Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2013 г. N 02АП-2731/13
г. Киров |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А29-10810/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2013 по делу N А29-10810/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.
по заявлению министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми (г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 158)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А),
третье лицо: Капишон Владимир Иванович (Республика Коми, г. Ухта),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми (далее - заявитель, Министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании решения Управления от 06.09.2012 N 05-03/8304 недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Капишон Владимир Иванович (далее - третье лицо, Капишон В.И.) (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в конкурсной документации содержится ссылка на регламент проведения конкурса; Министерство не осуществляло действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.10.2011 Управлением издан приказ N 346 (том 1, л.д. 95), которым возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N АО 64-10/11 по признакам нарушения министерством развития промышленности, транспорта и связи в Республике Коми части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции).
20.10.2011 антимонопольным органом вынесено определение, которым дело N АО 64-10/11 назначено к рассмотрению; к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителя предприниматель Капишон В.И. и в качестве ответчика - министерство развития промышленности, транспорта и связи в Республике Коми (переименованного в министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми ) (л.д. 96).
28.11.2011 Управлением вынесено определение, которым рассмотрение дела N АО 64-10/11 приостановлено до принятия судебного акта, которым оканчивается рассмотрение по существу арбитражного дела N А29-4035/2011 (л.д. 109).
08.08.2012 ответчик вынес определение, которым возобновлено производство по антимонопольному делу N АО 64-10/11 в связи с тем, что 22.06.2012 вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2012 по делу N А29-4035/2011 (л.д. 110).
06.09.2012 Управлением вынесено решение по делу N 05-03/8304 (изготовлено в полном объеме 20.09.2012) (далее - решение от 20.09.2012), которым Министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, и часть 1 статьи 17 Федерального закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, в части бездействия в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) (л.д. 11-14). Из указанного решения следует, что товарный рынок межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми является конкурентным. Постановлением правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми" утверждено положение "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республике Коми" (далее - Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом). Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом установлено, что конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. В соответствии с подпунктом 9 пункта 14 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в редакции, действовавшей до 03.08.2011, было определено, что министерство промышленности и энергетики Республики Коми осуществляло организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. С 03.08.2011 организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляет дорожное агентство Республики Коми (подпункт 9 пункта 14 указанного Положения в действующей редакции). Министерство промышленности и энергетики Республики Коми в 2010 году явилось организатором открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2011-2013 годах по лотам NN 1-30 (далее - конкурс). Приказом министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 01.10.2010 N 110 "Об утверждении состава конкурсной комиссии" создана комиссия для проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная комиссия). Приказом министерства промышленности и энергетики Республики Коми от 22.10.2010 N 119 "Об утверждении конкурсной документации и регламента открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам" (л.д. 36) утверждены конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурсная документация) и регламент проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - регламент проведения конкурса). Предметом конкурса явилось право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Извещение о проведении конкурса было размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://minprom.rkomi.ru (далее - официальный сайт) и опубликовано в официальном печатном издании правительства Республики Коми - газете "Коми му" (далее - официальное печатное издание) 26.10.2010 (л.д. 59). Датой окончания приема заявок на участие в конкурсе было определено 26.11.2010, подведение итогов конкурса назначено на 17.12.2010. По пункту 4.11. регламента проведения конкурса в случае, когда участником размещения заказа признается только один участник размещения заказа, такой участник может быть признан единственным исполнителем и по решению уполномоченного органа с ним может быть заключен договор. Согласно пункту 4.13 регламента проведения конкурса в случае, если конкурс признан несостоявшимся по отдельным лотам, уполномоченный орган принимает решение о повторном проведении конкурса. На участие в конкурсе были поданы несколько заявок по отдельным лотам, в том числе по лоту N 25 обществом с ограниченной ответственностью "Ухтинские пассажирские линии" и индивидуальным предпринимателем Капишон В.И. Конкурс был признан несостоявшимся по лотам NN 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 20, 21, 25, 26, 29 в связи с допуском к участию в конкурсе одного участника, по лотам NN 11, 12, 16, 17, 18, 23, 24, 27, 28, 30 в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе единственного участника конкурса, по лоту N 19 в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе двух участников конкурса, а по лотам NN 13,14,15 в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе по соответствующим лотам (согласно протоколу от 07.12.2010 N 2 рассмотрения конкурсных заявок) (л.д. 82-86). Согласно пункту 4.16 регламента проведения конкурса оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. Для оценки и сопоставления конкурсных заявок конкурсная комиссия выставляет баллы согласно перечню оцениваемых показателей (приложение N 1 к регламенту) и определяет итоговый балл каждого претендента. Согласно пункту 7 извещения о проведении конкурса критерии оценки конкурсных заявок на участие в конкурсе указаны в приложении N 4 к конкурсной документации. Приложением N 4 к конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемые показатели), но не установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю). Приложением N 1 к регламенту проведения конкурса установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю) (л.д. 58).
Регламент проведения конкурса не доведен до претендентов на участие в конкурсе, а именно не размещен на официальном сайте, не опубликован в официальном печатном издании и не доведен иным способом.
Следовательно, по мнению антимонопольного органа, у претендентов на участие в конкурсе не имелось возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров, право заключения которых являлось предметом конкурса. Бездействие организатора конкурса в виде недоведения до претендентов на участие в конкурсе значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю) препятствует реализации целей конкурса, определенных пунктом 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
Не согласившись с решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение Управления не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции в указанной редакции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент совершения антимонопольного нарушения, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент совершения антимонопольного нарушения, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Материалами дела подтверждено, что является конкурентным товарный рынок межмуниципальных автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах Республики Коми. В связи с этим, в 2010 году министерством промышленности и энергетики Республики Коми утверждены конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам и регламент проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Приложением N 1 к регламенту проведения конкурса установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Между тем, регламент проведения конкурса не доведен до претендентов на участие в конкурсе способами, определенными законодательством. Данное обстоятельство также подтверждено решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2012 по делу N А29-4035/2011.
Следовательно, Управление пришло к обоснованному выводу о том, что недоведение организатором конкурса до претендентов на участие в нем значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) могло привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке услуг, путем ограничения доступа на такой товарный рынок потенциальных участников - хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в конкурсе, но не имеющих возможности предложения в заявках на участие в конкурсе лучших условий исполнения договоров.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в конкурсной документации содержится ссылка на регламент проведения конкурса; Министерство не осуществляло действия (бездействие), которые привели или могли привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, отклоняются судом апелляционной инстанции как не свидетельствующие о том, что регламент проведения конкурса был доведен до претендентов на участие в конкурсе.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2013 по делу N А29-10810/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.