеуказанные нарушения обязательных требований государственных стандартов и законодательства о сертификации электрической энергии в срок до 26.11.2012.
Однако в ходе проведенной в период с 29.11.2012 по 27.12.2012 внеплановой проверки контролирующим органом установлен факт неисполнения предписания ОАО "Кубаньэнерго".
Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения предписания в установленный срок, обществом не представлены.
В протоколе об административном правонарушении от 27.12.2012 N 231 представитель общества пояснил, что ведутся работы по улучшению качества энергоснабжения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что предписание Южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 25.11.2011 N 169, выданное ОАО "Кубаньэнерго" с целью устранения нарушений пунктов 5.2, 5.4.1, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а также положений Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", обществом в установленный срок фактически не исполнено.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения требований законодательства в части исполнения законного предписания контролирующего органа.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Довод общества о том, что действия по неисполнению предписания не образуют состав административного правонарушения ввиду того, что юридическое лицо не подпадает под понятия изготовителя, исполнителя и продавца, установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. Суд правомерно и обоснованно указал, что ОАО "Кубаньэнерго" является непосредственным поставщиком электроэнергии потребителю, ввиду чего именно на нем лежит обязанность поставлять потребителю электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям. Данное обстоятельство, в частности, подтверждается мировым соглашением от 28.04.2012, заключенным между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "Кубаньэнерго" в рамках судебного спора по делу N А32-2245/2012, из которого следует, что исполнитель (ОАО "Кубаньэнерго") обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств, допустимым числом часов отключения в год, не связанным с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, сроком восстановления энергоснабжения потребителя, в интересах которого заключается договор, в пределах максимальной мощности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств потребителя. При этом качество и параметры электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97). Надежность снабжения потребителей электрической энергии должна соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
По этим же основаниям являются необоснованными доводы общества о том, что на нем не лежит обязанность по сертификации передаваемой потребителю электрической энергии.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2013 по делу N А32-40615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40615/2012
Истец: Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарт, Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта
Ответчик: ОАО "Кубаньэнерго"
Третье лицо: ОАО "Кубаньэнерго"