г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А21-11201/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 60571);
от ответчика: не явились-извещены (уведомление N 60572);
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-7813/2013) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области Ответчик/должник по делам о банкротстве на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2013 по делу N А21-11201/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исполнительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исполнительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" (238437, Калининградская область, Багратионовский район, поселок Славяновка, ОГРН 1023902213785, далее- ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (236039, г.Калининград, ул.Краснооктябрьская, д.9, далее- ТУ Росфиннадзора) от 24.10.2012 N 35-12/9П о привлечении учреждения к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление ТУ Росфиннадзора от 24.10.2012 N 35-12/9П о привлечении учреждения к административной ответственности в связи с недоказанностью события правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росфиннадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований по тем основаниям, что учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, выплатив компенсации стоимости путевок по организации отдыха и оздоровлению детей сотрудников учреждения не за счет средств федерального бюджета, поступивших в кассу по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 212 "Прочие выплаты", а поступивших на выплату заработной платы КОСГУ 211 "Заработная плата". Поскольку каждая расчетно-платежная операция, совершенная с нарушением применения КОСГУ и сводной бюджетной росписи является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств, следовательно, событие правонарушения доказано.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 04 сентября по 09 октября 2012 года в соответствии с планом контрольной работы на 2012 год, ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Калининградской области проведена проверка правомерности и эффективности использования ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области средств федерального бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности за 2010-2011 годы.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. ст.38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области за счет средств федерального бюджета, поступивших в кассу по чеку от 02.12.2011 года серии АЭ N 7898834 (заявка на получение наличных денег от 01.12.2011 N 00001753) на выплату заработной платы гражданскому персоналу по главе 320 "Федеральная служба исполнения наказаний", разделу 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", подразделу 0305 "Система исполнения наказаний", целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", программе 6700 "Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований", виду расходов 014 "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны" и КОСГУ 211 "Заработная плата" выплачена компенсация стоимости путевок в организации отдыха и оздоровление детей сотрудников ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области по платежной ведомости без номера к расходному кассовому ордеру от 06.12.2011 N 1679, подписанной заместителем начальника учреждения Любцовым В.В. и главным бухгалтером Кушнеровым М.А., в сумме 40000,00 рублей, которую следовало выплачивать по целевой статье 2020000 "Воинские формирования (органы, подразделения)", программе 6700 "Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований", виду расходов 014 "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны" и КОСГУ 212 "Прочие выплаты", что по мнению ТУ Росфиннадзора в силу статьи 289 "Нецелевое использование бюджетных средств" Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам проверки 09.10.2012 административным органом составлен акт и протокол об административном правонарушении N 35-12/9, на основании которых 24.10.2012 вынесено постановление N 35-12/9П о привлечении налогоплательщика к ответственности по ч.1 ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Учреждение не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что в 2010 и 2011 годах учреждением не было допущено превышения расходов, предусмотренных бюджетной сметой, ни по одной статье (подстатье КОСГУ), поскольку средства, полученные в кассу учреждения по одной статье (подстатье) КОСГУ, но израсходованные на операции, финансируемые по другой статье (подстатье) КОСГУ, были впоследствии восстановлены за счет бюджетных средств, доведенных в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, по которым, эта операция должна была быть совершена первоначально. По каждой статье бюджетная смета в соответствующем финансовом году была исполнена. Заявитель полагает, что в ревизуемом периоде имели место ошибки в ведении кассовых операций, которые, в соответствии с учреждением были исправлены самостоятельно до начала проведения ревизии.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статья 38 Бюджетного кодекса РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей, получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из отчетов об исполнении бюджета по состоянию на 01.01.2011 и на 01.01.2012 следует, что заявитель надлежащим образом исполнил бюджетные обязательства, учреждением не было допущено превышения расходов, предусмотренных бюджетной сметой, ни по одной статье (подстатье) КОСГУ, по каждой статье (подстатье) КОСГУ бюджетная смета в соответствующем финансовом году была исполнена. Как поясняет учреждение, средства, полученные в кассу по одной статье (подстатье) КОСГУ, но израсходованные на операции, финансируемые по другой статье (подстатье) КОСГУ, были впоследствии восстановлены за счет бюджетных средств, доведенных в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, по которым, эта операция должна была быть совершена первоначально.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Аналогичные положения содержатся в письме Минфина России от 02.1.2006 N 10-5-3/436, согласно которому осуществление кассовых операций главными распорядителями средств федерального бюджета не подпадает под понятие нецелевого использования, если производится в пределах доверенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае нецелевого использования бюджетных средств, так как учреждением денежные средства были восстановлены на соответствующие статьи сметы расходов и доходов до окончания финансового года и до проведения проверки.
Пунктом 2.5.3 Приказа Казначейства Российской Федерации от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" установлено, что клиент вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента.
Учреждение не отрицает факт выдачи из кассы денежных средств не на те цели, на которые они были получены за счет средств федерального бюджета и полагает, что им допущено нарушение ведения кассовых операций, что не образует объективную сторону вменямого учреждению правонарушения.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности нарушения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области требований законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств его получателем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 февраля 2013 года по делу N А21-11201/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11201/2012
Истец: ФКУ ИК-13 УФСИН России по К/о, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в К/о
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7873/13