Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 г. N 08АП-2379/13
город Омск |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А46-33167/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2379/2013) Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-33167/2012 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОТП Банк" (ОГРН 1027739176563, ИНН 7708001614) к Государственному учреждению Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025500972716, ИНН 5504018510) о признании недействительным решения от 12.12.2012 N 7658н/с,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Вагнер Наталья Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 39 от 17.12.2012 сроком действия по 31.12.2013;
от открытого акционерного общества "ОТП Банк" - Павлова Виктория Владимировна, предъявлен паспорт, по доверенности N 1322 от 28.12.2012 сроком действия по 19.12.2015 включительно;
установил:
открытое акционерное общество "ОТП Банк" (далее по тексту - заявитель, Банк, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-ОРО ФСС, Учреждение, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 12.12.2012 N 7658н/с о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-33167/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что Банк правомерно исчислил пособия по уходу за вторым ребенком исходя из среднего заработка сотрудниц, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, основания для непринятия к зачету расходов в сумме 74 521 руб. 85 коп. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством у ГУ-ОРО ФСС отсутствовали. Пункт 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение) при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование в данном случае не применяется.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-33167/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Банком требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в проверяемом периоде (2010-2011 годы), застрахованные лица находятся в отпуске по уходу за вторым ребёнком, поэтому, согласно статье 14 Закона N 255-ФЗ, пособие исчисляется из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором предоставлен отпуск по уходу за вторым ребёнком. Однако, в указанных 12 календарных месяцах, у вышеперечисленных работниц Банка нет периода работы и заработной платы, поскольку они до этого находились в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за первым ребёнком.
В этом случае, по мнению подателя жалобы, пособия исчисляется исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. Поскольку необходимо рассчитать пособие по уходу за вторым ребёнком, страховым случаем является отпуск по уходу за вторым ребёнком, следовательно, предыдущим страховым случаем является рождение второго ребёнка, т.е. отпуск по беременности и родам второго ребёнка. В 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, упомянутые застрахованные лица также не имели заработка и периода работы, поскольку на этот период пришлись: отпуск по уходу за первым ребёнком и отпуск по беременности и родам первого ребёнка.
Податель жалобы считает, что не представляется возможным рассчитать ежемесячное пособие по уходу за ребенком с применением пункта 11 Положения, так как, исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (в данной ситуации - отпуска по беременности и родам за вторым ребенком), также отсутствует заработок.
Утверждает, что следует руководствоваться пунктом 11.1 Положения, в соответствии с которым, в этом случае средний заработок определяется исходя из установленного работницам должностного оклада на день наступления отпуска по уходу за ребенком.
От ОАО "ОТП Банк" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители сторон в судебном заседании поддержали заявленные доводы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГУ-ОРО ФСС в отношении Банка проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, по результатам которой составлен акт от 15.11.2012 N 153н/с и принято решение от 12.12.2012 N 7658н/с, которым Банк привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 29 руб. 81 коп. Занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составило 74 521 руб. 85 коп. Банку дополнительно начислены страховые взносы в размере 149 руб. 04 коп.
Основаниями для принятия данного решения явилось то, что, по мнению заинтересованного лица, Банком нарушен пункт 11.1 Положения, в связи с чем неправильно определен средний заработок четырех сотрудниц при расчете пособий по уходу за вторым ребенком.
Банк, полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-33167/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Как следует из пункта 1 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ), страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
В силу пункта 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;
2) беременность и роды;
3) рождение ребенка (детей);
4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица.
Назначение и выплата пособий по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы) застрахованного лица (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
В статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в редакции от 19.10.2009) (далее - Положение).
Пункт 6 Положения, так же как и статья 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, дает понятие расчетного периода за который исчисляется средний заработок - 12 календарных месяцев работы до наступления страхового случая или иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 Положения.
По убеждению суда апелляционной инстанции, законодатель разделяет страховой случай: когда застрахованное лицо не имело период работы непосредственно перед наступлением страхового случая (пункт 11 Положения) и когда застрахованное лицо не имело заработка (пункт 10 и 11.1. Положения).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела до рождения первого ребенка сотрудницы Банка (Елисеева Е.А., Байкозина Е.Н., Киселева Е.А., Требина Л.А.) работали в Банке более 12 месяцев, за что получали заработную плату.
Таким образом, при исчислении пособий следует применять пункт 11 Положения, согласно которому если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть всегда берется период 12 месяцев работы, когда у сотрудниц был заработок. Иными словами, предшествующим периодом считается тот период, перед которым сотрудница имела заработок.
Апелляционный суд полагает, что пункт 11.1. Положения в данном случае не подлежит применению, поскольку по смыслу норм, регулирующих отношения в области социального обеспечения, предыдущим страховым случаем является рождение первого ребенка, а не назначение пособия по беременности и родам при рождении второго ребенка.
Судом апелляционной инстанции принимается во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования в связи с материнством в Российской Федерации, изложенная в Определении от 07.06.2011 N 742-0-0.
Из указанного Определения следует, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2009 года N 3-П).
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства и создавать, прежде всего, для матерей, осуществляющих уход за детьми до 1,5 лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П).
Учитывая указанную выше позицию Конституционного Суда РФ, является неправомерным выплата ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в сумме меньшей, чем ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком.
Соответствует названное выше толкование статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, которая в последующем законодателем была изменена.
Так, в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции от 05.04.2013) в пункте 1 статьи 14 указано, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Таким образом, в более поздней редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при исчислении пособия взяты уже не предшествующие 12 месяцев, а более длительный период - 2 года. Также имеется ссылка на то, что на календарные годы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия, то есть при исчислении пособия принимается во внимание более выгодный для застрахованного лица способ.
Банк правомерно исчислил и выплатил пособия по уходу за вторым ребенком застрахованным лицам (сотрудникам Банка) Елисеевой Е.А., Байкозиной Е.Н., Киселевой Е.А., Требиной Л.А. в связи с чем, со стороны Банка отсутствует занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 74 521 руб. 85 коп. и недоимка по страховым взносам в сумме 149 руб. 04 коп.
Основания для привлечения Банка к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-Фз "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 29 руб. 81 коп., а также пени в сумме 128 руб. 64 коп. не имелось.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно и обоснованно были удовлетворены требования Банка. Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не является основанием для отмены верного судебного акта. Нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139), в соответствии с которыми Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.02.2013 по делу N А46-33167/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.