Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 г. N 02АП-2529/13
г. Киров |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А29-9066/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
при участии представителей
от заявителя: Михалюта А.Ю. по доверенности от 19.07.2012, Штаповой Е.И. по доверенности от 25.12.2012,
от заинтересованного лица: Шапенковой А.Л. по доверенности от 25.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхование Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2013 по делу N А29-9066/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхование Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании частично недействительным решений,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратился в Арбитражный суд Республики Коми, с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхование Российской Федерации по Республике Коми (далее - заявитель жалобы, Фонд социального страхования) о признании недействительным:
- решения от 23.07.2012 N 52 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 491 695 рублей 51 копейки,
- решения от 23.07.2012 N 52 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 267 577 рублей 23 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2013 заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда социального страхования от 23.07.2012 N 52 признано недействительным в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования, в сумме 487 096 рублей 35 копеек; решение Фонда социального страхования от 23.07.2012 N 52 признано недействительным в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 267 577 рублей 23 копеек.
Фонд социального страхования с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, временная нетрудоспособность, подтвержденная необоснованно выданными или неправильно оформленными листками нетрудоспособности не является страховым случаем и не дает права на получение пособия по социальному страхованию. Фонд социального страхования вправе не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Фонд социального страхования указывает на то, что Дризд Н.В., Орлову Д.С., Козлову А.М., Башлыкову А.Н., Шашеву Ю.Ю. были выданы листки нетрудоспособности сроком более чем 15 дней без решения врачебной комиссии. Заявитель жалобы указывает на то, что листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период, включая нерабочие праздничные дни и выходные дни; в случае выдачи листка нетрудоспособности на число дней необходимых к проезду к месту нахождения медицинского учреждения, эти дни должны включаться непосредственно в листок нетрудоспособности.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами Фонда социального страхования.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Республики Коми, представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Результаты проверки отражены в акте от 08.06.2012 N 143с/с.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем директора Фонда социального страхования приняты решения:
- от 23.07.2012 N 52 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в 2009 году в сумме 1 269 781 рублей 71 копейки, - от 23.07.2012 N 52 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010, 2011 годы в сумме 619 223 рублей 09 копеек.
Не согласившись с указанными решениями в части непринятия к зачету расходов в сумме 759 272 рублей 74 копейки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 39 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 1.3, 1.4, пунктом 1 части 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 2.1, частью 1 статьи 3, пунктом 3 части 2 статьи 4.1, пунктом 4 части 1 статьи 4.2, частями 1, 2 статьи 4.6, статьей 5, частями 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьей 1, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" и исходил из того, что Фондом социального страхования не представлено доказательств того, что формальные нарушения медицинскими учреждениями порядка выдачи листков нетрудоспособности повлекли выплату пособий при отсутствии страховых случаев.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) ОАО "РЖД" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
В части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях: утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения; необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи) (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
На основании пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (далее - Порядок), который действовал в проверяемом периоде.
На основании пункта 12 Порядка при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
Согласно пункту 14 Порядка при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Согласно пункту 15 Порядка при заболеваниях (травмах), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Не допускается выдача листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Выдача листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
Согласно пункту 36 Порядка листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи: ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.
В пункте 58 Порядка установлено, что внесение более двух исправлений в листок нетрудоспособности не допускается. При наличии более двух исправлений листок нетрудоспособности считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.
В пункте 63 Порядка предусмотрено, что при утере листка нетрудоспособности дубликат оформляется лечащим врачом и председателем врачебной комиссии.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки Фондом социального страхования был сделан вывод о том, что Обществом неправомерно были выплачены пособия на основании листков нетрудоспособности, выданные с нарушением Порядка, а именно:
- на основании листков нетрудоспособности, которые содержали более двух исправлений,
- на основании листков нетрудоспособности, выданных за прошедшие дни без решения врачебной комиссии,
- на основании дубликатов листков нетрудоспособности, выданных без решения врачебной комиссии,
- на основании листка нетрудоспособности, выданного по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет на срок более 15 дней при отсутствии медицинского заключения,
- на основании листков нетрудоспособности, выданных на срок более 30 календарных дней без решения врачебной комиссии,
- на основании листков нетрудоспособности, выданных при амбулаторном лечении лечащим врачом единолично на срок более 10 календарных дней (до следующего осмотра),
- на основании листков нетрудоспособности, выданных ранее даты освобождения от работы более чем на один день,
Между тем, Закон N 255-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения производится за счет страхователя, когда пособие по временной нетрудоспособности не назначается, а также оснований для отказа в назначении пособий и снижения их размера.
В рассматриваемой ситуации такие случаи не установлены.
Закон N 255-ФЗ не содержит положений, в которых неправильное оформление листков нетрудоспособности или их выдача с нарушением установленного порядка, является безусловным основанием для отказа застрахованному лицу в выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством или для возложения на страхователя обязанности по выплате страхового обеспечения за счет собственных средств.
Доказательств того, что формальные нарушения медицинскими учреждениями пунктов 12, 15, 36, 58, 63 Порядка повлекли выплату пособий при отсутствии страховых случаев, что Обществом был нарушен целевой характер расходования средств Фонда социального страхования, заявителем жалобы не представлено.
Факт наступления страховых случаев, который подтверждается выдачей рассматриваемых листков нетрудоспособности, Фондом социального страхования не оспаривается.
После проведения выездной проверки в листки нетрудоспособности, в отношении которых указано на отсутствие сведений о проведении врачебной комиссии, были внесены дополнения (проставлена подпись председателя врачебной комиссии).
Таким образом, председатель врачебной комиссии подтвердил правомерность выдачи рассматриваемых листков нетрудоспособности, и достоверность указанных в них сведений.
Доказательств того, что сведения, указанные в листках нетрудоспособности (в том числе в части сроков освобождения от работы), не соответствуют действительности, Фондом социального страхования не представлено.
Порядок не содержит запрета на внесение дополнений в листок нетрудоспособности и не ограничивает возможность внесения в листок нетрудоспособности дополнений какими-либо сроками.
Указанные листки нетрудоспособности Общество представило в Фонд социального страхования до принятия оспариваемых решений.
Доводы Фонда социального страхования, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не опровергают достоверность сведений, указанных в листках нетрудоспособности, не свидетельствуют о необоснованной выдаче медицинскими учреждениями листков не трудоспособности.
Доводы заявителя жалобы о том, что Фонд социального страхования вправе не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, подлежат отклонению.
В данном случае судом не установлено и материалами дела не подтверждается нарушение порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности, которые могли бы являться основанием для отказа в принятии к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения. Все нарушения, допущенные медицинскими учреждениями при оформлении и выдаче листков нетрудоспособности, не являются существенными и носят устранимый характер.
Материалами дела подтверждается и Фондом социального страхования не установлено иного, что в указанные периоды освобождения от работы работники действительно подлежали освобождению от работы в связи с наступившими страховыми случаями, и только за указанные периоды (а не со дня, в частности, выдачи листка нетрудоспособности ранее даты освобождения от работы) страхователем произведены выплаты страхового обеспечения. Доказательств того, что в оспариваемой Фондом социального страхования части расходов (по которой Фондом неправомерно отказано в принятии расходов) Общество произвело выплату страхового обеспечения в отсутствие фактов наступления страхового случая и в отсутствие событий для выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения, Фондом не установлено и не представлено. На указанную оспариваемую Фондом социального страхования сумму расходов имеются листки нетрудоспособности, основания для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения отсутствуют. Доказательств незаконной выдачи застрахованным лицам листков нетрудоспособности и незаконного освобождения их от работы в периоды, за которые Обществом произведены выплаты страхового обеспечения, излишней выплаты страхового обеспечения, не имеется.
Учитывая изложенное, оценив представленные в дело доказательства в совокупности, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при наличии фактов наступления страховых случаев, подтвержденных листками нетрудоспособности, и отсутствии установленных Законом N 255-ФЗ оснований для возложения обязанности по финансовому обеспечению расходов на выплату страхового обеспечения на страхователя, для отказа в назначении пособий или снижения их размера, факты формальных и не повлекших последствий нарушений медицинским учреждением Порядка, не повлекшие неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации, не являются основанием для отказа застрахованному лицу в выплате пособия, а страхователю - в принятии к зачету указанных расходов.
Следовательно, суд первой инстанции правильно признал недействительными решения Фонда социального страхования:
- от 23.07.2012 N 52 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в сумме 487 096 рублей 35 копеек,
- от 23.07.2012 N 52 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 267 577 рублей 23 копеек.
Фонд социального страхования не представил доказательств неправомерного расходования средств Фонда социального страхования в указанной части.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2013 по делу N А29-9066/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхование Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.